Рефлективный отчет по внедрению модуля ИКТ в серию последовательных уроков русского языка

В данном материале описано то, как мной был внедрен модуль «Применение ИКТ в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков по русскому языку. Материал будет полезен учителям, которые проходят курсы повышения квалификации по программе, разработанной совместно со специалистами Кембриджского университета при составлении рефлективных отчетов, при планировании уроков. Отчет содержит примеры применения ИКТ на уроках русского языки и рефлексию на каждый из видов применения информационно-комм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронцов Вячеслав Федорович Портфолио учителя Отчет А

Группа № 2 3 уровень

г. Уральск 4.05.2014

Рефлективный отчет, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков.

На основе внедрения модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении»

«Воспитание, полученное человеком, закончено,

достигло своей цели, когда человек настолько созрел,

что обладает силой и волей самого себя

образовывать в течение дальнейшей жизни,

и знает способ и средства, как он это может осуществить

в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А.Дистервег

Одной из наиболее важных целей образования в настоящее время является развитие коммуникативных способностей учеников. И одним из наиболее эффективных средств для достижения этой цели является ИКТ. Использование информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе позволяет выйти за рамки стандарта, использовать огромное количество источников информации. Применение ИКТ на уроках позволяет сделать их более интересными, так как современные дети с легкостью овладевают цифровыми технологиями. И использование компьютеров, интерактивных досок, работа с презентациями, просмотр видеофильмов и аудиозаписей, поиск информации в интернете привлекают внимание детей в разы сильнее, нежели учебники. Для учителя ИКТ являются значимым инструментом, помогающим в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. (Руководство для учителя. стр. 166)

Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер обладает такими характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность и является средством самоконтроля, тренажера знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету. Мне легко организовать индивидуальную, парную и групповую работу, используя компьютер. Но, в то же время, я не забываю, что компьютер не может заменить учителя, и я стараюсь тщательно планировать уроки и использовать компьютер только тогда, когда он действительно необходим.

Так на третьем уроке в рамках четырех последовательных, темой которого была: «Различение на письме частиц НЕ и НИ» для проверки усвоения материала мною был применен тренажер по русскому языку. Этот урок был проведен в компьютерном классе, где каждый ученик мог выполнить данный вид работы индивидуально. Использование тренажера позволило ученикам проверить свои знания и сразу же увидеть результат, а мне, как учителю, удалось объективно оценить их, так как оценку выставлял компьютер. Работая с тренажером, ученикам необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся теоретических знаний и вопросы, которые были направлены на практическое применение данного правила.

Работая над планом урока по этой теме, я включил этот вид работы к концу урока. Я рассчитывал, что 15 минут вполне хватит ученикам. Они с легкостью справились с вопросами, касающимися теории, а вот на задания на применение правил потребовалось больше запланированного времени. Слабым ученикам потребовалось немного времени после того, как прозвенел звонок с урока. Стоило бы ограничится только теоретическими вопросами, а упражнения выбрать с учебника либо применить иной вид работы.

Использование безграничного пространства сети интернет дает возможность учителю строить урок в соответствии с интересами современных школьников.

Помимо тренажера по русскому языку, я использовал и другие средства ИКТ. Так, к примеру, тема четвертого урока в рамках моей практики звучала: «Правописание НЕ с разными частями речи». К этому уроку в сети Интернет я обнаружил, впервые для себя, флэш-ролик, который отражал правила, представленные в учебнике: частица НЕ при помощи эффектов анимации приближалась к словам разных частей речи, и если по правилам слово пишется с НЕ раздельно, то слово ее отталкивает, если же слитно, то обнимает.

