План-конспект урока в 10 классе по теме Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным.


10 класс

Разработала и провела учитель русского языка и литературы:

Зарекеева Курбантотой Токтоньязовна




Тема: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным.
Цели:
1.(Обучающая) дать понятие о несклоняемых существительных, научить определять род несклоняемых существительных и согласовывать их со сказуемыми.
2.(Воспитательная) воспитывать интерес к учебному предмету, умение работать в группе.
3.(Развивающая) развивать логическое мышление учащихся.

Тип урока: Объяснение новой темы.

Форма урока: урок с применением элемента критического мышления.

Оборудование: географический атлас Казахстана, раздаточные карточки.

Ход урока.
I.Орг. момент.
II.Объяснение новой темы.
Посмотрите на эти примеры:

Из метро, без пальто, по шоссе, в фойе Баку, пьеса Шоу, в пюре.

Скажите, эти слова какого происхождения? Как вы думаете, они изменяются по падежам? А изменение по падежам это что? (склонение). Значит, эти существительные мы отнесем к несклоняемым существительным. А как согласовывать такие существительные со сказуемыми?
Вот об этом мы поговорим сегодня на уроке.

Словарная работа.
Но прежде обратите внимание на следующие слова, которые нам встретятся на уроке:
Атташе - дипломатический работник;
Импресарио - агент, организующий концерты артистов;
Коммюнике - официальное правительственное сообщение;
Пенсне - очки без дужек;
Маэстро - человек, достигший успехов в искусстве, уважительное обращение.

Новую тему мы разберем при помощи метода ЖИКСО: для этого я рассчитаю вас по номерам (1,2,3) и затем вы разойдетесь по 3-м столам.

Задание для III номеров:
Найти главное слово и подумать, как здесь определяется род таких сложносокращенных слов.

СССР занимал шестую часть мир. Вуз производило тестирование среди абитуриентов. Гаи устроила проверку автомашин на дорогах.
Комбат построил солдат для переклички.

Сделайте вывод: как определяется род сложносокращенных слов.

Вернуться в основную группу и рассказать о своем выводе. Группой составить сообщение на тему: «как определить род склоняемых существительных». Выступления со своими сообщениями.

Закрепление темы:
Открыли тетради, записали число, «классная работа» и тему урока.
1)перед вами географические атласы Казахстана.
I группа ищет 2 несклоняемых существительных, обозначающих города и придумывают с ними предложения
Н-р: нефтяной Актау встречал гостей из города - побратима. Актобе радовал нас своим радушием.

Задание для I номеров:
Прочитайте эти предложения, продумайте к каким существительным (одушевленным или неодушевленным) относятся выделенные несклоняемые существительные, затем определите род этих существительных.

Веселый конферансье открыл программу концерта. Мисс Марпл расследовала самое загадочное преступление. Новое табло украшает наш стадион.

Сделайте вывод. Как определяется род несклоняемых существительных. (исключения: пенальти, кофе)

Задание для I номеров:
Прочитайте эти предложения, определите по географическому понятию (город, остров, река, гора, государство, озеро) род этих несклоняемых существительных.

Гостеприимный Тбилиси встретил нас солнцем и теплом. Весь ландшафт живописно завершала величественная Бештау. Впереди показался зеленый Гаити. Всех привлекало полноводное Эри.

Сделайте вывод: как определяется род несклоняемых существительных, обозначающих географическое название.

II гр ищет горы и тоже придумывает с ними предложения:
Н-р: снежная Улытау виднелась издалека. Коктобе радовала нас прекрасным видом на Алматы.

III гр ищет по карте реки:
Н-р: Мелководная Чу протекает по нашему району. Спокойная Или впадает в озеро Балхаш.

Затем по очереди из каждой группы выходят к доске и записывают свои предложения.

2)работа по учебнику: откройте учебники на стр. 55, сейчас устно разберем упр. № 2. надо согласовать определение и сказуемое с подлежащим, выраженным несклоняемым существительным.
В нашем микрорайоне открылось уютное кафе. Справочное бюро располагалось у самого входа в вокзал. Асфальтированное шоссе тянулось на сотни километров. Республиканское радио работало круглые сутки. У ворот дома стояло такси. Небольшое пенсне в золотой оправе придавало его лицу интеллигентный вид. Бразильский кофе ценился всегда дорого. Подпрыгивая на высоких длинных ногах, кенгуру быстро скрылся из виду. Своей яркой окраской маленькая колибри привлекала внимание туристов.
3) каждая группа получает карточку со сложносокращенными словами, которые нужно расшифровать и определить род этих существительных. Затем придумать 2 предложения.

1 гр. 2гр. 3гр.
АЗС, КГБ НСК, КНБ, ВВС, СНГ,
БАМ, комроты ВДНХ, комполка старпом, профком

3)выполнить упр. № 6. (в тетради и у доски).
4)согласуйте сказуемое с подлежащим - сложносокращенным словом.
АПН подготовило много научных кадров. РТС вовремя закончила подготовку машин к севу. Детдом строился два года. ТЮЗ открыл свои гастроли в новом здании. АГУ закончил прием заявлений от абитуриентов. Спецкор собрал необходимый материал раньше намеченного срока.
5)как вы думаете, наши казахские имена могут относиться к несклоняемым существительным?
Группой вспомните как можно больше казахских имен, не склоняемых в русском языке.
Проверяйте, подбирая к ним разные предлоги: у Жанар, от Жанар, про Жанар.

IV. Обобщение по уроку:
О чем мы говорили на уроке?
Что вы узнали о несклоняемых существительных?

V. Выставление оценок.



© 2010-2022