Индивидуально-групповые занятия «Содержание и языковой анализ текста», 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № " г. Гая Оренбургской области


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

/________/

Протокол № ___

от «__»__________20_г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР /____________/

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор

МАОУ «СОШ № 8» г. Гая

/_____________/

Приказ № ___

от «__»__________20_г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Муравской Натальи Андреевны,

первой квалификационной категории





Индивидуально-групповые занятия «Содержание и языковой анализ текста»,

9 класс




















Пояснительная записка

Программа занятий авторская. В основу программы положены «Требования к уровню подготовки выпускников. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), а также Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования и Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку, подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» (источник: официальный сайт ФИПИ).

Цели и задачи программы

Теоретические:

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;

  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

  • поддерживать беседу, вести спор;

  • адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

  • логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • совершенствовать и редактировать текст;

  • применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать здоровьесбережение, внимательного читателя, учить подростка размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Общая характеристика

Разработка программы данных занятий отвечает как требованиям стандарта образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Программа рассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом. Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Данные индивидуально-групповые занятия призваны помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

Место в учебном плане

На индивидуально-групповые занятия в 9 классах в учебном плане школы отводится 35 часов в год (1 из них резервный), т.е. один раз в неделю.

Ценностные ориентиры программы

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие лиЧности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.

Используемые технологии и приемы, основные формы организации образовательного процесса

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи - развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах, парах;

  • индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Принципы, на которых базируется программа:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

    1. уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • научность, связь теории и практики;

  • преемственность;- наглядность;

  • систематичность и последовательность.

Результаты образования

Главной задачей реализации данной программы является подготовка девятиклассников к созданию сочинения-рассуждения и собственного высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения:

  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

  • совершенствование и развитие умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений, подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Кроме того, программа индивидуально-групповых занятий предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Из них количество тестов и работ по развитию речи

теория

практика

Стили речи. Типы речи

6



Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности

14

12

2

Повторение и систематизация изученного материала

2

1

1

ИТОГО

22

13

3

ВСЕГО

35 часов (1 резервный)

В ходе реализации программы предусматривается проведение одной зачетной работы (Создание текста- рассуждения по заданной тематике) в конце учебного года.

Список литературы для учителя

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку. - //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

2.Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. - М., 2009.

3.Греков В.Ф., Крючков Е.В., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- М., 2005.

4. ГИА - 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. - М., АСТ,2009.

Список литературы для учащихся

1.С.В.Драбкина, Д.И.Субботина. Русский язык.2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Москва «Интеллект-Центр» 2013

2.Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста: 9-й кл. - М., 2009

3. ГИА - 2010: Экзамен в новой форме: Русский зык: 9-ый кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С.Степанова. - М., АСТ,2009.

4.Егораева Г.Т. ГИА. Супертренинг. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания. - М.; «Экзамен», 2013



© 2010-2022