Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 класс

(102 ч)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.) и рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-9 классы (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Русский язык. 5-9 класс. - Москва: Просвещение, 2010). Учебник Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А., Д.,Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. Научный редактор - акад. РАО Н. М. Шанский. Москва "Просвещение", 2011

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.

Рабочая программа включает в себя шесть разделов: пояснительную записку; содержание учебного предмета с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; календарно-тематическое планирование учебного материала; требования к уровню усвоения предмета; требования к оценке знаний учащихся; перечень литературы.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.


Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII - IX классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объем учебного времени, а также даётся распределение количества часов по темам программы.


Общая характеристика учебного предмета.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Цели и задачи учебного курса.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

- развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

- воспитание обучающихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Межпредметные связи.

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

Содержание нашего предмета складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно базисному учебному плану 2004 года (утверждён Приказом Министерства образования России №1312 от 09.03.2004г.) на изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа (из расчёта 3 часа в неделю).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Одно из основных направлений преподавания русского языка - организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания,, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, образование от них гнезда однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений, способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного письма.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Успех будет обеспечен в том случае, если учитель будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Их лексический запас пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе - развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умения и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершенствовать написанное.

Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимся монотонно, невыразительно.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план


№ п.п.

Тема

На изучение материала

Контр. дик-танты, контр. работы

Развитие речи

Всего

Сочи-нение

Изло-жение

1

Функции русского языка в современном мире

1 ч.

-

-

-

-

2

Повторение изученного в 5 - 7 классах.

6 ч.

1

2 ч.

-

1

3

Словосочетание.

2ч.

-

-

-

-

4

Простое предложение.

3 ч.

-

1 ч.

1

-

5

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения.

6 ч.

1

2 ч.

1

-

6

Второстепенные члены предложения.


6 ч.


1


2 ч.


-


-

7

Простые односоставные предложения.

9ч.

1

-

1

8

Неполные предложения.

2ч.

-

-

-

-


9

Однородные члены предложения.


12


1


2


1


-

10

Обращения, вводные слова и междометия.

9

1

2

1

-

11

Обособленные члены предложения

18

2

2

1

-

12

Прямая и косвенная речь.

6

-

1

-

-

13

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5 ч.

-

1 ч.

1

-


Итого:

85ч.

8

17ч.

6

2



V. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Виды контроля:

- промежуточный: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, фронтальный опрос, зачёт по теме, обучающее сочинение, обучающее изложение, индивидуальная работа по карточкам;

- итоговый: диагностическая работа, контрольный словарный диктант, контрольное сочинение, контрольное изложение, контрольный диктант, тестирование по разделам.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.


Контрольный диктант

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.


Класс


Объём текста

(количество слов)


Количество орфограмм


Количество пунктограмм

Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5

90-100

12

2-3

не более 5 слов

6

100-110

16

3-4

не более 7 слов

7

110-120

20

4-5

не более 7 слов

8

120-150

24

10

не более 10 слов

9

150-170

24

15

не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:


К негрубым1 относятся ошибки:


  1. в переносе слов;


  1. на правила, которые не включены в школьную программу;

  2. на еще не изученные правила;


  1. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;


  1. в передаче авторской пунктуации;


  1. описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).




  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  4. в написании ы и и после приставок;

  5. в случаях трудного различия не и ни

(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

  1. в собственных именах нерусского

происхождения;

  1. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  2. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.


Оценка

Контрольная работа (диктант)


орфографические / пунктуационные ошибки

дополнительные задания

(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»

0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)

выполнены верно все задания

«4»

2/2; или 1/3; или 0/4; 3/0 (если среди них есть однотипные)

правильно выполнено

не менее ¾ заданий


«3»

4/4; или 3/5; или 0/7; в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено

не менее половины заданий

«2»

до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6

не выполнено

более половины заданий

«1»

при большем количестве ошибок

не выполнено ни одно задание

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса - 5 орфогр. ошибок),

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:


Класс


Количество

слов

Оценка

Критерии оценивания

контрольного словарного диктанта

5

15-20

«5»

нет ошибок

6

20-25

«4»

1-2 ошибки

7

25-30

«3»

3-4 ошибки

8

30-35

«2»

5-7 ошибок

9

35-40

«1»

при большем количестве ошибок


Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.


Класс

Примерный объём текста для подробного изложения

Примерный объём

сочинений

5

100 - 150 слов

0,5 - 1 страница

6

150 - 200 слов

1 - 1,5 страницы

7

200 - 250 слов

1,5 - 2 страницы

8

250 - 350 слов

2 - 3 страницы

9

350 - 450 слов

3 - 4 страницы

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, изложение)


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.


Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  1. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2- 3- 2; 2- 2- 3; «3» ставится при соотношениях: 6- 4- 4; 4- 6- 4; 4- 4- 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  3. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

- степень самостоятельности учащегося;

- этап обучения;

- объем работы;

- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Шкала для оценивания тестов (по Н.Н.Соловьёвой)

1 правильный ответ - 1 балл.

10 баллов (100% правильно выполненной работы) - «5»,

9 - 8 баллов (90% - 80 %) - «4», 7 - 5 баллов (70% - 50 %) - «3»,

менее 5 баллов (менее 50 %) - «2».















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата урока

Тип урока

Тема урока

Знания, умения на уроке

Словарная работа

Материал для повторения

Домашнее

задание

Примечание

1


Урок изучения нового материала

Функции русского языка в современном мире

(1 ч.)


Знать: функции русского языка в современном мире.

Уметь: составлять план текста; пересказывать текст, опираясь на план.

Функция, автономия, Российская Федерация, Россия, русский, классика, классический, массив,

превосходный, прекрасный, великолепный, замечательный.


Упр.3;


Повторение изученного в 5 - 7 классах.

(6ч. + 2ч. р/р)

2


Повторительно-обобщающий

Пунктуация и орфография.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Знать : понятия "орфография", "пунктуация", группы знаков препинания; синтаксические условия употребления знаков препинания

Уметь: расставлять знаки препинания в предложении

Аромат, акация, прелестный, поздний, соловьиный, созданный, общественный, оживленный.




§2, упр. 7


3, 4


Повторительно-обобщающий

Знаки препинания в сложном предложении.


Знать: отличие простого предложения от сложного; языковые средства связи простых предложений в составе сложного.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложении; составлять схемы предложений.

Президент, приоритет, привилегия.


Виды сложных предложений

§3, упр. 12, 17


5


Повторительно-обобщающий

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий, наречий.

Знать: части речи; условия написания н-нн в разных частях речи.

Уметь: выбирать правильное написание н-нн в разных частях речи

Преследовать, специальность, профессия.




Части речи

§4 таблица, упр. 24


6


РР

Подробное изложение

( по упр. 26)

Уметь:



Повтор. правило на н -нн в разных частях речи.


7


Повторительно-обобщающий

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Знать: части речи; условия написания не в разных частях речи.

Уметь: выбирать правильное написание не в разных частях речи

Офицеры, братство, витязи, питомцы, лучше, бок о бок.

Части речи

§5, упр.32


8


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 - 7 классах».




Знать: правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять эти правила в письменной речи



§2 - 5 повт.; написать черновик сочинения о летних впечатлениях


9


РР

Текст. Признаки текста.

Знать: признаки текста, определять средства связи между предложениями

Уметь: составлять текст на заданную тему

Повторен, повторена, повторены, повторенный


§ 7, упр. 47


Словосочетание.

(2ч.)

10


Урок изучения нового материала

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).


Знать: отличие словосочетания от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи; виды словосочетания по главному слову.

Уметь: определять вид словосочетания по главному слову.

Истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, диплом, свидетельство, аттестат, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат.

Повторен, повторена, повторены, повторенный, стратегия, гарантия.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

§ 9, 10; упр. 59


11


Урок изучения нового материала

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.




Знать: типы подчинительной связи в словосочетании

Уметь: определять способ связи слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления; использовать в речи словосочетания - стилистические синонимы.



§ 11, упр. 69

ГИА. В2

ЕГЭ В3

Простое предложение

(3ч. + 1ч. р/р)

12


Урок изучения нового материала

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.


Знать: сведения о делении предложений по цели высказывания, интонации, по строению

Уметь: определять предложение по цели высказывания, интонации, строению; выделять грамматическую основу предложения

Рябина, колокол, суббота, ансамбль, гармония

Правописание чередующихся гласных в корне

§8, 13; упр. 73

ГИА. В3, В6

13, 14


Урок изучения нового материала

Интонация простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.


Знать: особенности порядка слов в русском языке

Уметь: с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст

Соразмерность, пропорция

Правописание непроверяемых гласных в корне (словарные слова за 5 - 7 классы)

Инверсия

§14, 15; упр. 78; по таблице на стр. 44 составить предложения в соответствии с заданной интонацией.


15


РР

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Работа с репродукциями картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли».


Знать: особенности данного вида текста

Уметь: составлять текст, соблюдая особенности данного жанра.

Великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный, сияет, горит, краснеет, алеет, золотиться, белеет.


Устное сочинение -описание по любой репродукции


Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

(6 ч. + 2 ч. р/р)

16


Урок изучения нового материала

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.


Знать: вопросы подлежащего, его способы выражения .

Уметь: выделять подлежащее, определять способы выражения, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым.

Терраса, хозяева, хозяин.

Правописание Ъ и Ь знаков

§ 17, упр. 93; устно упр. 92


17


Урок изучения нового материала

Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое.


Знать: вопросы сказуемого, вопросы простого глагольного сказуемого.

Уметь: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого, использовать эту форму в разных типах речи.

Кутюрье


§18,19; выуч. таблицу на стр.50;

упр.98


18


Урок изучения нового материала

Составное глагольное сказуемое.


Знать: строение составного глагольного сказуемого, вопросы составного глагольного сказуемого.

Уметь: различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые.

Начать, стать, кончить, продолжить, желать, мочь.


§20; упр. 103.


19


Урок изучения нового материала

Составное именное сказуемое.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Знать: строение составного именного сказуемого, вопросы составного именного сказуемого.

Уметь: различать составные глагольные и составные именные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.


Именные части речи

§21; упр.108


20


Урок изучения нового материала

Тире между подлежащим и сказуемым..


Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: ставить знаки препинания между главными членами предложения; сопоставлять предложения, в которых необходимо тире.

Инструмент, документ

НЕ со словами разных частей речи

§ 22; упр. 116


21


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения».


Знать: правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи



§17 - 22 повторить


22,23


РР

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.





Дописать сочинение; выучить словарные слова


Второстепенные члены предложения

(6ч. + 2ч. р/р)

24


Урок изучения нового материала

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).


Знать: вопросы дополнения, способы выражения дополнения, отличия прямого дополнения от косвенного.

Уметь: различать прямые и косвенные дополнения, определять способы выражения дополнений.

Изящный, изящно, изящество, просвещение, просветительство, единомышленник, предшественники, современники, искусство, искусный.

Падеж, вопросы косвенных падежей, переходные и непереходные глаголы

§23, 24; упр. 124; 130


25


Урок изучения нового материала

Согласованное и несогласованное определение.


Знать: вопросы определения, способы выражения определений, отличия согласованного определения от несогласованного.

Уметь: различать согласованные и несогласованные определения , определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления, определения-эпитета как средства выразительности речи.



§25; упр.135


26


Урок изучения нового материала

Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.


Знать: о приложении как разновидности определения.

Уметь: распознавать приложение среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении.


Существительные собственные и нарицательные

§26; упр. 141


27,28


Урок изучения нового материала

Виды обстоятельств по значению(времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.


Знать: вопросы обстоятельств, способы выражения обстоятельств; значения обстоятельств.

Уметь: различать виды обстоятельств по значению определять способы их выражения; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности.

Величаво, торжественно, взволнованно

Правописание наречий с приставками, различение наречий и омонимичных слов и выражений. Деепричастие. Выделение деепричастий и деепричастных оборотов

§27; упр. 151; 159


29


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения».




Знать: правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи




Выучить словарные слова по разделу


30,31


РР

Ораторская речь, её особенности.

Публичное выступление об истории своего края.


Знать: правила ораторской речи

Уметь: выступать перед аудиторией по определенной теме; вести диалог с оппонентами



Подготовить выступление об истории своего края; повторить §23 - 27


Простые односоставные предложения.

(9ч. + 2ч. р/р)


32


Урок изучения нового материала

Главный член односоставного предложения.

Знать: сведения о двусоставном и односоставном предложениях.

Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения; давать характеристику простого предложения



§ 30, упр.172


33


Урок изучения нового материала

Назывные предложения.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.


Знать: определение назывного предложения

Уметь: находить назывные предложения; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени; выразительно читать назывные предложения.

Зажечь, зажжённый, зажжена

Способы выражения подлежащего

§ 31, упр. 180

ЕГЭ В4

34


Урок изучения нового материала

Предложения определенно-личные.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.


Знать: определение односоставного предложения; особенности определенно-личного предложения.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные.

Хрестоматия, комплекс.

Транслировать, эксперимент, экспериментировать, перрон


Спряжение, лицо, наклонение глаголов, сказуемое. Ь после шипящих. Не с глаголом.

§ 32, упр. 187

ЕГЭ В4

35


Урок изучения нового материала

Предложения неопределённо - личные.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.




