Рабочая программа по дисциплине Русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО

Цикловой предметной комиссией

ОГСЭ

Председатель

Л.И.Баркова

Протокол №1 от 03.09.2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

А.В.Меркушева

2014г.


СОГЛАСОВАНО

Методист

Н.И.Прошина

"____"___________2014г.





Составитель:

Дуплищева Т.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им Г.Ф.Морозова»



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Дисциплина «Русский язык» тесно связана с такими дисциплинами, как «Русский язык и культура речи», «Литература».

Структура рабочей программы включает в себя пояснительную записку, тематический план, содержание образования по каждому разделу.

Изучение русского языка предполагает формирования умений и навыков анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. В ходе изучения дисциплины используются как традиционные виды занятий, такие как проблемно-обучающий и повторительно-обобщающий уроки, лекции, так и нетрадиционные: урок развития творчества, проектный урок.



Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» студенты должны

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студент должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию; межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Для проверки знаний студентов используются следующие виды контроля:

текущий (проверочные работы, тематические тесты);

рубежный (контрольная работа);

итоговый (экзамен по окончании).

Резервное время распределено на изучение следующих разделов:

I. Язык и речь. Функциональные стили речи - 2 ч.

IV. Морфемика, словообразование, орфография - 2 ч.

V. Морфология и орфография - 2 ч.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование

разделов и тем

Макси-мальная нагрузка

студента (час)

Само-стоя-тельная

нагрузка

студента

Обязательные учебные занятия

Всего

В том числе

Занятия на уроке

Практические занятия

Курсо-

вая работа

Введение

3

1

2

2

-

-

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили языка

16


4


12


12


-

-

Тема 1.1.Язык и речь.

6

2

4

4

-

-

Тема 1.2 Функциональные стили языка

10

2

8

8

-

-

Раздел 2. Лексика и фразеология

11


3


8


8


-

-

Тема 2.1 Лексика.

8

2

6

6

-

-

Тема 2.2 Фразеология

3

1

2

2



Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

11


3


8


8


-

-

Тема 3.1. Фонетика,

орфоэпия.

6

2

4

4

-

-

Тема 3.2 Графика,

орфография

5


1


4


4


-

-

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

8


4


6


6


-

-

Тема 4.1 Морфемика,

словообразование.

3

2

2

2

-

-

Тема 4.3

Орфография

2

2

2

2

-

-

Раздел 5. Морфология и орфография.

18


8


14


14


-

-

Тема 5.1

Морфология.

12

4

8

8

-

-

Тема 5.2 Орфография

6

4

6

6

-

-

Раздел 6.

Служебные части речи

11


5


8


8


-

-

Тема 6.1 Предлоги

6

2

4

4

-

-

Тема 6.2. Союзы

2

2

2

2

-

-

Тема 6.3.

Частицы, междометия


3


1


2


2

-

-

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация

26


12


20


20


-

-

Тема 7.1 Словосочетание


3


3


2


2

-


-

Тема 7.2

Простое предложение.

Виды осложнения.


15


4


12


12


-

-

Тема 7.3

Сложное предложение.


6


5



6


6

-

-

Всего

117

39

78

78

-

-















СОДЕРЖАНИЕ


Введение

знать:

- понятие о русском литературном языке и языковой норме;

уметь:

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка; о роли русского языка в современном мире; об отражении в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов, понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Самостоятельная работа. Сообщение по теме: «Русский язык в современном мире». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Раздел 1. |Язык и речь. Функциональные стили языка

Тема 1.1 Язык и речь

Студент должен

знать:

- виды речевой деятельности, речевую ситуацию и её компоненты;

уметь:

- различать речевые компоненты.

Виды речевой деятельности, речевую ситуацию и её компоненты, основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Самостоятельная работа. Написать рецензию на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь?» Сделать выписки из статьи Елены Ивановой «В мире текстов» на тему: «Какие бывают тексты». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 1.2.Функциональные стили языка


Студент должен

знать:

- функциональные стили речи и их особенности;

уметь:

- информационно перерабатывать текст (составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию), различать функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функциональные стили речи и их особенности (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили речи); текст как произведение речи (признаки, структуру текста, тему, основную мысль текста, средства и виды связи предложений в тексте).

