Краткосрочное планирование по русской литературе на тему Басни С. В. Михалкова. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочное планирование учителя русского языка и литературы Боваз С.М. с.ш.№12 Кордайского района, Жамбылской области.

Класс:5 « в» Тема: Басни С.В. Михалкова. Крыловские традиции в баснях Михалкова. Нравственный идеал басен С.В.Михалкова.

Цель: Формирование знаний о нравственном идеале басен С.В.Михалкова через групповую форму на уроке, через самостоятельную форму на уроке, индивидуальную форму работы.

Задачи:1.расширить и закрепить знания о понятии «басня», уметь анализировать художественное произведение и распознавать Крыловские традиции в баснях.

2.создать атмосферу взаимодействия и сотрудничества, развить умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, уметь работать в группах, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3.прививать навыки выразительного чтения и умение строить собственное устное высказывание. воспитывать нравственное отношение к идеалу человека, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам собеседников.

Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)

Ресурсы: презентация по биографии писателя, оценочные листы, стикеры, постеры, запись песни «Добрые друзья», таблица «Критерии выразительного чтения»,таблица «Критерии оценивания на каждого ученика индивидуально» , цветы для психологического настроя, сундучок, ИКТ,

Форма работы: групповая, индивидуальная, парная.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат: узнают о нравственном идеале в баснях , расширят знания о понятии басня, смогут проанализировать басню, смогут найти Крыловские традиции в баснях, смогут высказывать свое отношение к героям, создадут атмосферу сотрудничества, сумеют работать в группе оценивая и взаимооценивая друг друга.

Этапы урока, вид работы

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Психологический настрой «Волшебная поляна»



.Деление на группы.





2.Мозговой штурм.

«Сундучок»

























3.Этап осмысления.





1)Биография писателя.

2).Чтение и анализ по группам ( Оценивание по 1 баллу-за1 правильный ответ)









3). Работы учащихся по мотивам басни ( рисунки заранее подготовлены)



4.Игра "Живые картины" (Оценивание по 1 баллу)

5.Работа в группе по тексту «Составление тонких и толстых вопросов»(Оценивание по 1 баллу)





6.Физкультминутка.



7.Задание 3 группам «Составить синквейн», «Класстер», «диаграмму Вена» - о героях басен - Муха, Пчела,Лягушонок и т.д.

8.Работа с литературоведческими терминами. Мини - тест.











10.Этап Рефлексии.

Домашнее задание:




2 мин.







2 мин.









4 мин.

















































4мин.











10 мин.























2мин.





3 мин.



4 мин.











2 мин.





5 мин.





5 мин.























2 мин.







На улице весна, зацвели деревья и цветы. Представьте, что наш класс - это волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите - в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так и будет всегда! А пока украшаете класс - послушайте известную детскую песню!

Пока прикрепляют цветы, звучит песня «Добрые друзья»

Ребята, о чем песня? Как мы должны относиться к друзьям?

Если в нашей жизни возникнет сложная ситуация, как нам легче с ней справиться?

А давайте мы поиграем в игру , с помощью этой игры мы поделимся на группы.

А как мы должны работать на уроке? Какие правила работы в группе вы помните?

Ребята, а как вы думаете, кто автор песенки которую вы прослушали сажая цветы ?

Вот его творчество мы будем сегодня изучать! Но не просто стихи и песни, а нравоучительные короткие рассказы в стихах с обязательным моральным выводом!

Что это за жанр?

Что такое басня?

Вопросы для капитанов.

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен, сказать кто автор, и как называется басня, вписав пропущенные слова.

Время выполнения - 4 минуты.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

5 прав. вставл. - 5 баллов.

Конкурс-разминка. Вопросы для класса.

- Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
- Что пленило лисицу? (Сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

Продолжите крылатые слова.Вопросы для класса.

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)















Формулируем тему и цель урока ( совместно)

Можно дать и другое понятие термину " басня".

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки".

А какое художественное средство используется в басне? Аллегория. А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль).Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности - носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни. Представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Задание с опережением Презентация по биографии автора.

Чтение и анализ басен «Муха и пчела», «Лев и Муха», «Завидное упорство»

1 группа «Выразительное чтение басни «Муха и пчела».-3мин.

