Разработка урока делового письма Письмо спортсмену (7 класс)

Формирование навыка написания делового письма представляет трудности для учащихся специальной (коррекционной) школы. Данная разработка знакомит с использованием алгоритма работы и слов для справки. На уроке ставились коррекционно-воспитательные цели: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за земляков, интерес к эпистолярному жанру; содействовать формированию здорового образа жизни на примере известных личностей; путём организации групповой работы  создать благоприятную атмосферу дл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока письма и развития речи.

Тема урока: Деловое письмо. Письмо спортсмену.

Цель урока: формирование навыка написания письма с использованием алгоритма работы и слов для справки.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательная.

К концу урока мои ученики будут знать: как написать письмо, структурные элементы письма;

будут уметь давать ответы на поставленные вопросы, составлять личное письмо;

приобретут навыки делать обобщения и выводы;

смогут поразмышлять о месте спорта в жизни каждого человека, о качествах олимпийцев и спортсменов, о пользе здорового образа жизни.

2. Коррекционно-развивающая:

развивать коммуникативные умения, связную речь, последовательность в изложении мыслей;

корректировать зрительное восприятие и мышление на основе упражнений в установке закономерностей, операции анализа-синтеза деятельности; развивать устную и письменную речь, умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за земляков, интерес к эпистолярному жанру; содействовать формированию здорового образа жизни на примере известных личностей; путём организации групповой работы создать благоприятную атмосферу для привития обучающимся навыков сотрудничества; на материале урока вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на предстоящие Олимпийские игры в нашей стране, подчеркнуть важность современных состязаний.

Понятия: Олимпиада, олимпиец, олимпийский, Олимп.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактические материалы к учебному занятию

Оборудование:

1. Пять картонных колец: синее, жёлтое, зелёное, чёрное, красное (по цветам олимпийских колец).

2. Пять картонных треугольников тех же цветов с названием частей света, соответствующих цвету колец.

3. Магниты.

7. Конверты с фотографиями олимпийцев.

8. Мультимедийная установка, электронная презентация.

9. Магнитофон.

Характеристика обучающихся, воспитанников (возраст, класс, особенности) Урок разработан для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Возраст - 12-14 лет. В классе - 9 обучающихся. Согласно педагогической дифференциации В. В. Воронковой детей условно можно разделить на 3 группы:

1 гр. - 2 человека;

2 гр. - 3 человека;

3 гр. - 4 человека.

При подготовке к уроку учитывала личностную незрелость детей с нарушением развития, которая проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности, неравномерной работоспособности.



Описание урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

Технологии, методы, приёмы,

формы

1. Начало урока:

разогрев класса, включающий эмоциональную разминку.

1 мин.



2 мин.




2

мин.





1 мин.



1 мин.





1 мин.


2 мин.



Организация внимания и внутренней готовности к получению знаний.


Привлечь внимание, вызвать интерес к изучению темы урока.







Привлечение внимания обучающихся.


Создание ситуации успеха для обучающегося.




Развитие орфографической зоркости


Развитие общего кругозора. Связь времён.

1. Психологическая и мотивационная установка на урок (создание ситуации успеха).

Приветствие.

- Доброе утро! Я рада приветствовать вас вместе с этим забавным Спортиком! Спорт - это движение, а движение - это жизнь! Спортик проведёт урок вместе с нами, будет нам помогать, поэтому у нас всё получится.

2. Постановка на уроке учебных задач.

Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.

На доске на карточках записано название темы урока.

(Писать, мы, спортсмену, письмо, будем.)

- Спортик приготовил вам задание. Слова в предложении случайно рассыпались. Составьте предложение.

- Спортик прислал звуковое письмо:

- Спорт - это жизнь. Это лёгкость движенья.

Спорт вызывает у всех уваженье.

Спорт продвигает всех вверх и вперёд.

Бодрость, здоровье он всем придаёт.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?

- Кому адресовано это письмо?