Самостоятельная работа. Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему. Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов. Написать резюме.

Раздел 2. Лексика и фразеология

Тема 2.1. Лексика

Студент должен

знать:

- понятия лексическое и грамматическое слова, многозначность слова;

- прямое и переносное значение слова,

- метафору, метонимию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление;

уметь:

- исправлять лексические ошибки.

Понятия лексическое и грамматическое слова, многозначность слова, прямое и переносное значение слова, метафору, метонимию, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление;

лексику с точки зрения её употребления, особенности русского речевого этикета.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов. Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов».

Тема 2.2. Фразеология

Студент должен

знать:

- фразеологизмы, отличие фразеологизма от слова;

уметь:

- исправлять ошибки в употреблении фразеологических единиц.

Понятия фразеологизмы, отличие фразеологизма от слова.

Самостоятельная работа. Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение. Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия

Студент должен

знать:

- фонетические единицы, звук и фонему, открытый и закрытый слог;

- соотношение буквы и звука;

- ударение словесное и логическое, роль ударения в стихотворной речи;

уметь:

- производить фонетический разбор слова.

- пользоваться орфоэпическим словарём.

Фонетические единицы, звук и фонему, открытый и закрытый слоги, соотношение буквы и звука, ударение словесное и логическое, роль ударения в стихотворной речи.

Самостоятельная работа. Написать конспект статьи Елены Ивановой «Московская лингвистическая школа».Составить план-конспект статьи Марии Коленчук «Звуки русского языка». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.


Тема 3.2. Графика, орфография

Студент должен

знать:

- особенности русской графики;

- правописание безударных гласных;

- звонких и глухих согласных;

- употребление буквы ь;

- правописание о/ё после шипящих и ц;

- правописание приставок на З-/С-;

- правописание И - Ы после приставок;

уметь:

- пользоваться правилами русской орфографии;

- применять их в практической деятельности.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, употребление буквы ь, правописание о/ё после шипящих и ц, правописание приставок на З-/ С-, правописание И - Ы после приставок.

Самостоятельная работа. Провести исследование на тему: «Наиболее распространённые орфографические ошибки». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема 4.1. Морфемика, словообразование


Студент должен

знать:

- понятие морфемы как значимой части слова;

- многозначность морфем;

- синонимию и антонимию морфем;

- способы словообразования;

- особенности словообразования профессиональной лексики и терминов;

уметь:

- производить морфемный разбор слова;

- делать словообразовательный анализ.

Понятие морфемы как значимой части слова, многозначность морфем, синонимию и антонимию морфем, способы словообразования, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Самостоятельная работа. Составить план статьи Михаила Панова «Две работы морфем».Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 4.2. Орфография


Студент должен

знать:

- правописание чередующихся гласных в корнях слов;

- правописание приставок при-/пре-;

- правописание сложных слов;

уметь:

- применять правила при написании приставок, сложных слов;

- исправлять речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов, правописание приставок при-/пре-, правописание сложных слов.



Раздел 5. Морфология и орфография

Тема 5.1. Морфология

Студент должен

знать:

- грамматические признаки слова;

- знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста;

- лексико-грамматические разряды имён существительных;

- род, падеж, число имён существительных;

- склонение имён существительных, лексико-грамматические разряды имён прилагательных;

- степени сравнения имён прилагательных;

- лексико-грамматические разряды имён числительных;

- употребление числительных в речи;

- сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода;

- лексико-грамматические разряды местоимений;

- грамматические признаки глагола;

- употребление форм глаголов в речи;

- образование действительных и страдательных причастий;

- образование деепричастий совершенного и несовершенного вида;

- грамматические признаки наречия;

- степени сравнения наречий;

- отличие наречий от слов-омонимов;

- отличие слов категории состояния от слов-омонимов;

- группы слов категории состояния, их функции в речи;

уметь:

- производить морфологический разбор существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий;

- употреблять формы имён существительных, имён прилагательных, местоимений, глаголов в речи.

