- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Павел Васильев и Жасулан Садыков. Тема любви в творчестве поэтов
Павел Васильев и Жасулан Садыков. Тема любви в творчестве поэтов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Павел Васильев и Жасулан Садыков…
Тема любви в творчестве поэтов.
Они жили на одной земле, одна родина их вскормила, и именно здесь, в Павлодаре, в Павлодарском Прииртышье, их научили ценить дружбу, уважать старших и любить. Поэтому одной из тем их творческого пути стала любовь. Она являлась вдохновением для обоих поэтов и помогла написать им удивительные стихи.
В стихотворениях Павла Васильева и Жасулана Садыкова звучат строки о любви к родной земле, к природе, к людям, но особенно к женщине. Именно в стихах о любви к женщине я и пытаюсь найти ту общую точку соприкосновения, которая объединяет этих двух поэтов.
В их стихах образы любимых прекрасны. Вот как пишет Павел Васильев о своей любимой:
И самой лучшей из моих находок
Не ты ль была? Тебя ли я нашёл,
Как звонкую подкову на дороге,
Поруку счастья?
Сколько жизненных дорог у человека, сколько на них находок, но самая важная для Павла Васильева - это любовь земная, на всю жизнь единственная.
Образ женщины в поэзии Павла Васильева, конечно, ждёт ещё своих исследователей, литературоведов.
Какие прекрасные строки написаны о ней.
Любовь - это лёгкость, невесомость в душе, это окрылённость человека.
Вся ситцевая, летняя, проснись,
Твоё незабываемое имя
Отыщется одно между другими
Таится в нём немеркнущая жизнь…
Сколько женских имён, а любимое одно. Как же в нём не ошибиться? Как сделать так, чтобы оно звучало любовью? И у Павла Васильева любовь - это любимая, которая запоминается.
В стихотворениях Жасулана Садыкова часто применяются сравнения:
Идёт Она, как блоковская Дама,
Аромат духов,
Как шлейф плывёт за ней
А Дама блоковская вся воздушна, легка, она парит над землёй, потому что любовь, которую она олицетворяет, парит над людьми: она выше их.
И это не случайно. Идёт соединение природы и человека, любовью устанавливается та гармония, которую люди в повседневной жизни без конца разрушают.
Глаза, походка, облик любимых очень важны для поэтов, но главное для них - это духовный мир своих избранниц и просто чьих - то любимых.
Павел Васильев тесно связывает свой душевный настрой с чувствами любимой:
И имя твоё, словно старая песня,
Приходит ко мне. Кто его запретит?
Кто его перескажет? Мне скучно и тесно
В этом мире уютном…
Подойди же ко мне. Наклонись. Пожалей!
Но тяжело, больно, когда боль не физическая, а душевная:
А как это тяжко! И на сердце тогда пусто.
У меня ли на сердце полынь да песок,
Да охрипшие ветры!
Оказывается, любовь иногда и выпрашивают, потому что это чувство так сильно, что затмевает собою всё:
Послушай, подруга!
Полюби хоть на вьюгу, на этот часок,
Я к тебе приближаюсь. Ты, может быть, с юга.
Выпускай же на волю своих лебедей.
Жасулан Садыков тоже подмечает особенности души женщин:
И есть в ней что - то грустное такое,
Как в криках расставанья птичьих стай.
Сравнение с птичьими стаями - это как- то привязывает героиню к родной земле, к Прииртышью, которое свято для автора этих строк.
В жизни Павла Васильева любовь не всегда была ответной. Он любил кого- то очень сильно, ждал, что когда - нибудь она обратит на него внимание и полюбит, но все его ожидания оказались напрасными, он даже разочаровывался в своей любви, и хотя потом та женщина возвращалась к поэту, он её не принимал. Это безответное чувство через годы с лёгкой грустью зазвучало в стихотворении Павла Васильева «Обида»:
Отвернулась подруга:
«Нет,
слишком ты тороплив, мой друг,
Ты сначала вой на луну,
Чтобы было приятно мне!»
-
«Привередница! - хорошо!»
Безответная любовь опять же соединялась с родным местом, с просторами степей, которые могли разделить с лирическим героем горечь утраты, потери:
Вот погоди, - другой придёт,
Он знает разные манеры
И вместе с нею осмеёт
Степных угрюмых кавалеров.
Себя Павел Васильев называет «степным кавалером», у которого больше земного, больше дел, нет громких фраз, но есть большое сердце, раскинутое, как степи Иртыша для широкой любви, для восприятия боли другого человека.
Трагедия любви звучит и в стихотворениях Жасулана Садыкова:
Улыбка это, эти взгляды…
Значенье их - сплошной туман,
Надежд в них столько и загадок,
Что я боюсь сойти с ума.
