Павел Васильев и Жасулан Садыков. Тема любви в творчестве поэтов

Павел Васильев и Жасулан Садыков жили на одной земле, одна родина их вскормила, и именно    здесь,    в Павлодаре, в Павлодарском Прииртышье, их научили ценить дружбу, уважать старших и любить. Поэтому одной из тем их творческого пути стала любовь. Она являлась вдохновением для обоих поэтов и помогла написать им удивительные стихи.       В стихотворениях Павла Васильева и Жасулана Садыкова звучат строки о любви к родной земле, к природе, к людям, но особенно к женщине. Именно в стихах о любви к женщине я и пытаюсь найти ту общую точку соприкосновения, которая объединяет этих двух поэтов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павел Васильев и Жасулан Садыков…

Тема любви в творчестве поэтов.

Они жили на одной земле, одна родина их вскормила, и именно здесь, в Павлодаре, в Павлодарском Прииртышье, их научили ценить дружбу, уважать старших и любить. Поэтому одной из тем их творческого пути стала любовь. Она являлась вдохновением для обоих поэтов и помогла написать им удивительные стихи.

В стихотворениях Павла Васильева и Жасулана Садыкова звучат строки о любви к родной земле, к природе, к людям, но особенно к женщине. Именно в стихах о любви к женщине я и пытаюсь найти ту общую точку соприкосновения, которая объединяет этих двух поэтов.

В их стихах образы любимых прекрасны. Вот как пишет Павел Васильев о своей любимой:

И самой лучшей из моих находок

Не ты ль была? Тебя ли я нашёл,

Как звонкую подкову на дороге,

Поруку счастья?

Сколько жизненных дорог у человека, сколько на них находок, но самая важная для Павла Васильева - это любовь земная, на всю жизнь единственная.

Образ женщины в поэзии Павла Васильева, конечно, ждёт ещё своих исследователей, литературоведов.

Какие прекрасные строки написаны о ней.

Любовь - это лёгкость, невесомость в душе, это окрылённость человека.

Вся ситцевая, летняя, проснись,

Твоё незабываемое имя

Отыщется одно между другими

Таится в нём немеркнущая жизнь…

Сколько женских имён, а любимое одно. Как же в нём не ошибиться? Как сделать так, чтобы оно звучало любовью? И у Павла Васильева любовь - это любимая, которая запоминается.

В стихотворениях Жасулана Садыкова часто применяются сравнения:

Идёт Она, как блоковская Дама,

Аромат духов,

Как шлейф плывёт за ней

А Дама блоковская вся воздушна, легка, она парит над землёй, потому что любовь, которую она олицетворяет, парит над людьми: она выше их.

И это не случайно. Идёт соединение природы и человека, любовью устанавливается та гармония, которую люди в повседневной жизни без конца разрушают.

Глаза, походка, облик любимых очень важны для поэтов, но главное для них - это духовный мир своих избранниц и просто чьих - то любимых.

Павел Васильев тесно связывает свой душевный настрой с чувствами любимой:

И имя твоё, словно старая песня,

Приходит ко мне. Кто его запретит?

Кто его перескажет? Мне скучно и тесно

В этом мире уютном…

Подойди же ко мне. Наклонись. Пожалей!

Но тяжело, больно, когда боль не физическая, а душевная:

А как это тяжко! И на сердце тогда пусто.

У меня ли на сердце полынь да песок,

Да охрипшие ветры!

Оказывается, любовь иногда и выпрашивают, потому что это чувство так сильно, что затмевает собою всё:

Послушай, подруга!

Полюби хоть на вьюгу, на этот часок,

Я к тебе приближаюсь. Ты, может быть, с юга.

Выпускай же на волю своих лебедей.

Жасулан Садыков тоже подмечает особенности души женщин:

И есть в ней что - то грустное такое,

Как в криках расставанья птичьих стай.

Сравнение с птичьими стаями - это как- то привязывает героиню к родной земле, к Прииртышью, которое свято для автора этих строк.

В жизни Павла Васильева любовь не всегда была ответной. Он любил кого- то очень сильно, ждал, что когда - нибудь она обратит на него внимание и полюбит, но все его ожидания оказались напрасными, он даже разочаровывался в своей любви, и хотя потом та женщина возвращалась к поэту, он её не принимал. Это безответное чувство через годы с лёгкой грустью зазвучало в стихотворении Павла Васильева «Обида»:

Отвернулась подруга:

«Нет,

слишком ты тороплив, мой друг,

Ты сначала вой на луну,

Чтобы было приятно мне!»

  • «Привередница! - хорошо!»

Безответная любовь опять же соединялась с родным местом, с просторами степей, которые могли разделить с лирическим героем горечь утраты, потери:

Вот погоди, - другой придёт,

Он знает разные манеры

И вместе с нею осмеёт

Степных угрюмых кавалеров.