- Кто сможет назвать тему урока?

(Дети расставляют слова по порядку, читают предложение:

Мы будем писать письмо спортсмену.

Учитель убирает лишние слова из составленного предложения и ставит заглавную букву в слове ПИСЬМО).

- Я уверена, что наш урок обязательно будет успешным и в этом нам поможет Спортик.

Запишите тему урока в тетрадь.

3. «Разогрев» класса.

- Спортик предлагает заглянуть под сиденье стула. Что там? Один ученик достаёт конверт, прикреплённый к нижней части стула.

- Что это?

- Что такое конверт? Для чего он нужен? Что там может быть? (высказывания детей)

4. Предварительно информационная работа по введению в тему урока.

- Максим заранее получил задание: посмотреть в библиотеке, в словаре, что обозначают слова КОНВЕРТ и ПИСЬМО.



Задание классу:

- Внимательно выслушайте Максима, дополните.

5. Работа в тетрадях.

-- Запишите определения слов «письмо» и «конверт» со слайда.

6. Слово учителя:

- В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо, живущему далеко, с посланием, т. е. написать письмо. Современные люди не умеют и не хотят писать писем. Они звонят по телефону или общаются в сети. Наши соотечественники, жившие в прошлом или в начале XX века, умели и любили писать письма. Во многих литературных произведениях нам встречаются письма. По какому поводу люди пишут письма?

- Все ли они одинаковы? (они пришли из разных времён)

- Нет ли чего-то лишнего? (почётная грамота) Почему?

Размещаются за свои рабочие места.


Учащимся предлагается осмыслить слова, записанные на доске и составить из них предложение. Подумать, как данное предложение может быть связано с новой, ученикам пока неизвестной, темой урока.



Ответы детей

- Спортсменам и всем ведущим здоровый образ жизни.

- Письмо спортсменам.

Запись темы урока в тетради: Письмо спортсмену.

Учебный диалог.

Дети достают конверты, рассматривают их.

- Конверт.


Ответ обучающегося:

Из словаря С. И. Ожегова:

«Конверт - заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг».

«Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь».


Запись в тетрадях определения слов: письмо, конверт.

На стенах развешаны письма разных эпох.

Учитель обращает внимание на письма, которые размещены по всему классу.

Магнитофон

(включить музыку: спортивный марш со словами «Чтобы тело и душа были молоды…»)

Слайд 1.





Магнитофон



Слайд 2





Слайд 3.

Технологии: ТВУ (технология встречных усилий),

здоровьесберегающие.

Приём игровой: «Составь предложение».

Метод: эвристический.


Приём «Аудиоэффекта»


Методы: словесный, наглядный.



Приём:

проблемная ситуации, «разогрев», смена динамических поз.

Форма: фронтальная.

Метод: наглядный

Форма: индивидуальная.

Приём: опережающее задание.

Метод: объяснительно-иллюстративный с элементами монолога.



Приём: списывание со слайда.

Метод:

объяснительно-иллюстративный. Форма: фронтальная

Приём: зрительная гимнастика

Приём: исключение лишнего.

II. Контрольно - подготовительный этап: актуализация опорных знаний





















III. Этап сотрудничества: сведение воедино усилий всех участников.









































IV. Рефлексия.


















1 мин.


3 мин.







2 мин.







2 мин.






3 мин.




1 мин.




3 мин.







2 мин.


1 мин.







4 мин.












8 мин.





1 мин.





1 мин.


1 мин.





1 мин.

Актуализация социального опыта учащихся.


Развивать

мышление на основе упражнений в установке закономерностей, сходства и различий.






Показ обучающимся практической значимости темы урока






Поддержание интереса к уроку через нестандартные ситуации. Предотвращение усталости.




Развивать умение объяснять, подбирать однокоренные слова к словарным Развитие орфографической зоркости, умения правильно и грамотно писать словарные слова.

Актуализация социального опыта учащихся.



Межпредметные связи. Актуализация социального опыта.






