Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета Тема: Словосочетание. Строение словосочетания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Красницкая Инга Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ « Любимовская основная школа»

Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.

Цели: 1.Дать понятие о синтаксисе как разделе лингвистики,

2.Формировать представление о словосочетании как единице синтаксиса,

3.Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к русскому языку.


Оборудование: учебник Русский язык 5 класс Алматы, «АТАМҰРА

», 2015,схемы, стихи об октябре, рифмованное правило,музыкальное сопровождение youtube.com/watch?v=rUt02xSaHoo « Чарующая музыка осени» , Дерево Успеха ( для рефлексии)

Тип урока: нестандартный « Хочу всё знать!»

Методы: словесный, частично-поисковый, творческий, творческого чтения

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды

Понедельник-трудный день,

Но учиться мне не лень.

Нужно только постараться

И во всём мне разобраться.

Вновь Лингвистика зовёт:

Дел ещё невпроворот!

Нужно Синтаксис учить,

Со словами дружно жить,

Находить словосочетания...

Всё! Включаю я внимание!

( И.А.Красницкая)

Стадия вызова:

Учитель: На урок я принесла различные картинки с изображением времени года.

Ребята выбирают картинки с видами осени. Учитель: Нравятся ли вам они? Почему?

Обратите внимание на доску

На доске написано

Опадающие листья, журавлиный клин, короткие дни, моросящие дожди, урожайная пора.

Учитель: Как вы думаете, ребята о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?( О словосочетании)

  1. Введение в замысел урока.

Откройте учебник на странице стр. 61.

Читаем и разбираем теоретический материал на странице 61( Словосочетание и его строение), заполняем таблицу Использование стратегии Знаю- Хочу узнать -Узнал

Знаю



Хочу узнать

Узнал

После заполнения таблицы ребята делают выводы

Для общения нужно не только владеть большим запасом слов, но и правильно эти слова связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли.Необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений, текста.Синтаксис-это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.

Словосочетание-это сочетание двух слов,связанных по смыслу и грамматически.Одно из них является главным, другое-зависимым.от главного задаётся вопрос к зависимому слову.

Модель словосочетания показывает,какое из двух слов является главным, а какое-зависимыми какими частями речи они выражены.

Словосочетание, как и слово, называет предметы, признаки, действия, но у словосочетания значительно больше возможностей передать смысл, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного слова.

Есть замечательное рифмованное правило. Давайте его выучим.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто же кто есть - без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда наоборот.

Запомни как основу.

3.Закрепление темы.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Читаем выразительно стихи об осеннем месяце-октябре .Находим словосочетания ( устно)

И. Демьянов

Октябрь приближается

Октябрь приближается.
Но светел день лесной.
И осень улыбается
Небес голубизной,

Притихшими озерами,
Что стелют синь свою,
И розовыми зорями
В березовом краю!

Вот мхов седые кружева
На старом валуне,
И желтый листик кружится,
Другой уже на пне!..

А рядышком, под лозами,
Под их густую сень,
Забрался подберезовик -
И шляпа набекрень.

Но все в лесу печальнее:
Найти цветка не смог,
Как маятник качается
Осиновый листок.

Деревьев тени длинные…
И холодней лучи.
А в небе журавлиные
Журчащие ручьи!

Г. Соренкова

ОКТЯБРЬ

Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.

Г. Новицкая

ОКТЯБРЬ

Листва всю землю устилает,
Рыжеют чёрные поля.
И в серых тучах день скучает,
И ветру сдались тополя.
И вдруг, неведомо откуда,
Среди осенней кутерьмы
Зайчишка белоснежным чудом
Несёт в поля клочок зимы.

Н. Варгус

На дворе октябрь осень,
С клёнов листья все опали,
Опадая, улетали, всё шептали
-мы устали…

Лишь весною точно знаем,
Мы вернёмся с птичьей стаей.
Но октябрь, дни короче,
Холода не за горами,

Все сильнее ветер, впрочем,
Мы гуляем и осень с нами,
В сапогах, в шарфах с зонтами,

А зонты- цветные листья,
И рябины красной кисти
Разукрасили природу,
Хмурость дня и непогоду.


Октябрь уж наступил...

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

(А. Пушкин)

Творческое задание.

Перед вами листок бумаги. Представьте, что вы-художник и должны нарисовать картину «Октябрь». Покажите, какие цвета вами будут использованы в картине. Расскажите, почему. Итак, звучит музыка,а мы занимаемся творчеством.

Составьте словосочетания, связанные с тем, что изображено на ваших рисунках.

Работа с упражнениями. Упр 125. Работа в парах

Упр. 127( Работа с цветной вклейкой учебника - изображением города Астаны)


  1. Выводы. Итоги урока. Самооценивание


  1. Рефлексия. Дерево успеха.


  1. Учитель выразительно читает стихотворение

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

Н.Петренко

    Даю домашнее задание,

    Чтобы прочными были знания

    параграф 217 составить схему упр.126



    © 2010-2022