- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
Конспект урока -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Варламова А.И. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: формировать умение правильного написания -тся и -ться в глаголах.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умения правильного написания -тся и -ться в глаголах, увеличение словарного запаса учащихся.
Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные: формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Тип урока:
-
урок усвоения новых знаний.
Форма урока:
-
урок-исследование.
Форма обучения:
-
самостоятельная работа;
-
фронтальная работа.
Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации.
Методы:
-
проблемно-эвристические;
-
частично-поисковые;
-
объяснительно-иллюстративные.
Ход урока:
-
Орг. момент.
-
Словарный диктант
Подготовка к ГИА. Задание А5.
Уд..вительный р…стение
л..нивый предл…жение
б..да расст…латься
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
касаются
вклинилась
подивился
написал
-
Тему урока вы сейчас определите сами.
- Прочитайте слова.
- Чем похожи эти слова?
-Оба глагола - возвратные, кончаются на тся...
- Чем различаются?
-В одном из них пишется ь, а в другом - нет.
-Да, ребята. Догадались теперь, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке?
- О глаголах на -тся и -ться.
-
Проблемная ситуация: На доске записана затранскрибированная фраза - [три браца пошли купаца].
- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции).
- Запишите её в соответствии с русской орфографией
(Три братца пошли купаться)
- Почему в глаголе купаться есть Ь?
- Начало какой загадки представляет это предложение?
- Кто помнит вторую часть? Давайте опишем.
Два братца купаются, а один на берегу валяется.
- Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло - толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах)
- Почему в этих глаголах Ь нет?
б) Обратите внимание на -тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с существительными на ца.
-
Решите орфографические задачи
1. Пошла по воду молоди….
2.Бабушка Коли молоди….
3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…
-
Устная работа
Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?
-
Дело мастера …
-
Кто любит трудиться, тому без дела не …
-
Тот труда не боится, кто умеет …
-
С песней и труд …
-
Любишь …, люби и саночки возить.
-
Друзья … в беде.
-
Всё хорошо, что хорошо …
не сидится
кататься
познаются
боится
кончается
трудиться
ладится
-
Работа по карточкам. В это время слабым ученика даётся задание на исправление ошибок.
-
Тест .
Выбери глагол, стоящий в н. ф.
А) ходить Б) капает В) поглядел Г) ходит
2. Выбери глагол 3-го лица.
А) согласиться Б) советуюсь В) поздравляете
Г) соберутся
3. Когда пишется Ь перед суффиксом - ся.
А) в глаголах 3-го лица ед. и мн. числа
Б) пишется всегда
В) только в именах существительных
Г) в глаголах неопределённой формы
Д) не пишется никогда
-
Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу?
- «Если мягкий знак в вопросе,
то его в глагол мы вносим»
Домашнее задание: параграф 83 правило, упр. 197 (предожения3-6) или упр 198.
2014