Предупреждение снижения умственной работоспособности.








Развитие умений применять полученные знания в конкретной ситуации











Развитие умения применять полученные знания в сходной ситуации




Создание ситуации успеха

Пропаганда здорового образа жизни




Формирование эмоционального отклика на достижения российских олимпийцев.

Задание на дом (уровневое)

Учить составлять правила оформления письма.



Повторение и обобщение материала урока с помощью игры «Гора знаний»

Подведение итога урока.


Учить давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке; называть признаки успешности достижения цели.

1. Организация познавательной деятельности обучающихся, подготовка к работе в группах.

- Спортик принёс шлем боксёра, а в нём

задания в конвертах, но задание распалось на несколько частей. Надо собрать картинку. Что получилось?

- На обратной стороне каждой картинки у каждой группы несколько образцов деловых бумаг, с которыми мы уже знакомы.

* Бабушка, здравствуй! Ты спрашивала меня об олимпийских играх. Они проводятся раз в четыре года. Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему: пять разноцветных колец. Девиз Олимпиады - «Быстрее, выше, сильнее!». Твой внук Андрей.

* Сегодня в 15 часов в актовом зале школы состоится репетиция хора.

* Я, Королёв Сергей, 21 августа взял напрокат у Клочкова Алексея велосипед. Обязуюсь вернуть его 23 августа в хорошем состоянии.

* Мой сын, Белов Дмитрий, пропустил занятия в школе 15 сентября в связи болезнью.

2. Учебный диалог.

- Все карточки под номерами. Под каким номером письмо?

- Докажите.

- Какой части в письме не хватает?

- В зависимости от повода написания письма могут быть разных видов.

- Какие виды писем вы знаете?

- А письмо бабушке от внука какого вида?



На карточке с правильным ответом заклеено слово КОНВЕРТ. Детям предлагается оторвать наклейку и определить следующий вид деятельности.

- Какое слово спрятано на карточке с правильным ответом?

- Вскройте каждый свой конверт (в них вложены фотографии с олимпийских игр).


- С чем связаны эти фотографии?

- Покажите фото с зимних олимпийских игр. А у кого фото с летних игр - покажите?

3. Организация работы со словарными словами (олимпиада, олимпийский, олимпиец, Олимп) в форме беседы.

- Спортик приглашает нас объяснить слова, значение которых он плохо знает. Давайте поможем ему.

- Как можете объяснить слово Олимпиада?

- Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом?

- Запишите в тетради слово Олимпиада.

- Подберите к нему однокоренные слова и запишите их в тетради.

- Выделите корень слова.

4. Беседа.

- Посмотрите направо, налево (на стенах слова «Лондон, Греция, Сочи»).

- Ответы на мои следующие вопросы вы будете давать поднятием руки: если правильный ответ расположен справа - правой руки, если слева - левой руки.

- Какая страна считается родиной Олимпийских игр?

- Когда и где проходила последняя Олимпиада?

- В каком городе в 2014 году будет проходить зимняя Олимпиада?

5. Рассказ учителя:

- В древности олимпийские игры проходили только в Греции, у горы Олимп. Теперь они проходят в разных странах, но это право надо заслужить, создав удобные спортивные сооружения, хорошие условия для спортсменов. Наша страна выиграла право принимать у себя Олимпиаду, и сейчас полным ходом ведёт подготовку к встрече спортсменов. А спортсмены, в свою очередь, усиленно тренируются.

- Мы сегодня говорили о том, что будем писать письмо. Вспомните, как названа тема урока?

- В одном из конвертов лежало фото нашей землячки - олимпийской чемпионки Волосовой Любови Михайловны. Уроженка посёлка Таштып Любовь Волосова стала бронзовым призёром Олимпийских игр в Лондоне. Это наша гордость.

- Как вы думаете, что помогло ей добиться таких успехов?

- О чём мы можем написать спортсменке из Хакасии?

6. Физминутка

- А теперь вместе со Спортиком проведём физическую паузу.