Знать: определение неопределенно-личного предложения, его особенности.

Уметь: находить неопределенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать неопределенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и неопределенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные.

Ремонт, рекомендация, эксплуатация


§ 33, упр. 191

ЕГЭ В4

36,37



Урок изучения нового материала

Безличные предложения.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.


Знать: определение безличного предложения; об отличительных признаках двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению, способах выражения сказуемых в безличных предложениях.

Уметь: находить безличные предложения по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо и т.д. в разных стилях речи; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные.

Циклон, котлован, эпидемия, карантин, байдарка, катер, прения, дебаты, дискуссия.


НФГ, безличный глагол, категория состояния, краткая форма причастия, прилагательного

§ 35, упр.199

ЕГЭ В4

38, 39


РР

Контрольное изложение с элементами сочинения с использованием разных типов односоставных предложений

Знать: виды односоставных предложений

Уметь: применять изученные правила по орфографии и пунктуации в письменной речи






40


Повторительно-обобщающий

Обобщение изученного по теме «Простые односоставные предложения».




Знать: виды односоставных предложений; их отличительные черты.

Уметь: различать виды односоставных предложений; использовать синонимическую замену односоставных предложений двусоставными; ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные.



§ 30 -38; упр. 218


Неполные предложения.

(2ч.)

41, 42


Урок изучения нового материала

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.




Знать: определение неполного предложения, сферу его употребления.

Уметь: выполнять синонимическую замену неполных предложений полными; различать назывные и неполные двусоставные предложения; определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи; правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные.


Правописание производных предлогов

§ 37, упр. 214; инд. карточки; выучить словарные слова по разделу


43


Урок изучения нового материала

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Знать: порядок синтаксического разбора односоставного предложения.

Уметь: выполнять разбор

Впопыхах, на ходу


§38, упр. 217

ГИА. В3, В6

44


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения"

Знать: правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи






Однородные члены предложения.

(12ч. + 2ч. р/р)

45


Урок изучения нового материала

Понятие об осложненном предложении. Повторение изученного об однородных членах предложения. Ряды однородных членов.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.


Знать: определение однородных членов предложения; условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: опознавать однородные члены (распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов); правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

Тайно, тайком, тихонько, потихоньку, чудится, кажется, мерещится, грезится, элемент, микроэлемент, разговор, рассуждение, импровизация

Правописание приставок на -з, -с.

§39, 40; упр.229


46



Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.


Знать: условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными только перечислительной интонацией.

Уметь: правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.

Академия, президент

Правописание приставок пре-при

§ 41, упр. 241


47, 48


Урок изучения нового материала

Однородные и неоднородные определения.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.




Знать: отличия однородных определений от неоднородных; условия постановки знаков препинания.

Уметь: различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их.

Поликлиника, витрина, пленительный, контраст, благородный, изящный, обаяние, манера, к деньгам

Прилагательные качественные, относительные

§ 42, упр. 244


49, 50


Урок изучения нового материала

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.


Знать: сочинительные союзы, условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами; различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные предложения с этим же союзом.

Комбинация, представление

Союзы сочинительные и подчинительные Виды сочинительных союзов.

Правописание не и ни - частиц, союзов, приставок

Дефис в неопределенных местоимениях и наречиях

§43, упр. 249, 252


51, 52


РР

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Знать: особенности текста-рассуждения

Уметь: составлять текст-рассуждение на заданную тему



§39 -43 повторить


53, 54


Урок изучения нового материала

Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.


Знать:

Уметь: правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми; употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.

Всякий, каждый, любой, никто, ничто, никуда, ниоткуда, мультик, мультфильм, мультимедиа, мультимедийный, мультипликация.

Определительные и отрицательные местоимения и наречия

§ 44, упр.268; 272


55


Урок изучения нового материала

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с однородными членами.

Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложений с однородными членами.

Уметь: выполнять разбор



§ 45, 46; упр. 280; выучить словарные слова по разделу


56


Урок закрепления изученного материала

Закрепление изученного по теме «Однородные члены предложения».

Знать: материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений.

Идеал, идеальный, соотечественник, иссечённый, бессмертный, сожжённый

Орфограммы в окончаниях глаголов и суффиксах причастий

§39 - 46 повторить; упр. 283


57


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».


Знать: правила на изученные орфограммы; материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений; применять знания по орфографии и пунктуации в письменной речи



§ 39 - 46 повторить


58


Урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Уметь: объяснять допущенные ошибки



Инд. карточки


Обращения, вводные слова и междометия

(9ч. + 2ч. р/р)

59


Урок изучения нового материала

Повторение изученного об обращении. Назначение обращения.

