Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе Согласные звуки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Согласные звуки.

Цель: дать представление о группах согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости; формировать умение различать н слух согласные в сильной и слабой позициях; совершенствовать навыки проверки гласных в слабой позиции.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Два ученика работают по карточкам.

  1. Объявление темы и цели урока

  2. Актуализация опорных знаний обучающихся

Беседа.

- На какие две группы делятся все звуки русского языка?

- Чем отличаются гласные от согласных?

- Сколько согласных звуков в русском языке? Почему их так много (намного больше, чем гласных?)

- На какие группы делятся все согласные звуки?

IV. Работа по теме

  1. Работа с учебником.

Теоретический материал.

- Прочитайте пары согласных звуков по твердости-мягкости. Какие согласные всегда являются твердыми? Мягкими?

- Чем отличаются друг от друга глухие и звонкие согласные? Приведите пары согласных по глухости-звонкости.

- Какие согласные не относятся ни к глухим, ни к звонким? Почему? Как называются эти согласные?

2. Осложненное списывание.

Вот север, тучи наг...няя,

Д..хнул, завыл, - и вот с..ма

Идет волшебница - з..ма.

Пришла, рассыпалась, кл..кам

Повисла на суках дубов,

Легла в..лнистыми к..врами

Среди п..лей, вокруг х..лмов,

Брега с недвижною р..кою

Сравняла пухлй пел..ною,

Блеснул моро… И рады мы

Проказам матушки-з..мы.

(А.Пушкин)

- Найдите слова с гласными и согласными звуками в слабой позиции. Как вы проверили гласные в слабой позиции?

- Найдите слова с согласными звуками в слабой позиции. Какая позиция, судя по этому отрывку, является для согласных слабой по глухости-звонкости?

Как проверить слово мороз? Какая позиция будет сильной?

  1. Работа с учебником.

Теоретический материал.

  1. Тренировочные задания

1) Работа со стихотворным текстом.

- Прочитайте шуточное стихотворение Т.Крюковой и объясните это языковое явление.

Леф, леопарт, носорок и верблют

В моем зоопарке тетрадном живут.

Ребята узнали про льфа с леопартом,

И все покатились от смеха под парты.

Верблюты мои и мои носороки

Весь класс потешали вчера на уроке.

Жаль, нету в природе подобных зверей.

Ну что же, отныне я буду умней.

И чтоб не смешить понапрасну народ,

Я вывел: жирав, утконоз, бегемод.

- Запишите правильно слова, в которых герой сделал ошибки и рядом с каждым дайте его транскрипцию.

- Приведите примеры слов из этого стихотворения, в которых тоже есть согласные в слабой позиции. (Народ, вчера, все, чтоб) Как их проверить?

2) Работа с пословицами

- Закончите пословицы, объясните правописание согласных в слабой позиции.

Мир да лад - большой … (клад).

Хороши в дорожке пирожки с … (горошком).

Хозяин весел - гости … (радостны).

Какой звук находится в слабой позиции в слове радостны? Как его проверить?

3) Диктант

- Запишите словосочетания, проверьте, есть ли согласные в слабой позиции.

Сер.цу не прикажешь, звез..ная ночь, поз..ний час, ужасный случай, небесные ласточки, искусный мастер, влас..ный голос, грус..ный результат, неумес..ная шутка, напрас..ные старания, опас..ный преступник, перелес..ный сувенир, повсемес..ное распространение, жизнерадос..ный ученик, проез..ной билет, ярос..ное сражение, бессовес..ный поступок.

4) Скороговорка.

Под ушком подушка, пушистая подружка.

- В каком из слов скороговорки есть согласный звук в слабой позиции?

V. Итог урока

1. Решение фонетических примеров.

[Ш] + голос = ? (Ответ: [Ж])

[З] - голос = ? (Ответ: [С])

? + голос = [Б] (Ответ: [П])

[В]- голос = ? (Ответ: [Ф])

2. Загадка.

- Ученику дали задание: написать слова, которые читаются справа налево и слева направо одинаково. Он написал слова тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнил задание ученик?

VI. Домашнее задание

Выучить теоретический материал параграфа, выполнить упражнение.



© 2010-2022