- Он предлагает нам найти в классе разноцветные кольца и треугольники, совместить их, прочитать на обратной стороне треугольников названия частей света. По образцу на слайде собрать на ватмане эмблему Олимпийских игр.

Слово учителя:

Олимпийская эмблема: 5 переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): синее, жёлтое, чёрное, зелёное, красное. Кольца символизируют союз (единство) пяти частей света и всемирный характер Олимпийских Игр. Европа - синий, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный, Америка - красный.

7. Составьте план написания письма.

- Чтобы человеку приятно было получить и прочитать письмо, оно должно быть написано по правилам. Сейчас мы будем готовиться к написанию письма.

- Найдите на столах пункты плана письма. С чего бы вы начали писать письмо? Расположите их по порядку. - Спортик предлагает вам свою помощь и слова-подсказки. Надо расположить слова-подсказки под пунктами плана письма.

1) Обращение или приветствие:

  • Здравствуйте, уважаемый…!

  • Добрый день, дорогой …!

  • Приветствую Вас…

2) сообщение, информация, новости:

  • Пишет Вам…

  • Много знаю о Вас…

  • Я интересуюсь спортом…

  • Мне приятно сообщить Вам, что я…

  • Я узнал, что Вы …

3) вопросы, просьбы, пожелания:

  • Хотел бы поговорить с Вами о …

  • Как Вам удалось…

  • У меня к Вам большая просьба…

  • Хочу спросить Вас о…

  • Что Вы посоветуете мне, чтобы…

  • Я хочу пожелать Вам…

4) прощание:

  • До свидания…

  • Всего доброго…

  • Наилучших Вам пожеланий…

8. Самостоятельная работа по написанию письма.

- Ребята, выполнять задание будем следующим образом:

1 группа - пишут письмо с использованием опорных фраз;

2 группа - пишут письмо с использованием опорных фраз на карточках (даётся начало предложения, необходимо его продолжить);

3 группа - работа по деформированному тексту (собрать письмо воедино).

- Какое это будет письмо: личное, благодарственное, поздравительное, деловое?

- Обратите внимание на вложенный в конверт лист для письма. Можно ли на такой бумаге писать деловое письмо? (будем писать личное письмо)

8. Проверка выполненной работы.

- Спортик хотел бы послушать ваши письма.

1. Работа по формированию здорового образа жизни.

- Найдите слова под крышкой парты.

- Подставьте слова к первой букве слова ОЛИМПИАДА.

(Слова развешены по стенам класса, обратная сторона нумерована).

О - ответственность

Л - ловкость

И - инициативность

М - меткость

П - подвижность

И - интерес

А - активность

Д - доброта

А - азарт

- Какими качествами должен обладать спортсмен-олимпиец?

- Хотите ли вы быть похожими на спортсменов?


* Составьте правила оформления письма.

Для письма используй _____лист бумаги. Письмо нужно писать ____________.

Обращение в письме пишется _____.

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ____. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма _____. Будь ______.

Слова для справок: искренним, дружелюбным; разборчиво, аккуратно; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке; ясно и чётко; верный тон;

2. Выявление мнения учащихся об уроке

- Сформируйте камушек из бумаги, положите его в шлем и скажите, что вы узнали на уроке нового, интересного о том, как надо писать письмо. Должна получиться высокая гора.

- Какое у вас настроение?

- Я довольна вашей работой. Вы работали активно и дружно. Желаю, чтобы вы тоже одерживали победы в учёбе.

- Выразите своё настроение при помощи разноцветных жетонов, складывая их в шлем. (Учитель даёт образец: У меня настроение солнечное, потому что мне было приятно работать с вами - кладёт в шлем оранжевый жетон).

- Спортик будет рад новой встрече с вами!

Опять Олимпиада

К победам нас зовёт!

Прекрасная награда

Всех победивших ждёт!


Дети в группах склеивают разрезанную картинку спортивного инвентаря.

