Урок Фольклор и литература Забайкалья

Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.             Определение «легенда», «предание», выявление особенностей этого жанра литературы.  Знакомство  с некоторыми легендам, возникшими на Забайкальской земле, которые сложились   ещё в далёком прошлом. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Орионе. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд  произведений поэтов и писателей. На основе легенд воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать коммуник...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬЯ

УРОК «Легенды Забайкальского края»

Тема: Легенда как древний жанр устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать определения «легенда», «предание», выявить особенности этого жанра литературы.

2. Познакомить с некоторыми легендам, возникшими на Забайкальской земле, которые сложились ещё в далёком прошлом..

3. Выявить черты, которые присущи жанру легенда в легенде об Орионе.

5. Дать представление учащимся о созданных на основе легенд произведений поэтов и писателей.

Развивающие:

1. Развивать память учеников.

2. Развивать логически связную речь при ответе учеников.

3. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.

4. Развивать навык работы с легендами.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному краю.

2. Воспитывать коммуникативные умения учеников.

3. Воспитывать дисциплинированного ученика.

Содержание .

1. Организационный момент, сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое легенда, предание, когда и как они создавались, познакомимся с некоторыми из легенд Забайкалья и проанализируем её особенности.

2 .Слово учителя.

-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней - «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира - т.2)

Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) - это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (Записываем в тетради).

А теперь давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожигова:

«Предание - это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье - рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.

- В каждом городе, районе, деревне, у каждого народа, есть свои легенды. И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них, которые связаны с нашей Забайкальской землёй, и дошедшие до наших времён

3. Знакомство с легендами (беседа, комментированное чтение).

-Сегодня мы на уроке познакомимся с легендами Забайкалья.

Чтение легенд.

4. Беседа по вопросам.

  • Почему это произведения называются легендой? Докажите.

  • Что главное мы узнаём из легенды?

5. Итог урока.

  • Что такое легенда

  • Какие легенды вы узнали?

  • С какой легендой мы с вами познакомились?

  • Что интересного узнали?

  • Какие признаки легенды мы нашли в легенде об Орионе?

  • Какие ещё легенды вам известны? Постарайтесь узнать новые легенды.

Предполагаемые результаты урока.

Этот урок проводится с целью познакомить детей с новым жанром устного народного творчества - легендой, расширить знания о легендах, существующих на Забайкальской земле. Таким образом, мы предполагаем, обогатить знания учащихся в области истории родного края. Так же мы вводим новые литературные понятия, которые необходимы ученикам при изучении данной темы и последующих. Урок преследует и такую цель, как привлечь учащихся к дальнейшему изучению своей родной земли.











© 2010-2022