Грамматические признаки слова, знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста, лексико-грамматические разряды имён существительных, род, падеж, число имён существительных, склонение имён существительных, лексико-грамматические разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных,

лексико-грамматические разряды имён числительных, употребление числительных в речи,

сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода,

лексико-грамматические разряды местоимений, грамматические признаки глагола,

употребление форм глаголов в речи, образование действительных и страдательных причастий, образование деепричастий совершенного и несовершенного вида,

грамматические признаки наречия, степени сравнения наречий, отличие наречий от слов-омонимов, отличие слов категории состояния от слов-омонимов, группы слов категории состояния, их функции в речи.

Самостоятельная работа. Приготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи? (Категория состояния)».Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи».Написать отзыв на статью Надежды Ильиной «Слова, подобные морфемам».Составить план статьи Людмилы Петрановской «Части речи: Мифы и суровая правда». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 5.2. Орфография


Студент должен

знать:

- правописание окончаний имён существительных;

- правописание сложных имён существительных;

- правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных;

- правописание сложных прилагательных;

- правописание числительных;

- правописание местоимений;

- правописание суффиксов и личных окончаний глагола;

- правописание не с глаголами;

- правописание суффиксов и окончаний причастий;

- правописание не с причастиями;

- правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных;

- причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом;

- правописание НЕ с деепричастиями;

- деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом;

- особенности построения предложений с деепричастиями;

- правописание наречий;

уметь:

- правильно писать окончания имён существительных;

- правильно писать сложные имёна существительные;

- правильно писать суффиксы и окончания имён прилагательных;

- правильно писать сложные прилагательные;

- соблюдать орфограммы в правописании числительных;

- соблюдать орфограммы в правописании местоимений;

- соблюдать орфограммы в правописании суффиксов и личных окончаний глагола;

- соблюдать орфограммы в правописании не с глаголами, не с причастиями, не с деепричастиями;

-правильно писать суффиксы и окончания причастий;

- соблюдать орфограммы в правописании -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

Правописание окончаний имён существительных, правописание сложных имён существительных; правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных, правописание сложных прилагательных; правописание числительных, правописание местоимений, правописание суффиксов и личных окончаний глагола, правописание не с глаголами, правописание суффиксов и окончаний причастий, правописание не с причастиями, правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом; правописание не с деепричастиями, деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом, особенности построения предложений с деепричастиями; правописание наречий.

Раздел 6. Служебные части речи


Тема 6.1. Предлоги

Студент должен

знать:

- правописание предлогов;

- отличие производных предлогов от слов-омонимов;

уметь:

- грамотно писать производные предлоги.

Правописание предлогов, отличие производных предлогов от слов-омонимов,

употребление предлогов в составе словосочетаний, употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др..

Самостоятельная работа. Написать конспект статьи Надежды Ильиной «Служебные слова».Сделать карточки «Использование производных предлогов в речи». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 6.2. Союзы


Студент должен

знать:

- правописание союзов;

- отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов;

- употребление союзов в простом и сложном предложении;

уметь:

- отличать союзы тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов;

- употреблять союзы в простом и сложном предложении.

Правописание союзов, отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов- омонимов, употребление союзов в простом и сложном предложении.

Тема 6.3. Частицы. Междометия


Студент должен

знать:

- правописание частиц;

- правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи;

- употребление частиц в речи;

- правописание междометий и звукоподражаний;

- знаки препинания в предложениях с междометиями;

- употребление междометий в речи;

уметь:

- различать частицы не и ни;

- соблюдать правила пунктуации в предложениях с междометиями.

Правописание частиц, правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи, употребление частиц в речи; правописание междометий и звукоподражаний, знаки препинания в предложениях с междометиями, употребление междометий в речи.

