Урок-КВН по теме «Морфемика», в 5 классе

Урок-КВН по теме «Морфемика» в 5 классе. Этот урок завершает тему «Морфемика» Цели урока: повторить изученный материал по теме, развитие навыков сравнения, сопоставления, воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания. Урок построен в форме игры. Что позволяет включиться в работу всем ребятам. Урок проходит интересно, дети видят работу каждого и всей группы в целом. Игра развивает в детях умение работать в группе сообща. Распределять роли....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-КВН на тему «Морфемика» в 5 классе.

Цели урока: повторить изученный материал по данной теме; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания.

Ход урока.

Класс делится на две команды. Выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители.

Объявляется тема урока учителем, дети ставят цели: чему должны научиться на уроке и что должны знать к концу урока.

На доске записан эпиграф:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Вступительное слово учителя. Беседа.

-Что изучает морфемика?

- Назовите морфемы, из которых состоит слово.

-Как найти окончание в слове? Приведите примеры.

-Какие слова называют однокоренными?

- Какие орфограммы вы изучили в этой теме?

1 задание.

1 команда: убежал, магазинчик, маленький.

2команда: срисовал, тракторист, зеленоватый.

Задание: на основе этих слов докажите, что суффикс и приставка служат для образования новых слов.(подводятся итоги, правильный ответ - 2 балла, неполный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.)

2 задание.

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание -1 столбик.

Корень, суффикс, окончание - 2 столбик.

Приставка, корень, суффикс, окончание - 3 столбик.

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

3 задание (индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски). Разобрать слова по составу:

1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.

2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

Пока ребята выполняют задание у доски, вопрос к классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»

4 задание - работа у доски.

Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р..сток, сг…ревший газ, сл..жить, разл..жить, сл…гаемое, уб..рать.

Вопрос классу: «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»

5 задание командам:

Определить, одинаковые ли корни в словах:

Гора - гореть, мирный - замирать?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.

6 задание для команд: работа со словами(карточки).

Задания:

  1. Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: при..ятно, пр…рода, пр…спокойно, пр..шли, пр…ветливо, пр…чудливые.

  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

(Каждая команда читает две работы).

Пока команды выполняют задания, представители команд работают на доске, выполняя задание: записать однокоренные слова к словам «выносить» и «носик.»

7 задание: Игра «Кто больше?» - назвать слова с корнями:

1 команда - корень говор-

2 команда - корень вод-

Вопрос к классу: «Как образуются сложные слова?»

8 задание командам: объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

1 команда: лесоруб, птицефабрика.

2 команда: вездеход, пчеловод.

Последнее задание: устный блиц-опрос по очереди каждой команде: назовите сложное слово.

  1. Специалист по разведению садов .(садовод)

  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

  3. Канал для выхода дыма из трубы(дымоход)

  4. Русская народная игра-пляска. ( хоровод)

  5. Лес, поваленный бурей.(бурелом).

  6. Огнестрельное оружие.(самопал)

  7. Аппарат для помола кофе. (кофемолка).

Жюри подводит итоги игры.

Вопрос классу: «Ребята, а как вы оцениваете свою работу. Работу в группе и каждого отдельно?»

Дети говорят, как они себя оценили, затем слушаем жюри и видим совпадает самооценка и оценка жюри или нет. Возвращаемся к целям урока, спрашиваем, выполни ли их.

Рефлексия:

- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а и повторили всю тему «Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, не интересно - присядьте, если хорошо, интересно - поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось, интересно - поднимите руки и хлопните в ладоши.

- Молодцы! Работали все очень хорошо! Победилии сегодня все!


© 2010-2022