Роль частей речи в образовании текстов разных стилей и жанров. Морфологические средства выразительности русской речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Роль частей речи в образовании текстов разных стилей и жанров. Морфологические средства выразительности русской речи.

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;

  • развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста

  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову

Тип урока: применение умений и навыков

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал

Ход урока

1.Орг.момент

-проверка дом.задания:

-переписать в тетрадь для правил параграф 40, стр 205-206

-упр365

2.Сообщение темы и целей урока

Учитель: Функциональный стиль - это разновидность русского языка, выполняющая определённую функцию в общении. Цели нашего урока:

1) научиться определять стиль текстов;

2) научиться анализировать тексты разных стилей;

3) научиться редактировать текст, устраняя стилевые ошибки и недочёты.

Рефлексия.

1.Что такое стиль?

2. Это однозначное или многозначное слово?

►Запись в тетради: Стиль - 1) характерный вид, разновидность чего - нибудь, выражающаяся в каких - нибудь особенных признаках; 2) метод, приёмы работы, поведения; 3) способ летосчисления.

Учитель: Стиль - это направление в архитектуре, в музыке , в общении , в одежде, в живописи , в литературе .

Учитель: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, поработаем со словами.

3. Словарная работа.

Начинаем игру «Узнай слово!»

Задание: по лексическому значению определите задуманное слово.

1.Разговор двух или более лиц. (Диалог.)

2.Одинаковое начало нескольких соседних предложений. (Анафора.)

3.Тип речи, при помощи которого доказывается какая - либо мысль. (Рассуждение.)

4.Обратный порядок слов в предложении. (Инверсия.)

5. Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос.)

6.Повторение слов в конце соседних, смежных предложений. (Эпифора.)

7.Замена названия предмета описательным оборотом. (Перифраза.)

8.Стиль речи, цель которого - воздействовать на читателей или слушателей через СМИ. (Публицистический стиль.)

9.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. (Текст.)

4.«Зарядка для ума». Тест по теме «Части речи»

