Конспект урока русского языка на тему Имя прилагательное (9 класс), обучающемуся по программе коррекционной школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1















КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 «О» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи»











Разработала: Асминкина А.П.











Илек, 2015 г.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи.

Цели: - коррекционно-образовательные: познакомить с именем прилагательным как частью речи, его ролью в речи; развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, описывать предметы, подобрав к ним все возможные признаки, свойства, качества;

- коррекционно-развивающие: развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать умение работать в группах и индивидуально;

- коррекционно-воспитывающие: развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Анализ проверочной работы

На прошлом уроке вы писали проверочную работу по теме «Имя существительное». В целом, все ребята справились с заданиями (4 ученика получили оценку «4», 5 учеников получили оценку «3»). Самым сложным для вас оказалось задание, в котором вы должны были составить разные словосочетания с существительным стакан по схемам и нахождение падежных окончаний существительных, требующих проверки. Мы с вами продолжим работу над этими темами.

  1. Вступительная беседа

Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень восприимчивыми. Сегодня в этом нам поможет художник, а кто он отгадайте:

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

- Молодцы, вы правильно отгадали. Сегодня мы с вами познакомимся с темой «Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи». (слайд 1,2)

  1. Изучение нового материала.

Имя прилагательное - вечный спутник существительного. Если мы произносим слово «сильный», то наша мысль будет искать предмет (существительное), к которому этот признак (прилагательное) относится: сильный ученик. Сильный характер, сильный ветер.

Задавая вопросы какой? какая? какое? какие?, мы спрашиваем о признаках, качествах и свойствах предметов. Прилагательное во всем подчиняется имени существительному. В грамматике эта связь называется согласованием. Прилагательные согласуются с существительны в роде, числе и падеже. Вместе с существительным оно склоняется. (слайд 3)

Во многих случаях при склонении окончания прилагательных совпадают с окончаниями вопросов. И это помогает нам правильно писать окончания. Нужно только учитывать два варианта окончаний: твердый и мягкий. (например: какая? -ая, - яя)

По окончанию мы легко распознаем имя прилагательное и даже определяем его род и число. (слайд 4)

- ой

- ый м.р. ед.ч. - ая ж.р. ед.ч. - ое ср.р. ед.ч. - ые мн.ч.

- ий - яя - ее - ие

Раскрывая сущность предмета (его цвет, вкус, характер и т.д.), прилагательные играют большую роль в нашей речи. Особое значение они приобретают в художественной литературе. Посмотри, как с помощью прилагательных передается красота осеннего пейзажа, вызывая у читателя светлую грусть.

Давайте начала прочитаем описание осеннего пейзажа без имен прилагательных. Понятно ли вам описание осеннего пейзажа? Почему? (слайд 5)

А теперь давайте прочитаем описание этого пейзажа с использованием имен прилагательных и вы мне скажете какой текст более понятный для нас.

Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой и светлый сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (И.Бунин). (слайд 4)

Работа с учебником.

Признаки, свойства, качества предмета (работа с записью в рамке стр.75)

Динамическая пауза

А сейчас вы разделитесь по группам. Каждая группа получит предмет, который вы должны будете описать, подобрав к нему имена прилагательные, опираясь на таблицу в учебнике. (Выходят по группам к доске, описывают предметы).



  1. Закрепление

Выполнение упражнения 97 стр.75 письменно (2 ученика работают у доски).

А) Чтение отрывка.

Б) определение произведения, из которого взят отрывок и его автор.

В) определение существительного, с которым согласуются существительные.

Упр. 98 стр. 76.

А) Чтение диалога по ролям.

Б) - Чего не мог понять слепой человек? (какого цвета молоко, как выглядит белый цвет).

Люди-инвалиды - это такие же люди, как и мы с вами только с ограниченными возможностями здоровья. Они не дают миру зачерстветь до конца, они учат сопереживать и помогать. Помогать не задумываясь и не ожидая чего-то взамен. Они дают нам возможность оставаться людьми и не забывать о том, как все хрупко в этом мире.

Я хотела бы, чтобы вы никогда не забывали, что быть здоровым человеком - это уже и есть счастье. Я хотела бы, чтобы вы всегда помнили, что рядом с нами живут люди, которым очень нужна наша любовь, помощь и поддержка. Пусть этим чувствам всегда будет место в ваших сердцах.

(Резерв запись диалога без слов автора).

Рефлексия

Игра «Да и Нет»

• Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

• Имя прилагательное - самостоятельная часть речи (да)

• Имя прилагательное обозначает предмет (нет)

• Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

• Имя прилагательное отвечает на вопрос где? Куда? Откуда? Как? (нет)

• Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает подлежащим (нет)

• Имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

• Имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

• Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

• Род имени прилагательного зависит от глагола (нет)

• Род имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)



  1. Итог урока

Д/з упр.99 стр.77

© 2010-2022