Данный флэш-ролик был продемонстрирован после того, как учащиеся ознакомились с теоретическим материалом учебника. Целью данного вида работы было наглядно представить правило. Во время этих двух этапов урока я обратил внимание, что ученик - Денис, за которым я вел наблюдение в период практики (он относится к слабым ученикам и является больше визуалом), лучше понял правило после просмотра ролика, нежели после устного обзора материала и смог ответить на ряд вопросов. До этого момента я не обращал на это внимание и, зачастую, довольствовался лишь редкими его ответами. Анализируя этот урок, я сделал вывод, что Денис лучше воспринимает информацию, если увидит ее, а не услышит. Поэтому в будущем я планирую начать использовать программу для создания таких анимированных красочных роликов, использовать их на уроках и размещать их на различных Интернет-ресурсах, потому что в сети их на данный момент очень мало.

В отношении цифровых технологий технологические знания предполагают владение операционными системами и компьютерными аппаратными средствами, а так же способностью использовать стандартный комплект программных инструментов, позволяющий набирать и редактировать тексты, создавать электронные таблицы, использовать браузеры и электронную почту. (Руководство для учителя. стр.169).

Анализируя свою работу и наблюдая за работой своих коллег, я пришел к выводу, что самым распространенным видом цифровых технологий, который используется учителями, является презентация, созданная в офисной программе PowerPoint. И это не удивительно, потому что достаточно обладать минимальными знаниями для создания красочных презентаций к урокам, которые разнообразят занятия, значительно сократят время подачи определенного материала, вовлекут учащихся в работу и мотивируют их на достижение результата. Я считаю, что именно при создании презентаций к урокам и проявляется технологическое педагогическое и содержательное знание учителя. Мишара и Келер (2006) утверждали, что, если новая технология должна быть способной к трансформации в сторону улучшения обучения, то процесс планирования должен включать интеграцию специфических знаний предмета с пониманием того, как эти знания постигаются учениками. (Руководство для учителя. стр.170) В планах к урокам презентации не должны выступать просто как определенный этап, а необходимо четко понимать, для чего они нужны и как они помогут достигнуть поставленных целей.

За время работы в школе я разграничил все презентации, использованные на уроках на три вида:

- презентация-наглядность;

- презентации для объяснения нового материала;

- презентации для закрепления знаний и навыков.

Презентация - наглядность помогает мне вместить огромный объем информации в один файл, будь то различные картинки, портреты поэтов и писателей или же просто какая-либо дополнительная информация. На такую презентацию я отвожу не больше 5 минут урока, так, как считаю, что их достаточно лишь продемонстрировать.

Презентации для объяснения нового материала требуют тщательной подготовки, так как они отражают всю суть новой темы. Здесь я стараюсь использовать все доступные возможности программы PowerPoint: вставки картинок, фигур, видео и аудиозаписей, применение анимации к тексту, отдельным словам, фигурам или картинкам. Благодаря этому, можно наглядно объяснить ученикам правописание слов, постановку знаков препинания в предложениях, способ образования тех или иных слов. Здесь же возможно размещение и небольших заданий для закрепления изученного.

Для того, чтобы не накапливать раздаточный материал на бумаге (тесты, упражнения, отрывки из различных произведений и др.) я использую, когда это возможно, презентации для закрепления знаний и навыков, в которые я помещаю необходимые для урока задания. Зачастую я создаю слайды с ответами для возможности самостоятельной проверки учениками своих результатов.

В период практики я использовал презентации на всех четырех уроках. Первый урок был посвящен введению в тему «Частицы». На данном уроке я использовал презентацию-наглядность, в которой была представлена история о появлении частиц в речи, краткий теоретический материал по теме, который детям необходимо было перенести в рабочую тетрадь. Такой прием я часто использую, так как он позволяет лучше запомнить информацию, потому что прежде, чем переписать, текст необходимо прочитать. Презентация была наполнена небольшими красочными анимированными изображениями. Так как тема урока звучала обобщенно: «Частица как часть речи», то я не стал отводить много времени на презентацию.

