- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку
Разработка урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Исраилова Г.И. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока:Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Урок № 2
Лексическая тема: «Телевидение из космоса»
Цели урока:
1.Обучающая цель:Закрепление знаний о СПП с придаточными изъяснительными; умение находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения , показать разнообразие их значений, различать способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением; отработать навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложении;
2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3.Воспитающая цель: воспитание уважения к предмету, любви к слову.
Основные понятия: простые и сложные предложения, сложноподчиненные предложения (СПП).
Тип урока: закрепление знаний о СПП сприд. изъяснит.
Вид урока: комбинированный
Ход урока
І.Орг. момент
1.Приветствие
2.Психологический настрой
ІІ.Опрос дом. задания
1.Проверка упр. 168 стр. 132. Списать, отделяя запятыми главные предложения от придаточных. Подчеркнуть прид. изъяснит. и определить их место в предложении.
2. Опрос правил:
-К каким словам относятся прид. изъяснит.?(к словам в главном предложении , которые требуют пояснения, обычно это глагол)
- На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
-Какими союзами и союзными словами присоединяются придаточные изъяснительные? (союзы: что, чтобы, будто; союзные слова: кто, что, где, куда, как.)
Какое указательное слово в разных падежах может быть? (то - того, тому, тем, о том )
-Для чего служит указательное слово? (для усиления смысла придаточного предложения?)
-Каким членом предложения выступает это указательное слово? ( в роли дополнения)
-Приведите примеры СПП с прид. изъяст. (Нужно стремиться к тому, (к чему?) , чтобы каждый день узнавать что - то новое. Все наблюдали ( что ?), как стремительно поднялась ракета.)
ІІІ.Актуализация знаний
Графический диктант: Задание .Не записывая предложений, начертите его схему, определите вид придаточных в СПП.
Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
За все, что человек берет, он платит собой. […все,(что…),…].
Музыка так захватила его, что он забыл обо всем на свете. […так…], (что…).
Где буду я, там будет и он. (где…),[там……].
Солнце уже садилось, когда я выбрался из леса. [……],(когда…).
Оттого что было жарко, трава быстро высохла. (оттого что…),[……].
ІV.Подготовка к усвоению нового материала
Сообщение темы , цели урока
V.Объяснение нового материала
1.Работа над теорией СПП с прид. изъяснит.
Замена прямой речи косвенной с применением СПП с прид. изъяснит.
Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная - от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и притяжательные местоимения.
1. Прямая речь передается в косвенной придаточным изъяснительным предложением с союзом что, например: Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему ведено остаться у меня в крепости. (Л.)
2. Прямая речь передаётся в косвенной придаточным изъяснительным с союзом чтобы,например: Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чём. (Г.)
2.Сопоставление с казахским языком
В казахском языке отсутствует прид. изъяс. предл., а значение изъяснения (пояснение) передается прост. Предложениями с развернутыми второстепенными членами. Например: Ему послышалось, что птица поет . - Оған құс әндеткендей болып естілді.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай . - Басқалардың бойындағы теріс қасиетті өз бойыңа дарытпа.
VІ.Проверка усвоения нового материала
Работа по таблице упр. 169
Мы хотим, чтобы научные открытия служили миру. - Біз ғылым жағалықтарының бейбітшілікке қызмет етуін қалаймыз. (нету средства связи , а стало быть это простое предложение, которое передано по значению.)
VІІ.Закрепление нового материала
1.Вып. упр. 174
А)Прочитать текст «Телевидение из космоса»,
Б)Ответить на вопросы:
-О чем мечтал человек?
-Как доходит телепередача в отдаленные районы?
-Какие спутники работают в космосе?
В)Словарная работа:
За горами, за долами - өте алыс, шалғай
Отдаленные районы - алыс аудандар
Специальные станции - арнаулы стансылар
2.Выписать из упражнения 174 СПП с прид. изъяснит.
3.Вып. упр. 176. Списать предложения. вставляя по смыслу союзы.
4.Сделать фонетический разбор слов: открыть, телевидение.
5.Произвести синтаксический разбор предложения из упр. 182.( по выбору)
VІІІ.Выводы по уроку. Рефлексия.
Закончите фразы, которые должны быть СПП.
Главным для меня на уроке было то, …
Меня порадовало на уроке то, …
Теперь я буду знать, что …
Меня огорчило то, что …
Итогом урока я считаю …
Я рад, что…
Я хотел бы, чтобы …
ІХ.Дом. задание п. 18 Вып. упр. 172 стр. 134
Х. Оценивание знаний