Средства повышения мотивации у школьников к изучению русского языка и успешной сдачи ими ОГЭ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Лицей с. Верхний Мамон»

Средства повышения мотивации у школьников к изучению русского языка и успешной сдачи ими ОГЭ.

доклад учителя русского языка и литературы i кк спицыной т. в. на районном методобъединении учителей русского языка и литературы.

1.Вступление

Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивации, ценностных ориентаций, способности к самообразованию и т. д.

Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-отличники отличались вполне посредственными способностями.

Мотивация - это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Таким образом, мотив - этот смысл поведения и деятельности человека.

Однако ученик не может быть замотивирован на успешную сдачу ОГЭ, если ранее у него не было мотивации к изучению предмета. Поэтому работу по повышению мотивации у школьников к изучению русского языка необходимо начинать с самых первых уроков в 5 классе.

Известно, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций.

Однако по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере, в его учебно - познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. «В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность

Формирование мотивации - это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

2.Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Итак, мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.

1.Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Поэтому в начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать не менее 3 ответов на вопросы:

- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

- Что случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что…".

3. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Заблаговременно оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

4. Оценка - не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

5. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

6. Закрепление правил в игре с мячом.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

7. В начале урока:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

8. "Оратор".

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

9. "Суд".

Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые "улики" данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

3.Пути повышения мотивации

Также в своей работе использую следующие пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка:

  1. Применяю наглядность как средство развития интереса к урокам. Считаю, что использование наглядности на уроках русского языка способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

  2. Использую на уроках современные информационные технологии, которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой - организуют работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

  3. Мыслительные задачи. Это также один из приёмов, используемых мною для развития интереса к занятиям по русскому языку. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

  4. Игровые технологии, которые, безусловно, развивают интерес к урокам русского языка. Их я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов

  5. Использую на уроках разгадывание или составление кроссвордов.

Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия.

Существенную роль в обеспечении успешности обучения играет контроль над учебной деятельностью учащихся. В своей практике я использую различные формы контроля:

устный опрос, письменные контрольные работы, индивидуальные карточки, тесты, творческие задания, сочинения, учитывая их влияние на всестороннее развитие учащегося и на дальнейший ход процесса усвоения знаний. Оцениваю знания по пятибалльной системе.

Постоянно развиваю у учащихся способность к самооцениванию Для выработки адекватной самооценки школьников использую следующие методы:

  • Оценка учеником работы, выполненной другим (взаимооценка). Наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности;

  • Самооценка при выполнении письменных заданий и устных ответов по образцу. Учащиеся дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы причин их появления.

Таким образом, для того чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические методы

  • репродуктивные и поисковые методы

  • методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

4.Индивидуализированное обучения

Очень важной формой обучения являются индивидуализированное обучения. Т. е. такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)

При индивидуальном подходе внимание оказывается не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого.

Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников.

В своей повседневной работе в течение длительного времени я изучаю своих учеников, для того чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания.

Большую помощь в работе оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков. Здесь можно уделить внимание каждому ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов, таблиц и схем, алгоритмов. Особое внимание уделяется части С. Работа над сочинением начинается с ознакомления с критериями оценивания ответа, затем обучение правилам построения текста сочинения (стройная композиция - это уже большой процент успех). Готовятся памятки в помощь учащимся, речевые стандарты, тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений

При проверке домашнего задания учащиеся получают индивидуальные карточки. В основном используются следующие виды тестовых заданий:

1) тесты-вопросы; 2)тесты с заполнением пропуска;3) тесты с выбором ответа; 4) тест «правильно-неправильно».

Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания КИМов ОГЭ составлены в форме тестов. По этой же причине использую эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках.

На этапе изучения нового материала учащиеся включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:

-извлечению знаний из различных литературных источников;

-самостоятельному созданию путем индивидуальной поисковой деятельности. Дети работают самостоятельно с дополнительной литературой, прорабатывают её, используя специальные пометки

При работе с текстом учебной статьи сильным учащимся предлагаются различные творческие задания

Индивидуализация обучения также значима при закреплении и применении знаний. У более сильных учеников освобождается время на выполнение дополнительных заданий, расширяющих и углубляющих их знания и умения.

Результатом данной работы является мотивация на улучшение качества отрабатываемых знаний, повышение степени их освоенности, прочности, осознанности, появление более сильного мотива удовлетворения своих собственных познавательных интересов.

Большие возможности для индивидуализации открываются в домашней работе, которая по своей сущности является самостоятельной работой. Деятельность учащихся организуется по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую необходимо выполнить дома индивидуальн

Элективная и факультативная деятельность также служит эффективным средством учета познавательных потребностей, индивидуально-личностных особенностей учеников

В результате систематической индивидуальной работы с учащимися, интересующимися предметом, я замечаю, что у них возрастает познавательная активность на уроках, развивается умение активно работать с учебным материалом, использовать дополнительные сведения при подготовке к уроку, самостоятельность в решении тестов, стремление к выполнению заданий повышенной трудности. Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах.

Итак, ведя кропотливую работу по повышению мотивации у школьников к изучению русского языка, начиная с 5 класса, в 9 классе, непосредственно приступая к процессу подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку, я уже могу прогнозировать результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика. И могу быть твёрдо уверенной, что мои ученики уже имеют мотивацию на успешную сдачу ими ОГЭ.

С годами мною выработана определённая система по подготовке к ОГЭ.

5.Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Создание методической базы. Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы моя методическая копилка пополнилась материалами для использования тестовых технологий в разных классах, с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах урока. Применяю различные виды тестов.

3. Активно использую информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам и к экзамену. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Применение новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

, предлагаю ученикам в домашних условиях выполнять. тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

4. Работа с текстом. Лингвистический анализ текста учит девятиклассников слушать текст, анализировать его содержание лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создавать собственный текст.

Включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся, расширению их словарного запаса. Специальные упражнения помогают учащимся опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

5. Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к ОГЭ.

«Содержание и языковой анализ текста» - название электива, который я вела в 9 классе. На занятиях ученики учились грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; работать с бланками экзаменационной работы;

6. Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

7. Папка «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

8. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Во время подготовки к экзаменам я посещала родительские собрания в 9 классах, где информировала родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенции учащихся: языковой; лингвистической;

коммуникативной.

Активная работа по подготовке в ОГЭ проводилась в течение всего учебного года. Результаты ОГЭ полностью удовлетворили ожидания, ученики, способные к русскому языку показали хорошие результаты (более 30 баллов). Учащиеся со слабым уровнем способностей смогли перейти порог, и это для них также является важным индивидуальным достижением.

Таким образом, постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

6.Использованная литература:

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. - СПб.: КАРО, 2006.

  2. Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка.schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc

  3. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Селевко С.К. Современные педагогические технологии. - М.: Просвещение, 1995.

  5. Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. festival.1september.ru/articles/602193/

  6. Как сделать урок русского языка интересным? neuch.ru/referat/5071.html

  7. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

  8. Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи [Текст] / Е.В. Архипова. - СПб.: издательский дом «Литература», 2005. - 235 с

  9. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1997.

  11. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 232 с.

  12. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

  13. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

  14. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

  15. Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.- М.: Высшая школа, 1990

  16. Шмаков, С.А. Игры для учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 234 с

  17. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.

  18. Интернет-источники:

  1. referat.ru/

  2. dipland.ru

  3. vestnik.kuzspa.ru

  4. student.km.ru



2015 год

© 2010-2022