Люди умирают, а любимые в стихах - бессмертны. Так же как у Павла Васильева, Любимые женщины навсегда остаются в стихах и Жасулана Садыкова. Эти золотые строки сохраняются в памяти многих людей, потому что в жизни каждого человека была любовь:
Пройдут года, в гробах нас скроют,
Но ты останешься в стихах,
И мир узнает, как тобою
Сходил с ума один казах.
Жасулан Садыков считает, сто любовь - это неземное чувство, под законы нашей жизни оно не попадает.
Поэтому по-настоящему любить могут только те, в ком есть глубокое сердце и твёрдая вера. А какая вера в человеке сильная? Конечно, вера в Бога.
Любовь у Жасулана Садыкова ассоциируется с верой в Бога. Любить - это, значит, верить в избранного как в Бога, который тебя никогда не предаст:
В ком Бога нет, в том нет любви…
А без любви ни веры, ни надежды.
Рядятся в белые одежды,
По сути, дьяволы - они.
Рядом с радостью, любовью всегда печаль и разлука. Они всегда рядом и об этом пишет Павел Васильев:
И -
за пазухой прячется ножик - злодей,
И -
голодной собакой шатается горе…
В жизни не бывает всё гладко, она похожа на полосатую тельняшку - полоска белая, полоска чёрная. Печаль не приходит одна:
Со звёздным миром кто на ты,
Те знают непременно,
Любили Деву Близнецы,
То вместе, то раздельно.
Здесь любовь связана со всем мирозданием. Любимая Жасулана Садыкова говорит с Космосом на ты. Вот так высоко над землёй поэт поднимает любовь.
И потом, когда любовь с тобой, откуда-то появляется страх, что можно её потерять. А отсюда и неуверенность, может быть и растерянность. Об этом строки Павла Васильева:
Я боюсь, чтобы ты мне чужою не стала,
Дай мне руку, а я поцелую её.
Ой, да как бы из рук дорогих не упало
Домотканное счастье твоё!
Очень страшно, когда любовь смешивают с другим чувством увлечённости, влюблённости:
Прости их, Всевышний,
Они, сгоряча
Любовь перепутали
С блудом.
Язык стихов и Павла Васильева, и Жасулана Садыкова необычный. В нём изобилие воздушных, как сама любовь, эпитетов: «ласковый», «безгрешные», «золото», «жгучим», «чудные» - это у Жасулана Садыкова; « ясный», «неопасный», «дорогих» - у Павла Васильева. А метафоры насыщенные, живые, эмоциональные: «молчала обида», «глаза, глухие до дна», «Из рук дорогих не упало…» /у Павла Васильева/; «ветви… вплетаю я в Знаки», «дождь в душу проникает» /у Жасулана Садыкова/.
Интонация их стихотворений самая разнообразная. В основном, это интонация перечисления:
Я ждала тебя долго.
И дождик с утра
К деревьям всё жался
И плакал,
И мокрые ветви,
В охапку собрав
Мысленно в Знаки
Летящие в безвестности
Нашей судьбы.
Есть и интонация предупреждения:
Я тебя, моя забава,
Полюбил, - не прекословь.
У меня - дурная слава,
У тебя - дурная кровь.
Очень много и противопоставительных конструкций:
Но кто-то Незримый
Вдруг спросит у вас:
-
А так ли безгрешны
Вы сами?
Стихотворные строки, их длина, тоже не всегда одинакова у одного и того же автора. Вот в стихотворении «Из писем к Санди» Жасулана Садыкова строчка короткая, т.к. каждое слово весомое, важное, оно выносится на отдельную строку, чтобы мы, читатели, его увидели:
Но счатье - оно -
Не серийный продукт
Оно единично
По счастью.
Или длинная строка, мысль в ней развивается постепенно, углубляясь от строки к сторке:
Одинокая кровь под сорочкой нагретой,
Как молчала обида в глазах у тебя.
Рифма своеобразная, заставляющая о многом подумать.
Например, «до дна» - «огня» у Павла Васильева. Когда любовь настоящая, она в тебе забирает всё до дна, и ты горишь, как в огне.
Или у Жасулана Садыкова: «орошает» - «проникает». Слова, взгляды, слова влюблённых, как дождь, лёгкий, невесомый, освежает нас и оседает в душе.
Лирика любви всегда у всех поэтов необычна, оригинальна. Такая же она красивая, впечатляющая и в творчестве двух земляков, двух поэтов моего родного Прииртышья - Павла Васильева и Жасулана Садыкова.
Пыстина Лидия Митрофановна
школа - гимназия № 9
г. Павлодар
4