Программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Чернышевское многопрофильное училище»

Согласовано:

Заведующий по учебной части

ГПОУ «ЧМУ»

____________/Ю.В.Юмшина

«__»________________2014 г.

Утверждаю:

Заместитель директора по УПР

ГПОУ «ЧМУ»

________________/М.В. Черепанова

«___»_________________2014 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ 01.РУССКИЙ ЯЗЫК

по профессиям социально-экономического профиля:


19.01.02 «Повар, кондитер»

38.01.02 «Продавец, контролер - кассир»







2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий среднего профессионального образования. Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор. ФИРО, 2008.

Организация - разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Чернышевское многопрофильное училище».

Авторы: Ершова Т.М. - преподаватель русского языка и литературы

Яшина И.К. - преподаватель русского языка и литературы.

Рассмотрена:

на заседании МК ООД

протокол № 1 от «__»______2014 г.

председатель МК _________/Ю. В. Юмшина






СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 13











1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:

Социально - экономический профиль:

19.01.02 «Повар, кондитер»

38.01.02 «Продавец, контролер - кассир»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения ( ознакомительно - изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

связь языка и истории; культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Студент должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 78 часов;

самостоятельной работы студентов 39 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)

В том числе:

Подготовка сообщения.

Написание реферата.

Тестирование.

Составление текста на свободную тему ( рассуждение).

Работа со словарями различных типов.

Выполнение упражнений.

39

2

12

10

3

8

4

Итоговая аттестация в форме экзамена.







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Русский язык

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, внеаудиторная самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4




Введение. ( Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык и культура.).

Входящий контроль.

1





1

2



Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.



10


Тема 1.1.



Тема 1.2.


Язык и речь. Функциональные стили речи.

2

2

Научный стиль, его признаки и особенности. Официально- деловой стиль речи, его признаки и особенности.

2

1

Тема 1.3.





Тема 1.4.



Тема 1.5.




Публицистический и художественный стили речи. Признаки и особенности. Разговорный стиль, его признаки и особенности.

2

Текст как произведение речи. Признаки , структура текста.

2

2

Функционально -смысловые типы речи. (Повествование, описание, рассуждение). Лингвистический анализ текста.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Сообщение. Тема:«Язык и общество»



2



Раздел 2.

Лексика и фразеология.

8


Тема 2.1.





Тема 2.2.









Тема 2.3.





Тема 2.4.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология.

2

2

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор.

2

2

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Работа со словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Составление текста на свободную тему (рассуждение).

7



4

3


Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

8


Тема 3.1.





Тема 3.2.





Тема 3.3.







Тема 3.4.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.

2

2

Орфоэпия. Логическое и словесное ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2

2

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

2

2

Орфография. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление Ь. Правописание О/ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.

2

2

Тест № 1.

1


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Реферат. Примерная тематика: «Письмо и орфография», «Принципы русской орфографии», «Русская пунктуация».

12



Раздел 4.


Морфемика, словообразование, орфография.

4


Тема 4.1.







Тема 4.2.



Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ.

2

2

Орфография. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при- и сложных слов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Работа со словообразовательным словарем.

Работа с орфографическим словарем.

4



2

2


Раздел 5.

Морфология и орфография.

12


Тема 5.1.

Тема 5.2.



Тема 5.3.

Тема 5.4.





Тема 5.5.



Тема 5.6.

Грамматические признаки слова. Имя существительное. Склонение существительных, их правописание. Морфологический разбор.

2

2

Имя прилагательное. Правописание и употребление. Морфологический разбор.

2

2

Глагол и его формы, правописание и употребление глаголов. . Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Правописание причастий и деепричастий. Морфологический разбор причастий и деепричастий.

2





2

2

Имя числительное. Разряды. Местоимение. Морфологический разбор.

Наречие. Правописание и употребление. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния, их функции в речи.

2

2

2



2


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Тестирование

4



Раздел 6.

Служебные части речи.

8


Тема 6.1.



Тема 6.2.

Тема 6.3.



Тема 6.4.


Предлог как часть речи, правописание и употребление предлогов.

2

2

Союз как часть речи. Правописание союзов.

2

2

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание НЕ- и НИ - с разными частями речи.

2

2

Междометия и звукоподражательные слова. Употребление и правописание.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Тестирование.

4





Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

20


Тема 7.1.



Тема 7.2.

Тема 7.3.

Тема 7.4.

Тема 7.5.

Тема 7.6.



Тема 7.7.



Тема 7.8.





Тема 7.9.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение и виды. Синтаксический разбор.

2

2

Простое предложение.

2

2

Односоставные предложения.

2

2

Осложненное простое предложение.

Вводные слова. Обращение.

2

2

2

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

2

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2

2

Тест № 2

2


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Выполнение упражнений.

Тестирование.

6

4

2


Резерв учебного времени

3


Всего:

117


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по числу студентов;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая доска.

Печатные пособия:

- плакаты по русскому языку;

- раздаточный материал по русскому языку;

- портреты писателей.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- проектор;

- мультимедийная доска;

- телевизор;

- DVD-проигрыватель.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 - 11классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. - 10 - е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013 - 448 с.

2.Учебное издание. Русский язык в схемах и таблицах. С.С. Иванова. - С-Пб.- изд. «Тригон», 2010.

Дополнительные источники:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - изд.: «Просвещение», 2008 г.

2. «Все правила русского языка» - изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.

Интернет - источники:

- Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

- Российский образовательный портал edu.ru



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения

( ознакомительно - изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Знание:

связь языка и истории; культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценка результатов ВСР № 1 к разделу 1. Сообщение.

Оценка результатов ВСР № 4 к разделу 2. Реферат.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 3 к разделу 3, ВСР № 4 к разделу 4, ВСР № 5 к разделу 5, ВСР № 6 к разделу 6, ВСР № 9 к разделу 9. Реферат. Работа со словарями разных типов. Выполнение упражнений.

Оценка результатов творческого задания к разделу 1.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Составление текста на свободную тему (рассуждение).

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат; ВСР № 5 к разделу 5. Тестирование; ВСР № 6 к разделу 6. Тестирование; ВСР № 7 к разделу 7. Выполнение упражнений.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования. Творческое задание.

Оценка результатов тестирования.

Творческое задание.



11



© 2010-2022