Программа дополнительного образования «Русская словесность»

"Выдержка из материала: «Это не значит, что такие факторы, как эпоха или личность писателя, не важны для словесности, это значит только то, что на уроках словесности осуществляется свой, особый подход к произведению. К его смыслу мы идем непосредственно от слова, от языковой ткани. Но идем к тому же самому смыслу, к которому ведет и историко-литературное изучение произведения. Так, в учебнике по словесности, как и в учебнике по литературе, рассматриваются народные сказки, загадки, рассказы писа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НОУ «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»




Программа дополнительного образования


«Русская словесность»

с 11 - 15 лет

1 год обучения










Количество часов: 34 ч

Учитель: Горбачева Н.А.



Семенов

2007-2008 уч. год

Пояснительная записка.

Для того, чтобы русский язык и литература воспринимались как единое целое, необходимо связующее звено - словесность. Потому что это закономерное продолжение русского языка и литературы. Это ответ на требование жизни.

Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» является первой ступенькой в изучении словесности. В пятом классе начинается знакомство школьников с этим предметом, который будет изучаться до конца обучения в школе.

Программа намечает пути преодоления негативных явлений в языке. И среди путей в первую очередь выделено значение русской словесности. «Ядром русской национальной художественной культуры стала великая русская литература. Через литературу человек с детских лет овладевает нормами русского языка. Классические произведения литературы формируют нравственные ценности, эстетический вкус, внутреннюю культуру, в том числе культуру речи.»

В изучении словесности происходит соединение всего, чем богата русская литература - ее высоких идеалов, - с сокровищами русского языка. На уроках словесности язык предстает в его эстетической функции, как материал, из которого создается художественное произведение. А произведение словесности рассматривается как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норма и образец владения языком.

Ответом на требования жизни стало появление новых учебных предметов: словесности, риторики, стилистики. Возникновение этого предмета было подготовлено теми изменениями в преподавании русского языка и литературы.

Словесность - это не механическое соединение языка и литературы, а особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. С самого начала системного изучения этих предметов учащимся должна быть ясна ограниченная связь явлений: язык построен так, что его нормы дают возможность использовать его как материал для создания произведений словесности.

Уроки словесности обогатят знания учащихся о возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать картину родного языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства.

Задачи изучения словесности

Учебный предмет «Словесность» решает задачи, в чем-то сходные и в чем-то отличные от тех, которые стоят перед учителем на уроках русского языка и литературы. Выделим три важнейшие специфические задачи уроков словесности.

Рассматривая богатейшие ресурсы языка - фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в произведении словесности. И изучая такие произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской и общечеловеческой культуры.

Одновременно ребята овладевают литературными умениями, учатся понимать смысл произведения через его язык. Читая художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее. Так формируется важнейшее читательское умение - понимать содержательность художественной формы. Такой подход дает возможность проникнуть в истинный смысл текста, а не повторять готовые чужие формулировки, не читая самого произведения. Такой подход открывает красоту художественного слова, помогает полюбить чтение. А это значит, что ребята приобретают навыки квалифицированного читателя, что в свою очередь создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.

И наконец, еще одна, не менее важная задача изучения предмета «Словесность» - развитие творческих потенций учеников. Ведь само чтение художественного произведения - это, как показал В. Ф. Асмус, - труд и творчество. А на уроках словесности учащиеся не только постигают искусство чтения, но и пробуют силы в сочинении собственных произведений. И пусть они не станут писателями и поэтами - развитие творчества в одной какой-то области формирует творческое отношение к миру, которое непременно проявится в любом деле, кем бы ни стал в будущем растущий человек.


Предмет изучения на уроках словесности

Различен сам предмет изучения на уроках русского языка и литературы, с одной стороны, и словесности, с другой.

Самое главное отличие предмета «Словесность» от предмета, изучаемого на уроках русского языка, состоит в следующем: на уроках русского языка рассматривается строй языка, а на уроках словесности - употребление языка. Если на уроках русского языка изучаются законы и категории языка, то на уроках словесности язык : его категориями и законами предстает как материал, из которого создается произведение, и как результат творчества писателя. В программе по русскому языку есть тема «Лексика». Там рассматривается, что такое синонимы, омонимы, антонимы, слова однозначные и многозначные. В учебнике по словесности подход к этим явлениям языка иной: здесь говорится о том, для чего употребляются однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы в нашей речи, а также в художественных произведениях.