Себя Павел Васильев называет «степным кавалером», у которого больше земного, больше дел, нет громких фраз, но есть большое сердце, раскинутое, как степи Иртыша для широкой любви, для восприятия боли другого человека.

Трагедия любви звучит и в стихотворениях Жасулана Садыкова:

Улыбка это, эти взгляды…

Значенье их - сплошной туман,

Надежд в них столько и загадок,

Что я боюсь сойти с ума.

Люди умирают, а любимые в стихах - бессмертны. Так же как у Павла Васильева, Любимые женщины навсегда остаются в стихах и Жасулана Садыкова. Эти золотые строки сохраняются в памяти многих людей, потому что в жизни каждого человека была любовь:

Пройдут года, в гробах нас скроют,

Но ты останешься в стихах,

И мир узнает, как тобою

Сходил с ума один казах.

Жасулан Садыков считает, сто любовь - это неземное чувство, под законы нашей жизни оно не попадает.

Поэтому по-настоящему любить могут только те, в ком есть глубокое сердце и твёрдая вера. А какая вера в человеке сильная? Конечно, вера в Бога.

Любовь у Жасулана Садыкова ассоциируется с верой в Бога. Любить - это, значит, верить в избранного как в Бога, который тебя никогда не предаст:

В ком Бога нет, в том нет любви…

А без любви ни веры, ни надежды.

Рядятся в белые одежды,

По сути, дьяволы - они.

Рядом с радостью, любовью всегда печаль и разлука. Они всегда рядом и об этом пишет Павел Васильев:

И -

за пазухой прячется ножик - злодей,

И -

голодной собакой шатается горе…

В жизни не бывает всё гладко, она похожа на полосатую тельняшку - полоска белая, полоска чёрная. Печаль не приходит одна:

Со звёздным миром кто на ты,

Те знают непременно,

Любили Деву Близнецы,

То вместе, то раздельно.

Здесь любовь связана со всем мирозданием. Любимая Жасулана Садыкова говорит с Космосом на ты. Вот так высоко над землёй поэт поднимает любовь.

И потом, когда любовь с тобой, откуда-то появляется страх, что можно её потерять. А отсюда и неуверенность, может быть и растерянность. Об этом строки Павла Васильева:

Я боюсь, чтобы ты мне чужою не стала,

Дай мне руку, а я поцелую её.

Ой, да как бы из рук дорогих не упало

Домотканное счастье твоё!

Очень страшно, когда любовь смешивают с другим чувством увлечённости, влюблённости:

Прости их, Всевышний,

Они, сгоряча

Любовь перепутали

С блудом.

Язык стихов и Павла Васильева, и Жасулана Садыкова необычный. В нём изобилие воздушных, как сама любовь, эпитетов: «ласковый», «безгрешные», «золото», «жгучим», «чудные» - это у Жасулана Садыкова; « ясный», «неопасный», «дорогих» - у Павла Васильева. А метафоры насыщенные, живые, эмоциональные: «молчала обида», «глаза, глухие до дна», «Из рук дорогих не упало…» /у Павла Васильева/; «ветви… вплетаю я в Знаки», «дождь в душу проникает» /у Жасулана Садыкова/.

Интонация их стихотворений самая разнообразная. В основном, это интонация перечисления:

Я ждала тебя долго.

И дождик с утра

К деревьям всё жался

И плакал,

И мокрые ветви,

В охапку собрав

Мысленно в Знаки

Летящие в безвестности

Нашей судьбы.

Есть и интонация предупреждения:

Я тебя, моя забава,

Полюбил, - не прекословь.

У меня - дурная слава,

У тебя - дурная кровь.

Очень много и противопоставительных конструкций:

Но кто-то Незримый

Вдруг спросит у вас:

  • А так ли безгрешны

Вы сами?

Стихотворные строки, их длина, тоже не всегда одинакова у одного и того же автора. Вот в стихотворении «Из писем к Санди» Жасулана Садыкова строчка короткая, т.к. каждое слово весомое, важное, оно выносится на отдельную строку, чтобы мы, читатели, его увидели:

Но счатье - оно -

Не серийный продукт

Оно единично

По счастью.

Или длинная строка, мысль в ней развивается постепенно, углубляясь от строки к сторке:

Одинокая кровь под сорочкой нагретой,

Как молчала обида в глазах у тебя.

Рифма своеобразная, заставляющая о многом подумать.

Например, «до дна» - «огня» у Павла Васильева. Когда любовь настоящая, она в тебе забирает всё до дна, и ты горишь, как в огне.

Или у Жасулана Садыкова: «орошает» - «проникает». Слова, взгляды, слова влюблённых, как дождь, лёгкий, невесомый, освежает нас и оседает в душе.

Лирика любви всегда у всех поэтов необычна, оригинальна. Такая же она красивая, впечатляющая и в творчестве двух земляков, двух поэтов моего родного Прииртышья - Павла Васильева и Жасулана Садыкова.

Пыстина Лидия Митрофановна

школа - гимназия № 9

г. Павлодар

4

© 2010-2022