Урок-путешествие. С. МихалковБудь человеком

Цель: 1) образовательная: познакомить со стихотворением, формировать умение осознанно, выразительно читать стихотворение, отвечать полными ответами на поставленные вопросы;           2) коррекционная: развивать умение делать словесно- логические обобщения на основе причинно- следственных связей в природе; корригировать устную речь, мышление, память;           3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, знать природу родного края, проявлять заботу об окружающей природе, любить и охранять е...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Тема: С. Михалков «Будь человеком»

Тип урока: Урок- путешествие.

Цель: 1) образовательная: познакомить со стихотворением, формировать умение осознанно, выразительно читать стихотворение, отвечать полными ответами на поставленные вопросы;

2) коррекционная: развивать умение делать словесно логические обобщения на основе причинно - следственных связей в природе;

3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, проявлять заботу об окружающей природе.

Оборудование: картины осеннего леса, муравейника, изображение муравья, портрет С. Михалкова, карточки со словами, сигнальные природоохранные знаки, учебник.

Словарь: миролюбивые жильцы, эгоист, тлел, муравейник, экология.

Межпредметная связь: с уроком русского языка, живого мира.

Ход урока.

1.Организационный момент: 1)проверить готовность учащихся к уроку, 2) сконцентрировать внимание на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне.

Как хорошо, что сегодня прекрасная осенняя погода.

Мы все здоровы, бодры, приветливы.

(На доске картины осеннего леса, муравейника, изображение муравья.)

2. Объявление темы и цели урока.

-Итак, ребята, у нас урок-путешествие. Сегодня мы с вами совершим прогулку в осенний лес, встретим там нового героя, и на лесной тропинке нам попадется муравейник. Нам поможет стихотворение С. Михалкова «Будь человеком», с которым мы сегодня познакомимся, постараемся понять его смысл, научимся выразительно читать это стихотворение.

3. Речевая разминка. Приготовим наш речевой аппарат для правильного произношения звуков, слов, предложений. (Проговаривание хором скороговорки)

Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки.

Три сегодня, три вчера,

Три еще позавчера.

4. Рассматривание картин осеннего леса, муравейника.

Загадка: «В лесу мужики без топоров, срубили избу без углов»

- Да, это муравьи. ( Рассматривание муравья и муравейника)

- Что такое муравейник? (Да, это домик муравьев)

- Скажите, а муравьи приносят вред или пользу? (Высказывание учащихся)

- Да, ребята, муравьи полезные насекомые. Они приносят огромную пользу лесу. Они поедают личинок гусениц- пяделиц. И там, где есть муравейники, лес здоровый, красивый. А еще по муравейнику можно узнать стороны горизонта: его муравьи обычно строят на теплой, солнечной стороне, на юге.

(Высказывания учащихся о бережном отношении к муравьям, к природе)

- Да, ребята, стихотворение «Будь человеком» С.Михалкова даст нам возможность прочувствовать, что нужно бережно относиться ко всему живому на планете Земля. Есть даже такая наука экология (На доске понятие экологии)

(Учитель обращает внимание учащихся на портрет поэта) С.Михалков - это детский поэт, а еще он написал гимн нашей страны.

5. Чтение стихотворения учителем (образец ).

- Где происходят события?

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

6.Словарная работа.

В стихотворении вам встретились слова: тлел - это горел без огня, эгоист - это человек, который думает только о себе, миролюбивые жильцы - это (ребята называют сами), запись слов в тетради.

7.Физкультминутка - «встали-сели» (на признаки осени встают, на остальные садятся).

- желтеют листья;

- цветет черемуха;

- опадают листья;

- ярко светит солнце;

- бегут ручьи;

- убирают урожай;

- поливают огурцы;

- улетают птицы.

8.Работа над произведением.

- Как живут муравьи в своем доме?

- Как они между собой распределяют обязанности?

- Каких людей сравнивают с муравьями?

- Почему пришла беда в муравьиный дом?

- Как можно оценить поступок человека, разорившего муравейник?

- К кому обращается автор в этом стихотворении, к чему он нас призывает?

9.Чтение стихотворения учащимися:

1) чтение жужжанием;

2) выборочное чтение:

- Что сделалось с муравьями?

- Как автор назвал разрушителя муравейника? (последнее четверостишие читают хором)

3) чтение по отрывкам (активизировать эмоционально-волевую сферу с помощью заданий: прочитай отрывок спокойно, строго, грустно, с возмущением).

10.Работа по сигнальным природоохранным знакам:

1. Не разжигать костер вблизи деревьев.

2. Не разорять птичьи гнезда.

3. Не оставлять после себя мусор.

4. Не ломать деревья и кустарники.

5. Не включать громко музыку.

6. Не разорять муравейники.

- Итак, ребята, наше путешествие закончилось.

11.- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы заслужить уважение окружающих?

Работа со словами, обозначающими черты характера человека (коррекция зрительного восприятия и умения делать словесно-логические обобщения).

умный скромный грубый

справедливый вежливый ленивый

добрый веселый жадный

смелый надежный капризный

трудолюбивый правдивый драчливый

заботливый аккуратный жестокий

ласковый воспитанный злой

12.Домашнее задание.

13.Итог урока.

- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?




© 2010-2022