Связь поэтических поколений. А. С. Пушкин и В. М. Башунов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Связь поэтических поколений.

А.С. Пушкин и В.М. Башунов



Но тайна Пушкина, ускользая,

так и остаётся тайной.

В.М. Башунов



«Пушкин - наше всё», - писал в своё время Аполлон Григорьев. И с этим не поспоришь.

В.М. Башунов в этюдах о Пушкине пишет: «Но тайна Пушкина, ускользая, так и остаётся тайной: ей тесно и скучно в оболочке определений». «…Такое ощущение, что в Пушкине нет исчерпанности. Только вчитаешься во что-нибудь, только почудится, будто приблизился к пониманию тайны, глядь, а в ней или за нею стоят две новых. И так без конца».

Пытаясь разгадать тайну Пушкина, Башунов говорит о нём: «И Сад, и Дверь, и Путь».

Ещё Розанов писал о Пушкине: «Вся его жизнь и была прогулкою в Саду Божьем, где он указывал человечеству: «А вот что ещё можно любить!» , « Или вот это!», «Но оглянитесь, разве то - хуже?» Развивая тему Сада, Башунов пишет: «По существу речь идёт о двух Садах: Божием,какой окружает нас и Пушкина, и собсвенном пушкинском, в который мы заходим до обидного редко».

Читаем далее : «Пушкин - это и Дверь - в самые потаённые иногда, самые сокровенные закоулки человеческого духа и чувствования. Нет бездны, в какую бы не заглянул Пушкин, оставив Дверь где открытой, где приоткрытой для нас. Бесстрашно заглянул и выговорил столь же бесстрашно. «И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,-
Но строк печальных не смываю».

«Воспоминанье» 1828

И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно…

Стихотворение «Желание славы»

Пушкин - Путь, как для русского человека вообще, так для литературы в частности. Странно, что ни русский человек, ни русская литература этим путём не последовали. Какие-то частные его уроки усвоили большей частью поэты: лёгкость стиха, неподдельную искренность, движение от усложнённого письма к «неслыханной простоте». Может быть , он догадывался о двойственной судьбе своей. С одной стороны, «не зарастёт народная тропа», а с другой - то, как оценивает Сальери Моцарта:

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падет опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

В творчестве В.М. Башунова есть несколько стихотворений, в которых эпиграфами являются строчки из лирики А.С. Пушкина. Это «Ручей», «Мотив», «Суета».

Башунов В.М. «Суета»



На свете счастья нет, но есть покой и воля…

Александр Пушкин



Говоришь, суета заедает?

Говори - я и сам говорю,

сам кидаюсь, куда ни кидает,

сам не ведаю, что я творю.

Сам я рвусь и клянусь, что уеду.

А куда? Я не вижу, куда.

Все едино по новому следу

потечет эта жизнь, как вода.

Уж она потечет - не отстанет,

разберет по частям не щадя.

Уж она разберет - не оставит

ничего от меня и тебя.

Что ей вздохи, что охи и ахи,

обращающей вечное в прах,

что ей то, что родился в рубахе,

если даже впридачу в штанах.

Забываются детские страхи,

но иной разрастается страх.

Счастья нет; неужели не будет

ни покоя, ни воли ни в чем?

Среди пёстрых мелькающих буден

не блеснёт утешенье лучом?

И,

как загнанный зверь на охоте

или нищий с дырявой сумой,

проклянешь все и вся,

на излете

силы, памяти, жизни самой?

Эпиграф к данному произведению взят из стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора», написанного в 1834 году. В это время ему было пожаловано звание камер-юнкера («что довольно неприлично моим летам»,- писал Пушкин). И последней каплей, оскорбившей и возмутившей его, стало распечатанное письмо к жене, Наталье Николаевне. Поэт подаёт в отставку. Хоть какая-то независимость, хоть какое-то спокойствие. («На свете счастья нет, но есть покой и воля…»).

И эти же слова Башунов использует эпиграфом к своему стихотворению «Суета», в котором лирический герой «не ведает, что творить, кидается, рвётся, клянётся»

Сам я рвусь и клянусь, что уеду.

А куда? Я не вижу, куда.

Все едино по новому следу

потечет эта жизнь, как вода.

И далее:



Счастья нет; неужели не будет

ни покоя, ни воли ни в чем?

