Урок по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Рассказ «Телеграмма» К. Г.Паустовского  в силу жанрового своеобразия  дает прекрасную возможность через   всесторонний художественный  анализ  проникнуть в  творческую  мастерскую писателя, проследить за емкостью  его художественного слова, сосредоточиться на авторском «я», на тех  серьезных человеческих проблемах, от правильного  решения  которых зависит, быть нашей жизни  достойной или нет. Постижение авторской позиции – дело нелегкое.Ребята определяют задачу урока: проникнуть в мир чувств, настроений и мыслей писателя, понять его позицию по отношению к проблеме, поднимаемой в рассказе, определяют  инструментарий анализа для проникновения в художественное пространство произведения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Пока живет в нас состраданье, есть в нашей жизни оправданье…»

по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»


Цели урока:
1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»
2. Выяснить духовную проблематику рассказа
3. Расширить представление учащихся о композиции
( умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)
4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову.


Основные нравственные понятия:

добро, милосердие, любовь,

взаимопонимание, чуткость,

человечность, сердечность,

великодушие, деликатность,

сострадание

Теория литературы:

рассказ

тема

проблема

фабула

композиция

Художественные средства выразительности:

деталь

портрет

хронотоп

Имяслов

Катерина в переводе с греческого «чистая, непорочная"

Настя в переводе с греческого - «воскресшая».

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живет в нас

состраданье,

Есть нашей жизни

оправданье.

А. Дементьев

Актуализация знаний о творчестве К.Г. Паустовского.

Что вы знаете о творчестве К.Г. Паустовского? Какова тематика и проблематика его произведений?

Ученики.

Его произведения учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы: что значат любовь и верности в жизни человека, честь и достоинство, благородство и преданность, гармония с миром природы и чувство прекрасного, взаимопонимание и всеотзывчивость на чужую боль. Писатель стремится понять, что разрушает духовные опоры человека, и предостеречь нас от этого. Показать страшную цену отступничества и равнодушия.

Учитель.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл ».

Сквозь этот кристалл мы вместе с автором попробуем рассмотреть и понять, что в жизни человека является самым значимым, что делает его человеком, определяет жизненные ценности.

Рассказ «Телеграмма» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», на тех серьезных человеческих проблемах, от правильного решения которых зависит, быть нашей жизни достойной или нет.

Постижение авторской позиции - дело нелегкое.

Ребята определяют задачу урока: проникнуть в мир чувств, настроений и мыслей писателя, понять его позицию по отношению к проблеме, поднимаемой в рассказе.

Учитель. Каков инструментарий анализа для проникновения в художественное пространство произведения?

Ребята определяют инструментарий.

1. Название рассказа - ввод в тематику и проблематику произведения.

2.Сюжетно-композиционные особенности (выход на замысел писателя, на художественный предмет)

3. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор, найти подтверждение).

4. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
5. Характеристика героев произведения (их имена, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?)

6. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении, с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).

7. Язык произведения, его стиль.

8. Художественные образы, приемы и средства художественной выразительности для понимания авторской позиции и характера героя.

Название рассказа и его значение.

Какие ассоциации возникают у вас со словом телеграмма, когда вы впервые читаете названия этого произведения? ( версии ребят)

Какие предчувствия создаются за счёт названия? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение?

(Одна - опоздала, другой - не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Что же было написано в телеграмме, которая и стала отправной точкой для серьезных размышлений писателя и нас с вами над вечными вопросами жизни, вопросами человеческих взаимоотношений, отзывчивости и любви ?

«Катя помирает. Тихон» (эти слова переводят рассказ из драматической тональности в трагическую)

Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя

Почему К.П. не поверила в то, что эту телеграмму отправила дочь? Ребята говорят о том, что дочь крайне редко писала и навещала мать, подтверждают свои слова текстом и делают вывод, что уже через название рассказа после анализа телеграмм становится понятна его тема - взаимоотношение детей и родителей..

Какова фабула рассказа К.Паустовского? (ребята передают фабулу)

Это печальное повествование об одинокой старушке - матери и невнимательной дочери. Хотя Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует скульптуру Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки, радуется, что она состоялась. А её мать умирает в полном одиночестве.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Ученики говорят о том, как часто самые близкие нам люди бывают обделены вниманием и заботой, потому что нам кажется, что они должны понять нашу занятость, простить холодность или забывчивость…. Ребята приходят к выводу, что нравственная проблема взаимоотношений между близкими людьми лежит в основании самой фабулы. Ее составляющими, как и в ветхозаветной притче о блудном сыне, являются:

-отступничество,
- покаяние,
- прощение, но оно не состоялось, мать умерла.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему отношения детей и родителей.

Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Над этими вопросами писатель приглашает нас порассуждать и серьезно задуматься, чтобы не стать «пустельгой».

Как ее разворачивает писатель, чтобы заставить нас задуматься о самых сокровенных и истинных человеческих ценностях?

Ответ на данный вопрос, безусловно, нам даст композиция рассказа.

Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Ребята представляют свои композиционные планы рассказа, составляем общий, подбираем к каждой части эпиграф из текста.

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?» (Заборье - хронотоп)

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!» (Ленинград - хронотоп)

(мать и дочь разделены пространством и временем, жизнь матери - в прошлом, дочери- в настоящем и будущем))

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой». (Заборье)

4 часть. Раскаяние. « Никто, кроме матери, не сможет снять непоправимой вины, невыносимой тяжести»

Композиция подчинена решению вычлененной нами проблемы.

(взаимоотношения родителей и детей)

4. Работа с текстом.

Перечислим палитру художественных средств выразительности К.Паустовского: художественная деталь, пейзаж, прием антитезы

При помощи каких художественных деталей писатель в 1-ой части передает душевное состояние матери, её чувства и переживания?

а ) Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия в судьбе одинокой материнской души.

б) Образ клена. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины - глубину ее тоски по дочери. Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный "Вестник Европы"; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно.

Ощущается неухоженность, запущенность.

Какая деталь, словно оживляет представляемое?

"Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора". (Представьте мысленно этот образ, на что он похож?)

Это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что - то. Как и мать Насти.

Несколько слов, дочерняя отписка, на денежных переводах, бесконечно перечитываемых матерью… и почтовый ящик, внутри которого Манюша видит одну жестяную пустоту подчеркивают с большей силой душевную холодность Насти. Жестяная пустота - такую оценку бездушию, неоправданной жестокости дочери дает автор.

Какова картина жизни 1-ой ч. композиции: скорбны аккорды пейзажа, мрачны, грустны, печальны. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Время жизни героини истекает.

Природа выступает как герой произведения, скорбящий, сопереживающий.
Как письмо матери раскрывает нам мир ее чувств? (бесконечная любовь, душевная деликатность, трепетная нежность)

Что отличает жизнь Заборья?

Состраданье, участие в чужой беде, душевность, бескорыстие, простота , сердечность

Какой фрагмент этой части не поддаётся пересказу? (Письмо Насте.) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя - и это никому не понятно.)

Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу.) Может, верна оценка Тихона? Что значит "пустельга"? (хищная птица)


2.Часть. Ленинград… Жизнь Насти. Что мы узнаем о Насте?

Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад. Ваше мнением о Насте? Портретная характеристика: большие бусы, холодные глаза. Гоголь осуждает: «Эх ты, сорока!» Рядом с Настей нет описания природы. Настя помогает художнику Тимофееву, а о матери забывает - приём контраста. Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир - мир большого города, где живет и работает Настя.

Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы? (она черствый человек, эгоистичный, поэтому не видит природы)

Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна по отношению к матери. Силы растрачивает на здорового сильного, способного постоять за себя человека, в то время как ее мать медленно угасает в одиночестве.

Какую роль играет фигура Гоголя скульптура Тимофеева?

Он пробуждает сознание и совесть героини. Сразу ли поняла Настя смысл полученной из дому телеграммы? Нет.

С какого момента начинается ее душевное выздоровление? (На презентации. Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!").

Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы. Ребята выборочно зачитывают текст.

Выбежала на улицу, вспомнила "ненаглядная моя" - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд.

Какой эпизод является кульминационным в рассказе?

(Осознание Настей своей непростительной черствости по отношению к матери и смерть матери. Эти два факта одномоментны.)

Что подкосило жизненные силы матери?

Равнодушие дочери.

Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь.

Кто наиболее точно из героев выражает позицию автора в рассказе? Тихон, когда говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной,

- «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке?

Что по мнению Тихона и самого автора считается главными критериями человечности:

великодушие,

сердечность,

душевность.

Какова роль эпилога - раскаяния? Какую роль здесь играет пейзаж? Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом. ( принцип градации)

Кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, успокоилась ее страдающая душа. Смерть - избавление от страдания.

Катерина Петровна и окружающий ее мир - это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.

С чем осталась Настя?

Холодная комната, чувство вины - её одинокая история ещё впереди. Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом)

Чем растоплен холод души Насти?

Растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого - «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский.

Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? (к нам всем)

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.

Рефлексии всего сказанного, прочувствованного, осознанного. Зачитываем составленные тексты. Вот некоторые примеры.

«Любите, не забывайте, чаще навещайте дорогих нашему сердцу людей - родителей!»

«Помните: любовь окрыляет - равнодушие убивает».

Домашняя работа: написание сочинения - эссе по рассказу.













© 2010-2022