- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по русскому языку
Программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яшина И.К. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Чернышевское многопрофильное училище»
Согласовано:
Заведующий по учебной части
ГПОУ «ЧМУ»
____________/Ю.В.Юмшина
«__»________________2014 г.
Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ЧМУ»
________________/М.В. Черепанова
«___»_________________2014 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 01.РУССКИЙ ЯЗЫК
по профессиям социально-экономического профиля:
19.01.02 «Повар, кондитер»
38.01.02 «Продавец, контролер - кассир»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий среднего профессионального образования. Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор. ФИРО, 2008.
Организация - разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Чернышевское многопрофильное училище».
Авторы: Ершова Т.М. - преподаватель русского языка и литературы
Яшина И.К. - преподаватель русского языка и литературы.
Рассмотрена:
на заседании МК ООД
протокол № 1 от «__»______2014 г.
председатель МК _________/Ю. В. Юмшина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Стр. 13
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО:
Социально - экономический профиль:
19.01.02 «Повар, кондитер»
38.01.02 «Продавец, контролер - кассир»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения ( ознакомительно - изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
связь языка и истории; культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Студент должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 78 часов;
самостоятельной работы студентов 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Кол-во часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)
В том числе:
Подготовка сообщения.
Написание реферата.
Тестирование.
Составление текста на свободную тему ( рассуждение).
Работа со словарями различных типов.
Выполнение упражнений.
39
2
12
10
3
8
4
Итоговая аттестация в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, внеаудиторная самостоятельная работа
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение. ( Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык и культура.).
Входящий контроль.
1
1
2
Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
10
Тема 1.1.
Тема 1.2.
Язык и речь. Функциональные стили речи.
2
2
Научный стиль, его признаки и особенности. Официально- деловой стиль речи, его признаки и особенности.
2
1
Тема 1.3.
Тема 1.4.
Тема 1.5.
Публицистический и художественный стили речи. Признаки и особенности. Разговорный стиль, его признаки и особенности.
2
Текст как произведение речи. Признаки , структура текста.
2
2
Функционально -смысловые типы речи. (Повествование, описание, рассуждение). Лингвистический анализ текста.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Сообщение. Тема:«Язык и общество»
2
Раздел 2.
Лексика и фразеология.
8
Тема 2.1.
Тема 2.2.
Тема 2.3.
Тема 2.4.
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
2
2
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология.
2
2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико- фразеологический разбор.
2
2
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Работа со словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Составление текста на свободную тему (рассуждение).
7
4
3
Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
8
Тема 3.1.
Тема 3.2.
Тема 3.3.
Тема 3.4.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза.
2
2
Орфоэпия. Логическое и словесное ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
2
2
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
2
2
Орфография. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление Ь. Правописание О/ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.
2
2
Тест № 1.
1
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Реферат. Примерная тематика: «Письмо и орфография», «Принципы русской орфографии», «Русская пунктуация».
12
Раздел 4.
Морфемика, словообразование, орфография.
4
Тема 4.1.
Тема 4.2.
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Способы словообразования. Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ.
2
2
Орфография. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при- и сложных слов.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Работа со словообразовательным словарем.
Работа с орфографическим словарем.
4
2
2
Раздел 5.
Морфология и орфография.
12
Тема 5.1.
Тема 5.2.
Тема 5.3.
Тема 5.4.
Тема 5.5.
Тема 5.6.
Грамматические признаки слова. Имя существительное. Склонение существительных, их правописание. Морфологический разбор.
2
2
Имя прилагательное. Правописание и употребление. Морфологический разбор.
2
2
Глагол и его формы, правописание и употребление глаголов. . Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как особая форма глагола. Правописание причастий и деепричастий. Морфологический разбор причастий и деепричастий.
2
2
2
Имя числительное. Разряды. Местоимение. Морфологический разбор.
Наречие. Правописание и употребление. Морфологический разбор наречия. Слова категории состояния, их функции в речи.
2
2
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Тестирование
4
Раздел 6.
Служебные части речи.
8
Тема 6.1.
Тема 6.2.
Тема 6.3.
Тема 6.4.
Предлог как часть речи, правописание и употребление предлогов.
2
2
Союз как часть речи. Правописание союзов.
2
2
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание НЕ- и НИ - с разными частями речи.
2
2
Междометия и звукоподражательные слова. Употребление и правописание.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Тестирование.
4
Раздел 7.
Синтаксис и пунктуация.
20
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Тема 7.3.
Тема 7.4.
Тема 7.5.
Тема 7.6.
Тема 7.7.
Тема 7.8.
Тема 7.9.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, его строение и виды. Синтаксический разбор.
2
2
Простое предложение.
2
2
Односоставные предложения.
2
2
Осложненное простое предложение.
Вводные слова. Обращение.
2
2
2
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
2
2
Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
4
2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
2
2
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
2
2
Тест № 2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
Выполнение упражнений.
Тестирование.
6
4
2
Резерв учебного времени
3
Всего:
117
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска.
Печатные пособия:
- плакаты по русскому языку;
- раздаточный материал по русскому языку;
- портреты писателей.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- мультимедийная доска;
- телевизор;
- DVD-проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 - 11классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. - 10 - е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013 - 448 с.
2.Учебное издание. Русский язык в схемах и таблицах. С.С. Иванова. - С-Пб.- изд. «Тригон», 2010.
Дополнительные источники:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - изд.: «Просвещение», 2008 г.
2. «Все правила русского языка» - изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
Интернет - источники:
- Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение:
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения
( ознакомительно - изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально - культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Знание:
связь языка и истории; культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Оценка результатов ВСР № 1 к разделу 1. Сообщение.
Оценка результатов ВСР № 4 к разделу 2. Реферат.
Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 3 к разделу 3, ВСР № 4 к разделу 4, ВСР № 5 к разделу 5, ВСР № 6 к разделу 6, ВСР № 9 к разделу 9. Реферат. Работа со словарями разных типов. Выполнение упражнений.
Оценка результатов творческого задания к разделу 1.
Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.
Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.
Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат.
Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Составление текста на свободную тему (рассуждение).
Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат; ВСР № 5 к разделу 5. Тестирование; ВСР № 6 к разделу 6. Тестирование; ВСР № 7 к разделу 7. Выполнение упражнений.
Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3.Реферат
Оценка результатов тестирования.
Оценка результатов тестирования.
Оценка результатов тестирования.
Оценка результатов тестирования. Творческое задание.
Оценка результатов тестирования.
Творческое задание.
11