Урок в 6 классе Природа в произведениях поэтов XX века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА

Цель:

Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

На примере лирических произведений, музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль природы в жизни и в произведениях искусства, взаимосвязь литературы, музыки и других видов искусства.

Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

учебные:

показать учащимся на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, Н. Рубцова, полотен картин И.Шишкина, И Левитана, В. Поленова, М.Лермонтова, А.Куинджи, М. Воробьева, произведений итальянского композитора Антонио Вивальдии … взаимосвязь литературы, музыки и изобразительного искусства;

дать детям представление о том, что поэт может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

развивающие:

развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, навыки выразительного исполнения стихотворений, художественные навыки.

воспитательные:

воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства;

помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах;

познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе.

Планируемые результаты обучения:

личностные:

Эмоционально «проживать» прослушанные, увиденные произведения поэзии, живописи, музыки, выражать свои эмоции; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

предметные:

Умение выразительно прочитать, осмыслить содержание стихотворения, определить выразительно-изобразительные средства языка, понять их роль в раскрытии идейно-художественного содержания.

метапредметные:

Показать взаимосвязь человека и природы через литературу, историю, музыку, живопись; формировать способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); контролировать последовательность действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в устной речи; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Ход урока

I. Мотивация

- Добрый день, дорогие дети. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

Запишите тему урока в тетрадях (тема на экране) Слайд 1

Сообщение цели урока

В течение урока вы будите работать по предложенной таблице, отмечая художественные средства, которые используют авторы в стихотворениях?

Эпиграф: Слайд 1

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя.
Р. Рождественский

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота». На экране проецируются пейзажи России, репродукции картин русских художников.

- Какие чувства вызвали музыка, пейзажи России, эпиграф урока?

Родная природа… Мы слышим часто и произносим эти слова. Это символ жизни всего на земле, символ полноты человеческого счастья. В «Комплексном словаре русского языка» (Автор А.Н. Тихонов) говорится: природа - это все существующее в мире, не созданное человеком (горы, реки, леса, моря, поля).

Как много теплых, возвышенных слов сказано о природе! Её красота воспета великими мастерами слова: А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, С.А. Есениным, Н.М. Рубцовым…

Она воодушевила на создание шедевров И.Л.Левитана, И.И.Шишкина, Крамского и других замечательных художников.

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Поэтому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты 20 века.

(См. план урока.) Слайд 2

Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.

В XX веке главным героем стихотворений является человек, его чувства и переживания. Мы поговорим о поэтах, которые по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнений.

Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

Первым нашим гостем будет Александр Александрович Блок Слайд 3

А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер» в исполнении Пугачевой В.

Словарная работа: межа - граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли; жница - тот, кто жнет (убирает) в поле рожь.

- О чем это стихотворение? («Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, где передается смена дня вечером и приближение ночи. Они касаются душевных переживаний поэта...

Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, переживаниям о великом и бесценном).

Учитель: Впрочем, Блок знает и другую ночь, не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Ветер заставляет страдать несчастных и сам же сочувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах. Стихотворение «О, как безумно за окном…» в исполнит Егиньязовой А.

- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор? (А.Блок описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным…

Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутятся «в объятьях холода сырого»).

Сергей Александрович Есенин Слайд 4

Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы.

«Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? (Индивидуальное задание)

Учитель: Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит первая часть романса). Слайд 5

Учитель: Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Стихотворение «Мелколесье. Степь и дали…» исполнит Астраданцев В.

Сл. работа: венка - двухрядная гармонь.

- Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении?(Поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски.

Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже…

Его до слез трогает веселье деревенской молодежи. Во всем этом проявляется сила духа и нравственное здоровье народа).

- Какие изобразительные средства использует поэт? (олицетворение, эпитеты, метафоры).

Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

В последней строфе появляется образ русской гармошки - «венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...»).

Учитель: Переходим к следующему стихотворению С. Есенина «Пороша». Читает стихотворение наизусть Черевиченко Д.

- Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная зимняя дорога, простор, даль)

- Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»?

- Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж, неприхотливый, не роскошный и в то же время близкий и родной?

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль - снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение). Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

Физминутка под музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна», итальянского композитора, скрипача-виртуоза, дирижёра (1678-1741).

На стыке веков рождаются и творят гении. Слайды 6-10

Одним из них является Анна Андреевна Ахматова. Родилась она в один год с Чарли Чаплиным (, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии -1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь - 23 июня.

Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала:

Когда шуршат в овраге лопухи,

И никнет гроздь рябины красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой настойчиво проявляется тема природы с удивительной нежностью и любовью. Об обновлении человека она по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие...». Читает стихотворение наизусть Гулякина М.