Знать: определение обращения, условия постановки знаков препинания.

Уметь: находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Кирилл, Геннадий, Иннокентий, Филипп.



§55, упр.345

ГИА В5

60


Урок изучения нового материала

Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений.

Знать: условия постановки знаков препинания при обращении

Уметь: находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Милый, дорогой, уважаемый, родной, любимый


§56, 57;

упр. 352


61


Урок изучения нового материала

Вводные слова. Вводные предложения.

Знать: о вводных словах как о средстве выражения субъективной оценки высказывания; условия постановки знаков препинания.

Уметь: выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения.

Сезон, фантазия, воображение, очевидцы, информация, информировать, консерватория, дебют, кампания и компания, оранжерея, рентген, монотонность, инвентарь, экономия.

Буквы о-е-ё в разных частях слова

§ 59,

упр. 362


62,63


Урок изучения нового материала

Группы вводных слов, вводных сочетаний слов по значению. Текстообразующая роль вводных слов и предложений. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях.


Знать: о вводных словах как о средстве выражения субъективной оценки высказывания; условия постановки знаков препинания.

Уметь: употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, пояснения тех или иных обстоятельств, расширения описания и пр.; употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях; соблюдать интонацию при чтении таких предложений.

Конечно, несомненно, бесспорно, действительно, разумеется, верно


§ 60, 61; упр. 372; 378

ГИА В5

64



Вставные конструкции.


Знать: о вставных конструкциях как средстве выражения дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, поправок; о постановке скобок или тире.

Уметь: употреблять в речи вставные конструкции с целью внесения добавочных сведений, пояснений; правильно ставить знаки препинания; соблюдать интонацию при чтении таких предложений.

Величина, соразмерность, грандиозность


§62,

упр. 387


65


РР

Сочинение-рассуждение на публицистическую тему.




Знать: средства выразительности текста публицистического стиля

Уметь: грамотно излагать свои мысли в соответствии с темой, применять правила орфографии и пунктуации в письменной речи



Дописать сочинение


66


Урок изучения нового материала

Междометия в предложении. Текстообразующая роль междометий. Знаки препинания при междометиях.


Знать: о междометиях как средстве выражения различных чувств

Уметь: употреблять в речи междометия с целью внесения различных чувств; правильно ставить знаки препинания; соблюдать интонацию при чтении таких предложений.

Транслировать, симфония, радиограмма, металл, лауреат.


Междометия.

§ 63;

упр. 392

Выучить словарные слова по разделу


67


Повторительно-обобщающий

Повторение изученного по теме «Обращения, вводные слова и междометия».


Знать: материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вставными конструкциями, обращениями.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами, предложениями, вставными конструкциями, обращениями.; составлять схемы предложений.



§ 55 - 63; упр. 395


68


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Обращения, вводные слова и междометия».




Знать: материал по разделу; правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи




Подготовить выступление на общестенно значимую тему


69


РР

Публичное выступление на общественно значимую тему.


Знать: особенности публицистического стиля, ораторской речи

Уметь: выступать перед аудиторией по определенной теме; вести диалог с оппонентами



Повторить

§ 55 - 63


Обособленные члены предложения

(18ч. + 2ч. р/р)

70, 71, 72


Урок изучения нового материала

Понятие об обособлении. Обособленные определения, знаки препинания.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.




Знать: об обособлении как одном из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; условия постановки знаков препинания.

Уметь: выделять интонационно обособленные члены; проводить синонимическую замену обособленных членов; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения.

Знать: правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространенными приложениями, а также двумя (тремя) согласованными одиночными определениями, относящимися к существительному; интонационно правильно произносить их.

Митинг, магистраль, резервуар, деликатный, суверенитет, беллетристика, фельдфебель, околоток, селекционер, ДнепроГЭС, флигель, панорама.


Причастие, причастный оборот; гласные в суффиксах причастий

§47, 48; упр. 288, 298, 299

ГИА В4

73, 74


Урок изучения нового материала

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.


Знать: правила обособления приложений.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.



§ 50; упр. 307, 308

ГИА В4

75


РР

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Знать: особенности данного текста

Уметь: составлять характеристику человека, используя особенности данного вида текста





76


Урок закрепления

Закрепление изученного по теме "Обособленные определения и приложения"

Знать: материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями; составлять схемы предложений.