Работа по карточкам в группах: дети подписывают название деловой бумаги на специально отведённой строке.

(Обучающиеся 3 группы получают задание с подсказкой: названия деловых бумаг - письмо, заявление, объявление, объяснительная. Надо приклеить готовое название над соответствующим текстом)


Ответы детей:

- Письмо под номером первым.

- В письме свои структурные части.

- Нет прощания и даты написания письма.

- личное;

- деловое;

- благодарственное;

- поздравительное.

- Личного характера.




- Конверт.

Дети выставляют фотографии в олимпийские кольца, расположенные на доске при помощи магнитов.

- Все фотографии с олимпийских игр.

- С Олимпиадой.

Ответы детей по вопросам.

- Олимпийские игры - крупнейшие международные комплексные, спортивные соревнования, проводимые 1 раз в 4 года.

Работа у доски.



- Греция

в Лондоне - летняя. 2012 г.

В Сочи







Ответы детей:

будем писать письмо спортсмену.

Будем писать письмо хакасской спортсменке.

Мы рады за неё, гордимся ею, хотим быть похожими на неё. Спросить, как она стала чемпионкой.

Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией


Дети рассматривают эмблему, запоминают её.





Предложенные карточки-слова, расположить в нужной последовательности











Дети самостоятельно работают на местах.

Учитель помогает обучающимся 2 и 3 групп.




Чтение написанных писем (по желанию).

Дети работают по инструкции учителя, выполняют рекомендованные действия.




Ответы детей.


Дети получают карточки с заданиями:

1 группа - дописать самостоятельно.

2 группа - со словами для справки.

3 группа - дописать глаголы к девизу: Быстрее …

Выше…

Сильнее…


Дети встали в круг.



















Слайд 4

высвечивает правильные ответы












Слайд 5 символы сочинской олимпиады.








Слайд 6.

Любовь Волосова.





Слайд 7 олимпийская символика.






(слова-карточки)

Слова-подсказки

1. Здравствуйте, уважаемый…

Добрый день, дорогой…

Приветствую Вас..

2. Пишет Вам…

Много знаю о Вас…

Я интересуюсь спортом…

Мне приятно сообщить, что я.. Я узнал, что Вы…

3. Хотел бы поговорить с Вами о… Как Вам удалось… У меня к Вам большая просьба… Хочу спросить о …

Что Вы посоветуете мне… Я хочу пожелать Вам…

4. До свидания… Всего доброго… Наилучших Вам пожеланий…




Слайд 8 - план написания письма.











Слайд 9 - домашнее задание










Слайд 10

Спортик рад.

Стихи об Олимпиаде.

Метод: эвристический, практическая работа по карточкам.

Форма работы:

в группах.

Развитие мелкой моторики.

Приём: сопоставление.







Метод: словесный

Форма: фронтальная

Приём: учебный диалог.





Приём: смена динамических поз, коррекционный приём, направленный на формирование пространствен-

ной ориентации


Приём: «Удивляй!»

(фото с олимпийских игр)

Приём: подумай и скажи.

Игровой приём: в гости приходит Спортик.

Приём: «ассоциации»

Метод: наглядный.


Приём: многократного повторения


Метод: словесный,

объяснительно-иллюстративный.

Приём: сообщение учителя.



Метод: словесный.

Приём: вспомни и ответь.

Приём: встреча точек зрения.



Здоровьесберегающая технология






Форма: фронтальная

Метод: словесный, наглядный.

Приём: соотнесение пункта плана с предлагаемыми фразами.










Приём:

самостоятельная работа.





Метод: словесный

Приём: «Порадуй Спортика»

Метод: проблемный

Приём: найди слову место.



Форма: фронтальная.

Приём: подумай, какой ты?


Форма: фронтальная.

Метод: словесный, наглядный.




Метод: словесный.

Форма: фронтальная.



Приём:

игра «Не зевай!»



Приём: задумайся о будущем!



© 2010-2022