Основной целью второго урока в рамках четырех практических была научить различать и распределять частицы по их разрядам. Здесь мной была применена презентация, которая помогает учителю объяснить новый материал. На первых трех слайдах презентации были показаны три разряда частиц и те частицы, которые к ним относятся. Но здесь я намеренно отразил не все частицы для того, чтобы дети дополнили эти ряды примерами из теоретического материала учебника. После небольшой практической устной работы я обратил внимание детей на следующий слайд, где были «раскиданы» все частицы и три корзины с названиями разрядов. Выбирая частицы, детям необходимо было назвать корзину, в которую ее необходимо отправить. При нажатии на названную частицу она по средствам анимации двигалась в направлении своей корзины. В выполнении этого задания участвовал весь класс, так как им было интересно увидеть результат их ответа. Они с легкостью справились с этим заданием.

Тема третьего урока звучала: «Различение на письме частиц НЕ и НИ». На этом уроке я использовал презентацию с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Так как упражнения, представленные в учебнике, касающиеся этой темы, не очень отличаются друг от друга, то после того, как теоретический материал был изучен, я представил ученикам презентацию, в которой были размещены небольшие задания, позволяющие закрепить пройденный материал.

К сожалению, при изучении темы «Правописание частицы НЕ с разными частями речи» возникли трудности с компьютером. Презентация с объяснением теоретического материала и практическими заданиями не хотела открываться. Но, так как это не первый случай в моей практике, я часто, готовясь к урокам, готовлю так же раздаточный материал, который копирует содержание слайдов презентаций.

Такой вид ИКТ, как презентация PowerPoint, я использую почти с первых дней моей трудовой практики, и часто обращаю внимание на то, что многие ученики лучше усваивают материал и охотнее выполняют задания, нежели просто работая с учебником. Я думаю это связано с тем, что у сегодняшних учеников интерес к различным видам цифровых технологий выше, чем к книгам. Таким образом, используя такую простую офисную программу, как PowerPoint можно подать тот же материал, что и в учебнике, но интерес детей к нему будет в разы выше. Так же я всегда первый слайд презентаций я отвожу на запись числа и темы урока, а последний - на домашнее задание. Это позволяет немного сэкономить время, которое тратится на запись этого же на доске.

Так же в период практики я узнал от своей коллеги - классного руководителя 7-го класса, что Денис часто посещает детскую библиотеку и работает там с компьютером. Я рискнул в качестве домашнего задания по теме «Частицы формообразующие, отрицательные и модальные» дать ему возможность приготовить презентацию. Разъяснил, что ему необходимо отразить на слайдах. Он с удовольствием согласился. Конечно же результат был далек от идеала, но прогресс был уже в том, что Денис, будучи слабым учеником, проявил интерес к изучаемой теме, запомнил материал и использовал для создания своей презентации дополнительные источники (интернет).

Так же в период практики мне пришла идея использовать аудиофайлы во время урока. На третьем уроке в рамках среднесрочного плана, на том этапе урока, где ученикам предстояло выполнение упражнений, я включил медленную музыку, взятую из интернета. Была боязнь, что она будет мешать работе учеников, но все вышло совсем иначе. В классе стало меньше шума, работа была выполнена быстрее, и каждый работал самостоятельно, не отвлекаясь.

Хоть мной и применялись некоторые из видов информационно-коммуникационных технологий на уроках, и я считал, что применяю их достаточно хорошо, но после прохождения первого этапа курсов и изучения модуля «ИКТ в обучении и преподавании» я пересмотрел свои взгляды на использование возможностей компьютера и других цифровых технологий. Пропали некоторые сомнения в обоснованности использования тех же презентаций или аудиофайлов. И хотя использование ИКТ не предоставляет возможности обеспечения исчерпывающего понимания о предмете, тем не менее, способны облегчить постижение общего представления о нем, обладая гибкостью в получении и использовании знаний. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы совершенствования его преподавания посредством применения новых технологий. (Руководство для учителя. стр. 169) Сейчас в моих планах на будущее - пополнить копилку цифровых ресурсов новыми, открыть в какой-либо социальной сети сетевое сообщество учеников, где можно будет размещать различные материалы, касающиеся предмета.


5


© 2010-2022