Самостоятельная работа .Написать сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема 7.1 Словосочетание

Студент должен

знать:

- виды словосочетаний;

уметь:

- выполнять синтаксический разбор словосочетаний

Виды словосочетаний.

Самостоятельная работа. Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний. Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 7.2 Простое предложение. Виды осложнения


Студент должен

знать:

- отличие простого предложения от сложного;

- осложнённое простое предложение (виды осложнения);

уметь:

- выполнять синтаксический разбор простых предложений.

Отличие простого предложения от сложного, осложнённое простое предложение (виды осложнения).

Самостоятельная работа № 22. Составить план-конспект статьи Натальи Гришиной «Непростое простое предложение».

Самостоятельная работа. Сделать тематические карточки с использованием предложений с обособленными определениями и приложениями.Подготовить сообщение на тему: «Авторская пунктуация». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.

Тема 7.3 Сложное предложение

Студент должен

знать:

- виды сложных предложений;

уметь:

- выполнять синтаксический разбор сложных предложений.

Виды сложных предложений.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».Сделать тематические карточки «Виды сложных предложений». Изучение материалов учебников и учебных пособий, написание рефератов, докладов.


Перечень видов самостоятельной работы

Самостоятельная работа № 1 . Сообщение на тему: «Русский язык в современном мире».

Самостоятельная работа № 2. Рецензия на статью Владислава Николаенко «Что такое хорошая речь».

Самостоятельная работа № 3. Сделать выписки из статьи Елены Ивановой «В мире текстов на тему: «Какие бывают тексты».

Самостоятельная работа №4 . Подобрать примеры публицистического стиля на экологическую тему.

Самостоятельная работа № 5. Написать резюме.

Самостоятельная работа № 6. Сообщение на тему: «Толковые словари и их создатели».

Самостоятельная работа № 7. Подготовить сообщение на тему: «Типы омонимов».

Самостоятельная работа № 8. Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «крылатые фразы» и объяснить их значение.

Самостоятельная работа № 9. Написать конспект статьи Елены Ивановой «Московская лингвистическая школа».

Самостоятельная работа № 10. Составить план-конспект статьи Марии Коленчук «Звуки русского языка».

Самостоятельная работа № 11. Провести исследование на тему: «Самые распространённые орфографические ошибки».

Самостоятельная работа № 12. Составить план статьи Михаила Панова «Две работы морфем».

Самостоятельная работа № 13. Подготовить сообщение на тему: «Словообразование: как делаются слова».

Самостоятельная работа № 14. Подготовить презентацию на тему: «Ещё одна часть речи?» (Категория состояния).

Самостоятельная работа № 15. Подготовить презентацию на тему: «Слова, не относящиеся к частям речи».

Самостоятельная работа № 16. Написать отзыв на статью Надежды Ильиной «Слова, подобные морфемам».

Самостоятельная работа № 17. Составить план статьи Людмилы Петрановской «Части речи: Мифы и суровая правда».

Самостоятельная работа № 18. Написать конспект статьи Надежды Ильиной «Служебные слова».

Самостоятельная работа № 19. Сделать карточки «Использование производных предлогов в речи».

Самостоятельная работа № 20. Сообщение на тему: «Использование междометий в разговорной речи».

Самостоятельная работа № 21. Сделать тематические карточки с различными видами словосочетаний.

Самостоятельная работа № 22. Составить план - конспект статьи Натальи Гришиной «Непростое простое предложение».

Самостоятельная работа № 23. Сделать тематические карточки с использованием в тексте предложений с обособленными определениями и приложениями.

Самостоятельная работа № 24. Сообщение на тему: «Авторская пунктуация».

Самостоятельная работа № 25. Сообщение на тему: «Из истории русской пунктуации».

Самостоятельная работа № 26. Сделать тематические карточки «Виды сложных предложений».






ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Введение.

1.Русский язык в современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.


1.Функциональные стили речи и их особенности.

2.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

Раздел 2. Лексика и фразеология.


1.Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2.Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.


1.Гласные и согласные звуки русского языка, их сильная и слабая позиция.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.


1. Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

2.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

3.Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.

4.Правописание сложных слов.