§ 47 - 50 повторить; упр. 310


77


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения».


Знать: материал по разделу; правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи



§ 47 - 50 повторить


78


Урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

Уметь: объяснять допущенные ошибки



Инд. карточки


79, 80


Урок изучения нового материала, закрепление

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.




Знать: что такое деепричастие, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастный оборот, определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами; правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями.

Конференция, ферма, планер, дистанция, гроссмейстер, ломовые, маневр, маневрировать.

Прототип, прообраз, конгресс.


Деепричастный оборот, производные предлоги

§51, упр. 318, 319

ГИА В4

81, 82


Урок изучения нового материала, закрепление

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Знать: понятие "уточняющие член предложения"; условия постановки знаков препинания в предложении с уточняющими членами предложения

Уметь: находить уточняющие члены предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки препинания при них.


Разные виды обстоятельств

§52, упр. 326; 327


83


Урок закрепления

Закрепление по теме "Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения"

Знать: материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, уточняющими членами предложения.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами предложения; составлять схемы предложений.



Выучить словарные слова по разделу

§ 51, 52 повторить, инд. карточки


84


Урок изучения нового материала

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения с обособленными членами

Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами




§ 53, 54; упр.333


85,86


Повторительно-обобщающий

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"

Знать: материал по разделу; условия постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Уметь: правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения; составлять схемы предложений.



§ 47- 54 повторить; упр. 336, 337 (1 часть)


87


Урок проверки знаний

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения».

Знать: материал по разделу; правила изученных орфограмм и пунктограмм.

Уметь: применять правила в письменной речи



§47- 54 повторить


88


Урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

Уметь: объяснять допущенные ошибки



Инд. карточки


89


РР

Сочинение публицистического характера на патриотическую тему.

Знать: средства выразительности текста публицистического стиля

Уметь: грамотно излагать свои мысли в соответствии с темой, применять правила орфографии и пунктуации в письменной речи



Дописать сочинение


Прямая и косвенная речь.

(6ч. + 1ч. р/р)

90


Урок изучения нового материала

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.


Знать: понятие "прямая речь", "чужая речь"; способы их передачи

Уметь: выразительно читать предложения с прямой речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.

Преемник


§ 65 -67; упр.


91, 92


Урок изучения нового материала

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Знать: условия постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь: определять место слов автора и прямой речи в предложении; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку; составлять схемы предложений с прямой речью.

Думать, размышлять, подчёркивать, сообщать, заявлять, утверждать, высказывать.



§ 69; упр. 412; 410


93


Урок изучения нового материала

Диалог

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.


Знать: что такое диалог; особенности постановки знаков препинания при диалоге.

Уметь: заменять прямую речь диалогом и наоборот; правильно ставить знаки препинания в диалоге.

Диалог, монолог, каталог, эпилог


§ 70,

упр. 417


94


Урок изучения нового материала

Косвенная речь.

Знать: понятие "косвенная речь", условия постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью

Уметь: различать прямую и косвенную речь; заменять прямую речь косвенной и наоборот; обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.



§68, упр. 406


95


Урок изучения нового материала

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.


Знать: понятие "цитата"; условия постановки знаков препинания при цитировании

Уметь: вводить в речь цитаты; правильно ставить знаки препинания при цитировании



§72, упр. 427


96


РР

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.


Знать: особенности данного текста

Уметь: составлять сравнительную характеристику людей, используя особенности данного вида текста



Написать сравнительную характеристику двух знакомых людей


Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

(5ч. + 1ч. р/р)

97


Повторительно-обобщающий

Синтаксис и морфология.

Знать: понятия "морфология", "синтаксис", "лингвистика", "грамматика", как эти понятия взаимосвязаны.

Уметь: выполнять синтаксический разбор предложения, определять способы выражения разных членов предложения.



§ 73, упр. 437


98


Повторительно-обобщающий

Синтаксис и пунктуация.

Знать: виды пунктограмм

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложении



§ 74, упр. 441


99


Повторительно-обобщающий

Синтаксис и культура речи.


Знать: что включает в себя понятие "культура речи", виды речевых и грамматических ошибок

Уметь: видеть речевые и грамматические ошибки, исправлять их в соответствии с литературной нормой



§ 75, упр. 446


100


РР

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).


Знать: особенности данного текста

Уметь:





101, 102


Повторительно-обобщающий

Синтаксис и орфография.


Знать: изученные орфограммы

Уметь: применять правила на письме































































































































































































































1Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

© 2010-2022