- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гардок Е.В. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс _______________
Предмет_____________
Дата:
Тема: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Цель: повторить синтаксис, виды словосочетаний.
Задачи:
1.Повторить синтаксис, что такое словосочетание его основные виды.
2.Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексного разбора текста.
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Методы работы: устная, письменная
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
-
Актуализация знаний.
1.Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).
Распределите словосочетания в два столбика:
Именные
Глагольные
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.
-
Изучение нового материала.
Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания:
- согласование,
- управление,
- примыкание.
Знакомство с правилом в учебнике.
Задание 1.
Выберите словосочетания с грамматическим значением
а)«действие и предмет , на который оно переходит»
Пронзительно каркая, лесная сплетница, опустилась на елочку, стрекотать неуемно.
б) «Действие и его признак»
Огненные листья, блестящими глазами, слушает зачарованно, разноцветный шатер
в) « Предмет и его признак»
Унес тайну, последний лист, ходят медленно, собирают листья.
Задание 2.
Составить словосочетание со словом, определите вид подчинительной связи, чтобы оно было:
1) главным
2) зависимым
осень, лист, дорожки, воздух.
(золотая осень - люблю осень, желтый лист - поднял лист, разноцветные дорожки - увидел дорожки, лесной воздух - вдыхал воздух)
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно опускаться на парашюте.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
-
Закрепление.
Тестирование.
1. Какие из приведенных сочетаний слов являются словосочетанием.
1) я люблю
2) над лесом
3) черной тучей
4) будто по сигналу.
2.Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «согласование»
1) бредешь по бору
2) дробно постукивает
3) высоченное небо
4) впереди опустилась
3. Среди сочетаний найдите словосочетания с грамматической связью «управление»
1) по Ставропольскому бору
2) стесненно замирает
3) опустилась на елочку
4) с розовыми свечками.
4. Среди сочетаний найдите словосочетание с грамматической связью «примыкание»
1) трепетно замирает
2) невидимый работяга
3) взбалмошная сорока
4) взметнулась по сигналу.
-
Подведение итогов.
Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете. Примеры.
-
Домашнее задание.
_____________________
_____________________
Р.р.
***
***