Столь же очевидно отличие предмета «Словесность» и от предмета, изучаемого на уроках литературы. На уроках литературы, читая произведения, мы знакомимся с писателем, с его мыслями, выраженными в творчестве. На уроках словесности мы постигаем законы, диктуемые самим материалом, то есть возможностями языка, законы, по которым создается не только произведение данного автора, но любое произведение искусства слова. Если на уроках литературы произведение рассматривается прежде всего как отражение жизни, связанное с определенной эпохой, фактами истории литературы, личностью автора, то на уроках словесности произведение рассматривается как явление искусства слова. Это не значит, что такие факторы, как эпоха или личность писателя, не важны для словесности, это значит только то, что на уроках словесности осуществляется свой, особый подход к произведению. К его смыслу мы идем непосредственно от слова, от языковой ткани. Но идем к тому же самому смыслу, к которому ведет и историко-литературное изучение произведения.

Так, в учебнике по словесности, как и в учебнике по литературе, рассматриваются народные сказки, загадки, рассказы писателей. Но на уроках словесности мы говорим об особенностях языка сказок, загадок, басен, вообще эпических произведений, чтобы через словесную форму школьники учились проникать в смысл произведения. Таким образом, учащиеся постигают способ самостоятельного проникновения в любое произведение данного жанра. А кроме того, школьники не только прочитают произведения и увидят особенности их словесной формы, но и попытаются сами создать сказки, загадки, рассказы, используя те словесные формы, с которыми они познакомились. Все это говорит о своеобразии подхода к языку и литературе на уроках словесности, о том, что это не механическое соединение языка и литературы, а особый предмет - словесность.

Принципы построения программы

Программа по словесности строится в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. Так, в программе по словесности рассматриваются со своей специфической стороны главным образом те явления языка, которые изучаются в 5 - 7 классах на уроках русского языка. Для анализа включаются те роды и виды произведений, которые рассматриваются в большинстве программ по литературе.

Программа называется «Основы русской словесности». Это значит, что здесь даны главные исходные положения теории словесности, ее основы. Некоторые понятия, которые изучаются в школе на уроках русского языка и литературы, включены и в программу по словесности. Но это не механическое их соединение и не повторение уже известного; подход к этим явлениям на уроках словесности, как мы уже говорили, свой, особый.

В словесности рассматривается, например, такая категория языка, как диалог. На уроках русского языка тоже говорится об этой категории: даются определения диалога и реплики, правила постановки знаков препинания при диалоге. Своеобразие изучения этой категории на уроках словесности состоит в том, что здесь рассматривается значение употребления языка в этой форме для выражения содержания. В частности, употребление диалога в разговорном языке, его отличительные черты, значение употребления формы диалога в художественном произведении, своеобразие диалога в эпическом и драматическом произведениях. То есть учащийся приобретает понимание того, в чем художественное значение диалога в произведении, как использовать эту форму в собственных высказываниях.

Другой пример. В программе «Основы русской словесности» есть понятие басни. И это тоже не повторение того, что изучается на уроках литературы в 5 классе. На уроках словесности в 5 классе басня рассматривается в системе родов и видов литературы как вид эпической словесности; особое внимание уделяется языку басни, его разговорному характеру, наличию в нем повествования и диалога, его иносказательному, аллегорическому смыслу. То есть, изучая эту тему, учащийся вырабатывает ключ к чтению любой басни.

Помимо уже знакомых по урокам русского языка и литературы понятий, в словесности учащиеся познакомятся и с новыми для них теоретическими понятиями. К их числу относится в программе пятого класса главное понятие - «словесность». В следующих классах новых понятий будет больше.

Система теоретических сведений, предложенных в программе 5 - 7 классов, соответствует той системе, которая дана в программе «Основы русской словесности. От слова к словесности» для 10- 11 классов. Некоторые понятия рассматриваются: начала в 5 классе, потом в 7-9 классах и, наконец, изучаются на более высоком уровне в старших классах. Это относится, например, к теме «Богатство лексики русского языка». Причем обращение к этой теме на новом этапе не повторяет уже известное, а развивает и обогащает знания учащихся. Тем более что тема эта неисчерпаема.

Таким образом, программа по словесности представляет собой три концентра.

Первый - начальные сведения о словесности -5-6 классы.

Второй - основы словесности - 7-9 классы.

Третий, завершающий этап - 10-11 классы.