Раздел 5. Морфология и орфография.


1.Правописание окончаний имён существительных.

2.Правописание сложных имён существительных.

3.Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных.

4.Правописание сложных имён прилагательных.

5.Правописание имён числительных.

6.Правописание местоимений.

7.Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.

8.Правописание суффиксов и окончаний причастий.

9.Правописание НЕ с причастиями.

10.Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

11.Правописание наречий.




Раздел 6. Служебные части речи.


1.Правописание предлогов.

2.Правописание союзов.

3.Правописание частиц.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

1.Знаки препинания в простом предложении.

2.Знаки препинания в сложном предложении.










Темы рефератов

  1. Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

  2. Язык и культура.

  3. Культура речи. Нормы русского языка.

  4. Стилистика и синонимические средства языка.

  5. Русское письмо и его эволюция.

  6. Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

  7. Русская пунктуация и ее назначение.

  8. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

  9. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

  10. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

  11. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

  12. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

  13. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

  14. Роль словосочетания в построении предложения.

  15. Синонимия простых предложений.

  16. Синонимия сложных предложений.

  17. Использование сложных предложений в речи.

  18. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

  19. Словари русского языка и сфера их использования.















В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
























Основная литература

Учебные пособия:

1. Учебник А.И.Власенков Л.М.Рыбченко "Русский язык", М.2011г.

2."Русский язык" Н.А.Герасименко, М. 2012г.

3. "Русский язык" В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, М. 2011г.

4. Справочник "Все правила русского языка" Е.И.Артемьева, М.2013г.

5. Справочник "Пишем без ошибок" Н.Сычева, М. 2011г.

6. Разноуровневые задания тестирования для подготовки к олимпиадам" И.Э. Савко,2012

7. "Русская пунктуация" И.Э.Савко, М.2010г.

Словари

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М., 2002.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2001.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.

  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.

  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.

  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2005.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.

Дополнительная литература.

1. Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации (с ответами). Бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые предложения: 9-11 классы / Л.А. Ахременкова. Быстрая подготовка к экзаменам.- М.: ТЦ Сфера, 2003 г., - 96с.

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П.. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии / Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов-3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007г.,-192с.

  2. Бабайцева В.В., Сальникова О.А. Русский язык. Тренинг по орфографии для школьников старших классов и поступающих в вузы/ В.В Бабайцева., О.А. Сальникова. - М.: Дрофа, 2004 г., - 160с.

  3. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д, Рудомазина Н.Е.. Русский язык. Тренинг по пунктуации: Пособие для школьников и поступающих в вузы/ В.В. Бабайцева, Л.Д Беднарская, Н.Е Рудомазина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004г. - 128с.

  4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н.. Орфография и пунктуация./ Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева Орфография и пунктуация: справочник, - М.: Издатель Булатникова И.С., ООО «Большая Медведица», 2002г. - 320с.

  5. Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М: Просвещение, 2004г. - 286с.

  6. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене/ Т.А. Долинина - М.: Айрис - пресс, 2007г. - 128с.

  7. Мезина Н.В. Сборник диктантов и упражнений по русскому языку. Учебно - практическое пособие/ Н.В. Мезина. - М.: «Издательство «Экзамен», 2002г. -384с.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. -368с.

  9. Розенталь Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. - 448с.

  10. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005г. -380с.

  11. КИМы Цыбулько.И.П., Львова С..И. ЕГЭ 2009. Русский язык. Репетитор/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008г. -208с.

Интернет-ресурсы:

  • Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

  • Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

  • Крылатые слова и выражения - ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - slova.ndo.ru

  • Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - ruscorpora.ru

  • Рукописные памятники Древней Руси - ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - lrc-lib.ru

  • Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm

  • Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - rusjaz.da.ru

  • Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

  • Русское письмо - ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - character.webzone.ru

  • Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - pushkin.edu.ru

  • Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

  • Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- ropryal.ru

  • Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - slovari.ru

  • Словарь смыслов русского языка - справочное он-лайн издание по русскому языку - slovo.zovu.ru

  • Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - ruscenter.ru


© 2010-2022