Статья на тему «Концепция божественной красоты природы Кавказа в лирике М. Ю. Лермонтова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ

учителя русского языка и литературы

Кузнецовой Аксаны Николаевны

на тему

«Концепция божественной красоты природы Кавказа в лирике М.Ю. Лермонтова»

Интерес М. Ю. Лермонтова к Кавказу обусловлен различными причинами. Во - первых, поэт несколько раз посещал этот край в детские годы и в последующее время. Полюбив Кавказ ещё в «младенческих летах», он на протяжении своей литературной деятельности посвятил ему много замечательных произведений, написанных в стихах и прозе.

Во - вторых, романтически настроенный в ранней юности, Лермонтов в первых художественных созданиях испытал на себе огромное влияние Д. Г. Байрона, А.С. Пушкина и других русских и зарубежных писателей. В особенности сильное влияние оказал на творчество поэта А. С. Пушкин; как певец Кавказа, М. Ю. Лермонтов является его прямым и самым выдающимся преемником.

Стихотворение «Утро на Кавказе» отразило впечатление от поездки на Горячие Воды в 1825 году. Датируется стихотворение летом 1830 г. Названные реалии: лесистые горы, скалы, шатры - палатки, кибитки, в которых жили посетители Вод, - всё это входило в пейзаж Горячеводска 1820 - х годов [30; с. 49]. Божественная красота природы показана полунамёками.

Среди многообразия тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, немаловажная роль отведена стихотворениям о природе. Пейзаж является неотъемлемой частью лирических произведений поэта. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии - свободная, романтическая стихия. Именно в ней - гармония и красота, справедливость и счастье. В своих стихах Лермонтов как бы перекликается с разными природными явлениями, растворяется в их жизни. «С отрадой, многим не знакомой» смотрит автор на бескрайние леса и нивы, реки и степи, «серебристый ландыш», «желтеющая нива», «студеный ключ» вносят успокоение в душу поэта. Следует отметить, что особое место в пейзажной лирике занимает образ Кавказа - его любимого края.

М.Ю. Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор:

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там [17; с. 19].

М.Ю. Лермонтов демонстрирует глубокое чувство, такую искреннюю нежность и любовь, которую вызывают у поэта «цепи синих гор», «вершины». Они, как и вся русская природа, явились для поэта воплощением его родины.

М.Ю. Лермонтов уверен, что, побывав там хотя бы один раз, уже не сможешь никогда забыть эти края. «Как сладкую песню отчизны» полюбил он Кавказ. Однако его пейзажи не простые картины природы, они отражают мысли и чувства, которыми наполняется сердце поэта. Луна, «царица лучших дум певца» восхищает поэта, он находится в «чудесном забытьи», когда любуется, как «туманный месяц» осыпает «серебристым блеском» гриву его коня. Поэт стремится слиться с этим волшебством природы, раствориться в ней. В то же время он возвеличивает природу: она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество. И все же: присущая Лермонтову тревога звучит и в его пейзажной лирике. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали;

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... [17; с. 40].

Среди множества тем, которых касался в своем творчестве М. Ю. Лермонтов, важная роль отведена природе. Пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений поэта. В образах природы он искал и находил соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою родину, он тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии - вольная романтическая стихия. Именно в ней заключается для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.

Еще в детские годы у М.Ю. Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, и в своих произведениях он как бы перекликается с разными природными явлениями, растворяется в их жизни. «С отрадой, многим не знакомой» смотрит он на бескрайние леса и нивы, реки и степи; «серебристый ландыш», «желтеющая нива», «студеный ключ» вносят успокоение в душу поэта. Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение. Образ Кавказа - его любимого края - проходит через всю пейзажную лирику.
Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений.

Встреча на Кавказе с членами декабристского общества также оказала большое влияние на Лермонтова. Он возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых «иль пусто, иль темно». Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в Пятигорске в 1941 году. «Кремнистый путь», блестящий сквозь туман, - это тропинка вокруг Машука, подёрнутая дымкой испарений минеральных ключей. Из музыкальных переложений наиболее популярна мелодия Е. С. Шашиной (1861 год).

Экспромт «Очарователен Кавказский наш Монако» записан со слов поручика Куликовского. По его словам, экспромт произнесён М.Ю. Лермонтовым на пирушке в Ресторациив 1841 году.

Очарователен кавказский наш Монако!

Танцоров, игроков, бретеров в нём толпы,

В нём лихорадят нас вино, игра и драка,

И жгут днём женщина, а по ночам - клопы…[30; с. 51]

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, М.Ю. Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

М.Ю. Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт... [17; с. 49]

Природа прекрасна и бесконечна, человек же мал и ничтожен, недостоин того величия, которое окружает его. Лишь виды и красоты Кавказа оживляют дух лирического героя, внушают ему мысль, что среди этой первозданной, торжественной красоты и тишины должны быть и необыкновенные люди, достойные этого величия.

Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна,

Царица лучших дум певца

И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой

Гордится, будто царь земной... [17; с. 50].

Об этом явлении «любви» к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: «Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова».

В 1840 году М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Валерик». Валерик - это название речки в Чечне, притока реки Сунжи. По-чеченски эта речка называется Валарг. Первоначальное название было «валеран хи» что переводится как «река смерти». На берегах этой речки 11 июля 1840 года произошло кровавое сражение между русским войском и горцами, в котором участвовал Лермонтов и геройски проявил себя.

Как месту этому названье?

Он отвечал мне: Валерик,

А перевесть на ваш язык,

Так будет речка смерти: верно,

Дано старинными людьми.

- А сколько их дралось примерно

Сегодня? - Тысяч до семи.

- А много горцы потеряли?

- Как знать?- зачем вы не считали!

Да! будет, кто-то тут сказал,

Им в память этот день кровавый!

Чеченец посмотрел лукаво

И головою покачал. [16; с. 20]

Обе стороны потеряли в бою несколько десятков человек убитыми и ранеными, вода в речке Валерик стала красной от крови. Но важного значения эта битва не имела. Свои впечатления об этом сражении Лермонтов выразил в стихотворении (а не поэме) «Валерик», написанном в форме письма к своей возлюбленной Варваре Лопухиной. Впрочем, назвали стихотворение так при первом его издании, сам Лермонтов не дал ему названия. Поэт рисует в стихотворении идеальную, величественную картину природы, в которой всё на своих местах, спокойно и умиротворено. Ей противопоставлена картина человеческого бытия, далёкая от совершенства. Лермонтов задаёт вопрос, неужели люди не могут жить в мире, а всё время враждуют:

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом.

А там, вдали, грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы - и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем? [16; с. 20]

Лермонтов на Кавказе примется изучать «татарский», то есть азербайджанский, язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и одной из своих поэм даст грузинское название - «Мцыри».

Тогда же в подаренной поэту В. Ф. Одоевским записной книжке появились последние стихи М. Ю. Лермонтова: «Сон», «Утёс», «Тамара», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Листок», «Они любили друг друга, «Пророк» и другие.

Таким образом, пейзажи в лирике М.Ю. Лермонтова обожествлены, одухотворены, проникнуты глубокой любовью Кавказу. Стихотворения поэта, посвящённые этому краю, стали одой Кавказу. Метафоричность, насыщенность колоритными эпитетами, точными сравнениями позволяют говорить о самобытности, гениальности М.Ю. Лермонтова.



© 2010-2022