Программа имеет подзаголовок «От слова к словесности». Это означает, что подход к изучению словесности особый, отличный от изучения русского языка и литературы. Началом и основой системы здесь является освоение богатств русского языка как материала словесности, а продолжением - осмысление произведений в их словесной организации. Поэтому в каждом классе сначала рассматриваются темы, связанные с языковой базой, а потом - темы, связанные с анализом произведений в их жанрово- родовой специфике.

Так, мы вначале говорим о слове, потом о словесности. Вначале - о богатстве лексики, прямом и переносном значении слова, о понятии текста, о формах словесного выражения, а затем - об устной народной словесности, об эпическом, лирическом и драматическом произведениях. Причем роды произведений словесности рассматриваются в аспекте своеобразия языкового выражения содержания в них.

Программа для 5-9 классов построена на принципе доступности и отвечает возрастным возможностям школьников. От класса к классу обогащаются знания учащихся об изобразительных возможностях языка и о законах, на которых основаны произведения эпического, лирического и драматического родов.

Поэтому в пятом классе учащиеся получают, например, первоначальные сведения о выразительных возможностях стилистической окраски слова, в 7 учатся осмысливать такое сложное явление, как стиль писателя, а в 9 приходят к пониманию стиля эпохи и литературного направления.

В пятом классе школьники учатся различать разновидности употребления языка - разговорный язык и книжный, в 7 осваивают выразительные средства каждой из разновидностей, а в 9 видят значение использования этих разновидностей языка в художественной литературе в разные периоды ее развития.

В пятом классе учащиеся узнают, что бывают произведения эпические, лирические и драматические, а в 9 они получают навыки целостного анализа произведений, рассматриваемых в их родовой и жанровой специфике как художественные миры со своим пространством и временем, служащие эстетическому освоению действительности. И в результате учащийся не только будет понимать значение использования отдельных приемов изображения явлений жизни средствами языка, но и сумеет передать личностный смысл прочитанного, выразить отношение к собственным жизненным впечатлениям.

В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и умений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Примерное распределение часов по темам.

  1. Вводный урок. 1ч.

  2. Что такое слово.3-4 ч.

  3. Словесность. 8-9ч.

  4. Богатство лексики русского языка. 11-12ч.

  5. Прямое и переносное значение слова. 4-5ч.

  6. Текст. 7-9ч.

  7. Стихи и проза.7-8 ч.

  8. Устная народная словесность. 7-8 ч.

  9. Литературное эпическое произведение. 7-8 ч.

  10. Лирическое произведение. 6-7 ч.

  11. Драматическое произведение. 3-4 ч.

  12. Заключительный урок.

Всего: 65 -77 часов.



Учебно- тематический план.


Название раздела

Всего часов

Кол-во теорет. часов

Кол- во практ. часов

1.

Введение.

1

1


2.

Что такое слово?

2

1

1

2.1

Как возникло слово.


1


2.2

Для чего служат слова. Что такое словесность.



1

3.

Богатство лексики русского языка.

9

3

6

3.1

Разговорный язык и литературный язык. Просторечие.


1

1

3.2

Язык художественной словесности.


1


3.3

Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова.

1

3.4

Слова- термины.

1

3.5

Омонимы.

1

3.6

Синонимы. Антонимы.

1

3.7

Новые слова. Устаревшие слова.

1

3.8

Фразеологизмы.

1

4.

Что такое переносное значение слова.

4

1

3

4.1

Сравнение. Эпитет. Аллегория.


1

3

5.

Текст.

9

3

6

5.1

Тема текста. Основная мысль текста.



1

5.2

Способы связи предложений в тексте.


1

1

5.3

Формы словесного выражения. Повествование.


1

1

5.4

Описание.



1

5.5

Рассуждение.



1

5.6

Диалог и монолог.


1

1

6.

Стихи и проза.

1

1

1

7.

Устная народная словесность.

2

1

1

7.1

Произведения устной народной словесности.


1


7.2

Особенности языка устной народной словесности.



1

8.

Литературное эпическое произведение.

2

1

1

8.1

Три рода эпических произведений.


1


8.2

Особенности языка эпического произведения.



1

9.

Лирические произведения.

2

1

1

9.1

Лирические произведения.


1


9.2

Особенности языка лирического произведения.



1

10.

Драматические произведения.

2

1

1

10.1

Что такое драматическое произведение.

1

10.2

Отличие пьесы- сказки от эпической литературной сказки.

1


Всего: 34 ч.
















Литература.

  1. Р. И. Альбеткова Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс».- М.: Дрофа, 2000.

  2. Р. И. Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Альбеткова, Р. И.- 7- е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Р. И. Альбеткова Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2004.

11

© 2010-2022