1. Все слова являются существительными в строке

А исполнение, исполнитель, выполнив

Б книжный магазин, книжник, библиотека

В соловей, соловенятко, соловьиный

Г заведующий, заведующая, заведовать

Д зеленовато, зеленка, зелень

2. Мужской род имеют все существительные варианта

А мрак, какаду, маэстро, ООН

Б Баку, продажа, столяр, денди

В Борнео, собака, атташе Сибирь

Г судья, переводчик, путь, гимн

Д мальчишки, казак, институт, иней

3. Мужской род имеют все существительные варианта

А степень, балет, атташе ось

Б запись, отрасль, насморк, гипс

В сбор, торнадо, шинель, степь

Г рычаг, грань, дробь, идальго

Д ячмень, тюль, колибри, сыпь

4. Мужской род имеют все существительные варианта

А плач, кафель, накипь, перекись

Б корягу, эмаль, аэрозоль, толь

В клавиш, шагрень, портье, зал

Г рояль, россыпь, продажа, путь

Д корь, пропись, прогресс, смесь

5. Женский род имеют все существительные варианта

А диагональ, север, авеню, плов

Б живопись, мадам, желчь, челядь

В кефаль, гуашь, роль, Нехворощ

Г тоннель, скрижаль, бязь, ваниль

Д папоротник, манжет, мигрень, тушь

6. Женский род имеют все существительные варианта

А бандероль, бутыль, цеце, УПА

Б ГЭС, коала, фланель, нитки

В НЛО, наводнение, лазурь, боржоми

Г спираль, латынь, СБУ, кольраби

Д весны, ЭВМ, деталь, плащ

7. Женский род имеют все существительные варианта

А педаль, статья, лебедь, путешествие

Б ЧАЭС, мадам, роскошь, желчь

В продажу, поэзия, жирафа, моль

Г купель, ООН, дрель, радость

Д мышь, жеребенок, ртуть, Припять

8. Средний род имеют все существительные варианта

А кашне, метро, ​​колибри, манго

Б любовь, листья, шоссе, Черкассы

В ЕС, задача, зерна, пенсне

Г кафе, шимпанзе, каноэ, видео

Д Тбилиси, барокко, купе, такси

9. Средний род имеют все существительные варианта

А турне, ягненок, свадьбы, Днепр

Б девчонка, зерна, барокко, меню

В младенец, племя, пашня, филе

Г теленок, шар, мартини, авокадо

Д пальто, канапе, вече, салями

10. Общий род имеют все существительные варианта

А бездельник, забияка, юрист, бедняга

Б увалень, судья, тренер, сирота

В лентяй, левша, рев, почтальон

Г староста, профессор, зануда, болтун

Д ябеда, грязнуля, вельможа, простофиля

11. К одному роду принадлежат все существительные в строке

А Дели, Черновцы, Мехико

Б Стамбул, Сочи, Чикаго

В Сена, Днестр, Миссури

Г Никарагуа, Китай, Чили

Д Токио, Сухуми, Онтарио

12. К одному роду принадлежат все существительные в строке

А Хоккайдо, Париж, Калахари

Б Припять, Умань, Ай-Петри

В Керчь, Сибирь, Килиманджаро

Г Сурами, Бали, Севастополь

Д Вашингтон, Огайо, Кутаиси

13. К одному роду принадлежат все существительные в строке

А рычаг, синтез, Прут, Алжир

Б канитель, созвездия, пол, сумрак

В насекомые, щенок, харчо, рагу

Г левша, простофиля, забывчивым, трио

Д кораллы, цунами, грабли, деньги

14. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке

А смешное кенгуру, картофельное пюре, красивое панно

Б длинный туннель, тяжелая путь, перспективный инженер

В многолюдный Сочи, малый соня, старинный пианино

Г непоседливый мальчик, молодая леди, лечебное алоэ

Д убогая сирота, полноводное Конго, цветное драже

15. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке

А старинный Осло, ароматное какао, яркое кимоно

Б львовская госпожа, надоедливая цеце, вкусное кольраби

В приветственный туш, розовый фламинго, малый ничтожество

Г яркая гуашь, интересное интервью, прозрачная шампунь

Д украшенная Умань, ученая степень, второй степень

16. Правильно соединяются все прилагательные с существительными в строке

А солнечный Баку, красивый какаду, сильный насморк

Б вкусное иваси, быстрое такси, гостеприимная Перу

В оригинальное меню, белая тюль, маленький шимпанзе

Г интересное турне, просторное авеню, справедливое жюри

Д далека Сибирь, свежая салями, талантливый маэстро

17. Грамматическая ошибка есть в строке

А постоянная головная боль

Б безопасное средство от насморка

В сделать прививку от кори

Г полоскания морской солью

Д воспользоваться мазью от мозолей

18. Лишь в числе принимаются все существительные строки

А вазон, огорчение, зелень

Б Крым, молоко, железо

В Днестр, казачество, имя

Г человечество, сумм, мальва

Д радость, золото, ветер

Ответы к тестам

1Б 2В 3Д 4А 5В 6Г 7Б 8Д 9Б 10В 11Д 12Б 13А 14Б 15В 16А 17Б 18Б

5.Работа с учебным пособием

-Творческая работа-схемы по параграфам. Защита.

6.Закрепление материала.

-упр 639

7. Практическая работа.

- Что мы должны учитывать при определении стиля?

- Назовите наиболее важные признаки каждого стиля. (пар 60-64)

В классе работают три группы: составить тексты

I группа - официально - деловой стиль;

II группа - публицистический стиль; III группа - художественный стиль.

Задание: Удалите из него лишнее, не относящееся к тексту заданного стиля. И добавьте свое. Докажите принадлежность текста к заданному стилю. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

8.Проверка работы.

9.Итог урока

- Достигли ли мы целей урока?

- Чему мы научились на уроке?

10. Домашнее задание.

1. Учебник, п.60-64 составить схемы

2. Упр. 338.



© 2010-2022