Вопросы классу по басне:

-Какую известную басню

напоминает вам сюжет этой басни?

- Чем похожи главные герои?

- Охарактеризуйте Муху и Пчелу.

- Как вы понимаете мораль басни?

2 группа «Лев и Муха» ( те же условия) - ребята оценивают-3мин.

  • Какую басню Крылова напоминает сюжет этой басни?

-Какими выступают герои басни?

- В чем мораль басни?

3 группа «Завидное упорство» - ребята оценивают-3мин.

-Кому адресована басня?

- В чем мораль басни?

- Придумайте ситуации из вашей жизни, в которых был бы полезен совет Михалкова - баснописца.

Ребята, посмотрите, какие рисунки приготовили ребята на сегодняшний урок.

У вас есть цветные стикеры, оцените, пожалуйста, работы своих одноклассников, но помните, что голосовать за свой рисунок нельзя!

Смотрим, чья работа победила! Аплодируем лучшему художнику

.Задания группам.

Игра "Живые картины" (3 группы).-4 мин.

Ваша задача мимикой и жестами передать басню.

3 - тонких и 3 - толстых

Памятки у учащихся на партах.







Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный - руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван - крестьянский сын, Кикимора, Марья - искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

Помогает детям

Тест.

1.Определи способ рифмовки:

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала -
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала...

1.А) перекрестная,Б) смежная,В) кольцевая

  1. Определи способ рифмовки:

Определите Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

2.А) перекрестная,Б) смежная,В) кольцевая

3. Какое художественное средство лежит в основе данного отрывка:

…На скатерти - варенье, в блюдцах - мед.
И все - за так! Все даром лезет в рот!" -
"Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела.
"Тогда валяй трудись!" - лентяйка Муха
прожужжала..
3.А) метафора,Б) эпитет,В) антитеза

4. Какое художественное средство лежит в основе данного отрывка:

…Распространяться стали слухи

( их разносили те же мухи)…

..А раз она сидит на Львином ухе…

Ну как тут не бояться Мухи?

4.А) сравнение,Б) олицетворение,В) аллитерация

5. Найди верное определение басни:

5.А) короткое стихотворение о жизни зверей,Б) короткий рассказ в стихах с моральным выводом,В) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

Взаимооценка по принципу «5 из 5»

Что я понял…Что не понял…У меня есть вопросы…

Красный … . Желтый…. Зеленый…

1. Выразительное чтение полюбившейся басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Урок окончен, всем - спасибо!Мы получили заряд бодрости, вдохновения от творчества С. В. Михалкова. Итоги по номинациям. Вручение грамот.

1 команда - артистичные. 2 команда - читающие.

3 команда - творческие. 4 команда - талантливые.

Дети крепят цветочки которые они приготовили для создания коллаборативной среды.

Дети отвечают что это всем известная им песенка «Добрые друзья».

с любовью, с добрыми намерениями…

С друзьями все по плечу…

Выходят, вытягивают и делятся по группам.

уметь слушать и слышать, правила поднятой руки, уважай мнение товарища ,умей ценить время и т. д.

С.В. Михалков

-Басня!

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Для команды № 1

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды № 2

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Для команды № 3

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё

С песком и илом?

Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности.

Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого, нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как трудолюбие, доброта, снисхождение к близкому человеку.



Ученица 5 класса Гасанова Ирада

1 группа «Выразительное чтение басни «Муха и пчела».-3мин.



2 группа «Лев и Муха» ( те же условия) - ребята оценивают-3мин.

3 группа «Завидное упорство» - ребята оценивают-3мин.

Оценивают при помощи карточек!

Критерии - определяем вместе:

1)-автор, название

2) - знание текста

3)- выразительность

4) -правильность чтения

5) -артистизм





По желанию имитируют любую басню.

Памятки у учащихся на партах.

"Тонкие" вопросы «Толстыевопросы

Вопросы, требующие однословного ответа,

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?



Делают разминку с удовольствием.





Дети составляют « Синквейн», «Класстер», «Диаграмму Венна» о героях басен с которыми они познакомились сегодня.Затем презентация по выполненной работе и

«Тур по галерее».



Самостоятельно делают тест и взаимооценивают.























Заполняют таблицу и дерево Глоба

На какой стадии они находятся…

19


© 2010-2022