Речевая компетентность как условие социализации человека в современном обществе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Косенко Алла Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1»

город Воронеж


Речевая компетентность как условие социализации

человека в современном обществе

Важной составляющей существования человека в обществе является речь: речь - это средство познания мира, выражения деятельности сознания человека, формирования мировоззрения, вкусов, это коммуникативное средство, средство и условие совместной трудовой деятельности людей, связи поколений, средство выявления уровня его мышления и общей культуры.
Одно из необходимых условий успешности человека в современном мире, обществе - его речевая, точнее, коммуникативно-речевая компетентность. Под речевой компетентностью понимается совокупность основательных знаний, умений, навыков свободного, эффективного речевого поведения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Речевую компетентность, как нам представляется, составляют:
- во-первых, языковые знания личности - знания языковой системы, устройства современного русского языка, знания того, что есть, реально существует в русском языке, в первую очередь, в его литературном варианте.

- во-вторых, речевые умения и навыки, т.е - владение разнообразными ресурсами языка: от обиходно-бытового до официально-делового и научного.

Процесс развития коммуникативных, речевых качеств современного молодого человека осложняется сложившимися в России объективными культурно-речевыми условиями.

I. Кардинальные изменения в социальной, политической жизни общества повлекли большие изменения в языке, в первую очередь, в его лексическом составе, фразеологии:

1) появление новых слов и фразеологических единиц, отражающих новые явления и события в обществе, а именно многопартийность, антиперестроечные настроения;

2) архаизация или историзация ряда слов, называющих исчезающие из нашей жизни реалии (передовик, агитбригада, лагерь социализма, битва за урожай);

3) семантические сдвиги:

а) изменение, расширение значений ряда слов (рынок, сеть, перестройка, экология, застой и т.п.;

б) сужение значения слов, приспособление его к общественной ситуации

4) лавина заимствований (импичмент, инаугурация, консенсус, имидж и прочее

5) жаргонизация (крышевать, круто, чтиво);

6) эвфемизация речи с целью притупления критической остроты высказывания

II. Наиболее характерны для современной ситуации, к сожалению, низкая общая культура общества и отельных его представителей, в большинстве своем не образцы русской словесности, а высказывания, содержащие скорее не риторические достоинства, а недостатки, иллюстрацией чего может служить речь многих политиков и функционеров, изобилующая словесными штампами и косноязычием. Речевое поведение многих публичных людей, на которых мы, казалось бы, в первую очередь должны ориентироваться, далеки от языкового идеала и зачастую оказываются примером невысокого уровня культуры общения, например, стиль общения в современных СМИ, где приобрела популярность фамильярно-разговорная речь, а орфоэпические ошибки стали системой.

III. Определяющим оказывается и то, что языковой вкус молодежи во многом формируется не только под влиянием средств массовой информации, но и общения в далекой от образцовой, или даже просто хорошей, с точки зрения речевой компетентности, системе Интернет, где, помимо вирусов компьютерных, много речевых вирусов: жаргонизмы, просторечие, многообразие американизмов, сниженной лексики, включая и нецензурные выражения и т.п. Все это способствует «снижению» качества речи, особенно речи молодежи, подрастающих российских граждан и является причиной речевых затруднений при общении в разных сферах общественной жизни, серьезной помехой в учебе, профессиональной деятельности, порождает проблемы и в семейных отношениях.

21-й век нуждается в личностях талантливых, творческих, увлеченных, образованных, обладающих хорошим вкусом, культурой, в частности речевой, так как требования к коммуникативно-речевой культуре специалиста возрастают,(несмотря на продолжающееся снижение уровня общей и речевой культуры общества).

Составными компонентами речевой компетентности молодого человека являются:

1) наличие достаточно высокого уровня общей культуры, системы его знаний о мире;

2) осознание русского языка как феномена российской культуры, бережное, уважительное отношение к нему;

3) наличие необходимого минимума общих и коммуникативно-речевых способностей,

4) гибкость, умение корректировать свою речевую деятельность в соответствии с условиями общения, психологическим состоянием собеседника;

5) систематическая работа по повышению коммуникативно-речевой культуры.

В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования речевой компетентности учащихся в общеобразовательной школе. В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой компетентности учащихся, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в современной школе. В связи с этим мною были разработаны педагогические условия формирования речевой компетентности учащихся и программа по формированию речевой культуры. К педагогическим условиям относятся:

- учет индивидуального уровня речевой культуры учащихся

- создание позитивной речевой среды

- высокий уровень речевой культуры педагога

- реализация программы формирования речевой культуры учащихся, которая состоит из пяти тематических циклов и направлена на выработку навыков нормативного использования языковых единиц в речи и совершенствование речевой культуры.

Развитие эмоционально-ценностного компонента осуществлялось в разделе программы «Цели и ценности в моей жизни». Учащиеся знакомились с историей этикета, современными правилами речевого этикета. Формировалось представление подростков о нравственном климате в семье, прививалась любовь к родной речи и бережное к ней отношение. Выявлялись жизненные цели подростков.

Развитие когнитивного компонента речевой культуры учащихся осуществлялось в ходе работы над разделом «Основы языковой и речевой культуры». Здесь подростки знакомились с культурой речи в современном обществе; раскрывалось понятие нормы - как критерия правильности речи; рассматривались причины падения культуры речи и история возникновения ненормативной лексики, формировались знания литературных норм языка, правил их употребления в устной и письменной речи. В этом разделе программы, помимо лекционного курса о литературных нормах языка, использовались различные ролевые игры на тему «Нелепости и украшения речи».

Развитие деятельностного компонента речевой культуры учащихся осуществлялось в ходе работы над двумя разделами программы. В разделе «Я - человек, но какой?» ученикам давалась возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей и ориентиров, вскрывались противоречия, окружающие человека: жизнь и смерть, добро и зло, прекрасное и безобразное, рассматривались духовно-нравственные ценности, одной из которых является грамотная и нормативная речь. В разделе «Слагаемые общей культуры личности» рассматривались материальная и духовная культуры, внешняя и внутренняя культура человека. Ученикам предлагалось определить, какой вид культуры занимает в их жизни приоритетное место. Учащиеся знакомились с историческим и культурным наследием нашего города. Рассматривалась культура человеческих отношений, усваивающаяся в процессе совместной деятельности. Работая над данным компонентом, мы уделили внимание организации деловой игры «Дебаты», в которой подростки получили возможность развивать свои коммуникативные умения, культуру общения.

Развитие рефлексивного компонента речевой компетентности учащихся осуществлялось в ходе работы над разделом «Человек сам себе воспитатель». Подростки учились критически оценивать самого себя, свои речевые умения и навыки, видеть проблемную коммуникативную ситуацию и адекватно её оценивать, анализировать своё участие в уроке, внеурочном мероприятии, стимулировать потребность в формировании собственного речевого опыта с целью организации необходимого сотрудничества на уроке.

Результаты проведенной работы показали динамику уровня речевой компетентности учащихся, к чему мы, собственно, и стремились.

Литература

1. Любичева, Е.В. Речевая деятельность учащихся при работе с художественным текстом [Текст] / Е.В. Любичева, Н.Г. Ольховик // Русская словесность». - 2007. - № 3. - С. 46.

2. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX-XXI веков / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. - М.: Языки славянских культур, 2008

3. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы/ Л.С. Степанова.- М., Вербум, 2005.

© 2010-2022