Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Тема: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.Задачи: 1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.Оборудование: учебник, раздаточный материалМетоды работы: устная, письменнаяФормы работы: индивидуальная, фронтальна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс _______________

Предмет_____________

Дата:

Тема: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.

Задачи:

1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Методы работы: устная, письменная

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку.



  1. Актуализация знаний.

1.Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).

Распределите словосочетания в два столбика:

Именные

Глагольные

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.



  1. Изучение нового материала.

Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания:
- согласование,
- управление,
- примыкание.

Знакомство с правилом в учебнике.

Задание 1.

Выберите словосочетания с грамматическим значением


а)«действие и предмет , на который оно переходит»
Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.
б) «Действие и его признак»
Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер
в) « Предмет и его признак»
Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.

Задание 2.

Составить словосочетание со словом, определите вид подчинительной связи, чтобы оно было:
1) главным
2) зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.

(золотая осень - люблю осень, желтый лист - поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух - вдыхал воздух)

Задание 4.

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Медленно опускаться на парашюте.

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.



  1. Закрепление.

Тестирование.

1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
1) я люблю
2) над лесом
3) черной тучей
4) будто по сигналу.

2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась

3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»
1) по Ставропольскому бору
2) стесненно замирает
3) опустилась на елочку
4) с розовыми свечками.

4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»
1) трепетно замирает
2) невидимый работяга
3) взбалмошная сорока
4) взметнулась по сигналу.



  1. Подведение итогов.

Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете. Примеры.



  1. Домашнее задание.

_____________________

_____________________











































































Р.р.























***























































































































***


© 2010-2022