Если лирический герой Пушкина уверен, что есть покой и воля, то лирический герой Башунова уже начинает в этом сомневаться. Поэтому именно эти строчки поэт берёт эпиграфом к своему стихотворению (раньше то он жил по завету Пушкина, а вот теперь начал в этой истине сомневаться). Но дальше ещё интереснее: появляется слово «пёстрых».

Среди пёстрых мелькающих буден

не блеснёт утешенье лучом?

На первый взгляд, обычное слово. Но вот что читаем мы в «Этюдах о Пушкине»: «У каждого поэта легко обнаружить излюбленные слова, какие поэт употребляет чаще других. Причём употребляет скорее непроизвольно, нежели сознательно. Так Пушкина притягивает слово «пёстрый». Помимо романа «Евгений Онегин», где это слово употребляется неоднократно, его можно встретить во многих стихотворениях:

«в тревоге пёстрой и бесплодной»,

«не по узорной пестроте»,

«ну, что за пёстрая семейка»,

«пестреют шапки…»,

«чрез пёструю дорогу»,

«скачет пёстрая сорока» и других стихотворениях.

Т.о., мы видим как бы проникновение одного стихотворения в другое, связь поэтических поколений, значение творчества А.С. Пушкина для В.М. Башунова.

Эпиграфом к стихотворению «Мотив» служат строчки из «Моцарта и Сальери» Пушкина. В стихотворении Башунова мы видим, что лирический герой, возвращаясь на родину «где всё знакомо, всё любимо, да так, что вспомнишь -и хоть плачь, там есть один мотив…» Что же это за мотив? Это воспоминания, тоска по детству и по тому, что уже никогда не вернётся.

Над светом детства промелькнувшим.

Над чистым звуком горловым.

Над всем прекрасным, да минувшим.

Над всем минувшим, да живым.

И не случайно в этом же стихотворении встречаются строки:

…где река блаженно

течёт и дремлет, как царевна,

царевна Лебедь…

Всем хорошо знакома «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина, с которой впервые мы знакомимся в детстве и на протяжении всей жизни обращаемся неоднократно, читая своим детям, а потом внукам.

И не случайно само заглавие стихотворения «Мотив». Читаем у С.И. Ожегова.

Мотив. 1. Единица музыкальной формы; мелодия, напев.

2. Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения.

Строчка, взятая из «Моцарта и Сальери» Пушкина эпиграфом к стихотворению Башунова «Мотив», имеет продолжение:

…там есть один мотив…

Я всё твержу его, когда я счастлив…

И мы видим, что первая строчка является эпиграфом стихотворения, а вторая - раскрывается в самом стихотворении:



И плачу я большой и сильный,

уже совсем не молодой,

над золотой травой и синей

и над зелёною водой.

Т.о., мы видим, что творчество Пушкина и является тем самым мотивом, который проходит через многие произведения В.М. Башунова:

Он сам собой средь сосен бродит.

И всё мне кажется:

грустя,

он ищет нас и не находит,

как бесприютное дитя… («Мотив»)



Эпиграфом к стихотворению Башунова «Ручей» являются строчки из стихотворения Пушкина «Осень»(…журча ещё бежит за мельницу ручей…). Осень в стихотворении Башунова - это, с одной стороны, время года, а с другой, - пора в жизни человека, когда приходится подводить какие-то итоги. И здесь, конечно же, возникает тема поэта и поэзии:

…что есть ручьи моложе и бойчей,

что на Тверском звучит у пьедестала

глагол иных, незнаемых речей,

что мельницы самой давно не стало,

журча ещё бежит за мельницу ручей.

Последние две строчки, по всей видимости, относятся именно к Пушкину, т.к. свой итог лирический герой Башунова пока не подводит, но он понимает, что наследие, оставленное поэтом ( а для Башунова это, прежде всего, Пушкин!), - это и есть тот ручей, который бежит, несмотря на то, что самой мельницы уже нет.

Таким образом, на примере стихотворений А.С. Пушкина и В.М. Башунова мы проследили связь поэтических поколений, окунулись в две эпохи и заметили, что несмотря на временной интервал, всё актуально, ново и свежо.

И в заключении хотелось бы привести слова В.М. Башунова: «Остановилось время над Александром Сергеевичем, но тоска по нему, мечтание о нём, движение к нему неостановимы. Ибо в этом кудрявом и живом человеке мы потеряли не только своего гения - мы потеряли свой национальный идеал».

Использованная литература:

  1. Башунов В. Избранное. Барнаул, 2005. С.352

  2. Башунов В. Этюды о Пушкине. Б., 1999

  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 17 томах. - М.,1994



© 2010-2022