Использование приема педагогической технологии (театрализации) на уроках литературы

Как научить детей актерской игре, да еще подготовить к ЕГЭ? Ограниченное  количество часов литературы (по 2 часа в средних классах и по 3 часа в старших классах), очень мало уделено изучению драматических произведений. Традиционно основной объем чтения составляют литературные произведения эпического и лирического родов. Драматургию принято связывать с театром. Но в каждом классе можно хотя бы одну пьесу поставить. Ведь урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют» все, даже са...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузьмина Светлана Владимировна

Использование приема педагогической технологии (театрализации) на уроках литературы.

Ст.Клявлино

ГБОУ Клявлинская СОШ №2 им. В.Маскина

Театрализация - один из самых популярных методов работы учителей.

Сцена - это то место, где можно решить массу ученических и учительских проблем.

На самом деле, театр - искусство эмоционального переживания, воспитания эстетики, пробуждение заснувшихся чувств.

Сегодня, в век компьютеров и американского кино, сложно говорить о начитанности наших детей, о разносторонности и систематичности их чтения. Поэтому возрождение театральных технологий на уроках литературы актуально. Я уже несколько лет использую прием театрализации на уроках литературы. Ведь нас, учителей, волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств. В моей работе обозначилась своя технология (проект) инсценирования литературных произведений. В 2008г. на 8 Международной конференции «Школа. Театр. Дети» и

6 Международной научно-практической конференции: «Педагогический процесс как культурная деятельность» во время выступлений я говорила о своей педагогической технологии. В 2009 году в Москве представляла на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» урок-театрализацию.

Как научить детей актерской игре, да еще подготовить к ЕГЭ? Ограниченное количество часов литературы (по 2 часа в средних классах и по 3 часа в старших классах), очень мало уделено изучению драматических произведений. Традиционно основной объем чтения составляют литературные произведения эпического и лирического родов. Драматургию принято связывать с театром. Но в каждом классе можно хотя бы одну пьесу поставить. Ведь урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют» все, даже самые «тихие» актеры. Учитель должен дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. С целью ознакомления с драматизацией и инсценировкой в 5-ом классе на урок литературы приглашаю старшеклассников, которые уже не первый раз показывали драматические и эпические произведения. Например, А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» . К концу учебного года пятиклассники сами инсценируют сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» . Девятиклассники - комедию Д.Фонвизина «Недоросль» (а по программе В.Я.Коровиной уже в 8 классе), роман в стихах А.Пушкина «Евгений Онегин» и др.

Я считаю, что ученик, работающий над инсценировкой эпического и драматического произведений, умел:

  • выделять основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку;

  • уяснить движущую силу действия - столкновение, борьбу, вражду, ссору (конфликт);

  • определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения;

  • уяснить значение речи действующего как его основной характеристики;

  • осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображаемым им событиям и лицам - от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

Познакомьтесь, пожалуйста, с моей технологией инсценирования литературных произведений:

  • Самым первым этапом работы над инсценированием является самостоятельное прочтение книги, когда формируется свое собственное мнение о произведении и об авторе, отношение к героям и основным темам и проблемам.

  • Дети пишут домашнее сочинение на тему: «Мне поручили роль…» (Почему я выбираю эту роль? Каким я представляю персонажа - внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку…)

  • Далее следует коллективный анализ и обсуждение художественного произведения (тема, идея).

  • По желанию некоторые учащиеся становятся сценаристами. Они создают общую канву всей программы (подбирают информацию об авторе, пьесах, которые он написал, анализируют рецензии критиков на эти пьесы (в старших классах)). Определяют отрывки для инсценировок.

  • Каждый ученик выбирает, кем ему быть: сценаристом, художником, композитором, актером или просто зрителем - критиком. Дети пробуют себя в разных ролях, и уже к седьмому классу знают, что у них лучше получается. Стараюсь, чтобы все дети побыли актерами. Кто-то раскрывает талант, который был незаметен.

  • Художники по декорациям и костюмам изучают специальную литературу, воссоздающую время действия (эпохи, события). Разрабатывают эскизы декораций и костюмов.

  • Труппа актеров работают над сценическим воплощением образов героев.

  • Композиторы подбирают звуки (музыку и другие сценические звуки).

  • Зрители оценивают игру актеров.

Реализуя свой творческий потенциал и развивая собственные способности, учащиеся изменяются как личности. У многих деревенских детей занижена самооценка. Пробуя себя в роли, выбранной самими же учениками, они становятся увереннее.

Потребность в самореализации сильна, и мы обязаны ее удовлетворить, так именно формируются личности.

Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

С началом использования театрализации дети больше начали читать, интересоваться литературой, чувствовать жизнь и судьбу героев. Участвуют во всех общешкольных мероприятиях.


© 2010-2022