- Какие художественные средства использует автор? (олицетворение («отдыхает луг»), эпитеты («деревья весело-сухие»). Три строчки начинаются с союза «и». Этот прием называется анафорой.

Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа (не знаешь...).

Запись ключевых слов композиционных частей в тетради:

(1часть: снег, луг, дерево, ветер 2 часть: душа, песня дом, тело)

Николай Михайлович Рубцов Слайд 11

Вы догадались? Следующий поэт - Н.М. Рубцов.

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. В исполнении Уральского русского народного хора (Муз. Е. Щекалева) прослушаем песню «Звезда полей». Слайд12

Н. М. Рубцов в стихотворении называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».

Звезда - один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека. Слайд 13

Учитель: Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

- Каким чувством проникнуто стихотворение Н. Рубцова? (Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении. Автор сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру).

Учитель: Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старается идти и поэт Николай Рубцов. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон родины. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

- Какие художественные приёмы помогают автору передать взволнованность и любовь к родине и природе? («звезда смотрит (олицетворение) в полынью», эпитеты: «во мгле заледенелой»; «под золотом осенним» (метафоры.) Слайд 14

Знакомясь со стихотворениями поэтов, живописью художников, музыкой композиторов, мы видим, что природа наделена человеческими способностями (страдание, радость), что присутствуют символы стихий (ветер, снег). Слайд 15

Хорошо введены цветовая гамма (белый, красный, синий), Природа, Вселенная, Небесные светила (Солнце, звезда, закат). Слайд 16

Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр, изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - пейзаж.

Пейзаж - вид какой-либо местности, картина природы. («Комплексный словарь русского языка» А.Н. Тихонова). Индивидуальное сообщение.

Каждый творец по-своему отображает мир, поэт - в стихах или прозе, композитор - звуками, художник - красками. Обратите внимание на известные картины; Слайд 17

Полотна Ивана Ивановича Шишкина обрели огромную популярность. Его называли «царем леса». Вам знакомы его картины: «Утро в сосновом бору», «Сосновый бор»… А кто не знает картину А.К. Саврасова «Лес в инее»!

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют».

Предлагаю ознакомиться с картинами Поленова В.Д. «Первый снег» Слайд 18, «Вид Пятигорска» акварель Лермонтова М.Ю. Слайд 19, Куинджи А.И. «Закат». Слайд 20 Каждая картина имеет свою историю. Одну из них мы сегодня прослушаем. (Сообщение учащегося о художнике Воробьеве М.Н. и его картине «Дуб, раздробленный молнией». Слайд 21

- Какие чувства и переживания переданы кистью художника?

Вывод: картины природы в литературе, музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

Учащиеся нашего класса создали картины к стихотворениям, прозвучавшим на уроке, стремясь выразить свои чувства и настроение красками. Мы благодарим наших художников. Слайды 22-27

В творческих работах о природе вы с любовью, тревогой и заботой пишите:

«…надо соблюдать культуру поведения в природе, постараться оставить красивый и памятный след на земле…»;

«…Я каждый год сажаю деревья, чтобы потом отдыхать в тени и слушать райские песни…»;

«…Только бережное отношение к земле, воде, воздуху дадут возможность жить на нашей прекрасной планете не только нам, но и нашим детям и внукам…».

Очень хочется, чтобы ваши желания воплощались в жизнь и приносили окружающим много радости и счастья.

Региональный компонент.

Прослушаем стихотворение «За Ачикулаком» в исполнении Исаевой М. - Кто автор? О чем пишет? (И. Кашпуров) Слайд 28

- Какие чувства посетили вас, прослушав данное стихотворение?

(Чувство гордости за красоту, которая нас окружает… Появилось желание смотреть на мир и увидеть в нем неповторимое и удивительное, чтобы большой мир искусства открыл свои тайны).

Не менее впечатляющее стихотворение «Степные маки» Нефтекумского поэта А.И. Проскурина. Советую прочитать его. Это о наших степных маках написал Александр Иванович так коротко и красиво:

…То цветут степные маки, красотой лаская взор.

Для пополнения своих знаний я предлагаю вам обратиться к мастерам слова и найти массу примеров по теме урока…

Выставка литературы: «В каждой строчке любовь к природе»…

Завершая урок, мы с уверенностью можем сказать: «Природа - настоящий храм красоты. И неслучайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Дерево, Трава, Цветок и Птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились любить и жалеть все живое, чтобы умели раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное, и тогда большой мир искусства откроет вам свои тайны.

Рефлексия:

- Дети, какое у вас настроение? Покажите смайлики.

- Вы довольны своей работой на уроке?

- Что вы вынесете сегодня с урока, чем он вам запомнился?

Итоги урока:

Оценки за урок. Таблицы сдаются на дополнительную проверку.

Дома:

Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений поэтов XX века.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу. До свидания.


© 2010-2022