Программа работы с одарёнными детьми

Программа работы с одарёнными детьми.Цель работы: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развиающих форм и методов обучения.Задачи: 1.Создать банк данных "Одарённый ребёнок"2. Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одарённых детей.3.Провести мероприятия по научному, методическому  и информационному обеспечению програм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа

работы с одаренными детьми



Автор программы: Незлученко Светлана Юрьевна

Место реализации программы: МБОУ Лицей № 1

Г. Аксай, Ростовской области

Сроки реализации программы: 2014-2017 г.г.



Программа работы с одарёнными детьми








ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Содержание

  1. Пояснительная записка. Состояние проблемы.

2. Цели и задачи программы.

3. Ожидаемые результаты.

4. Способы организации работы.

5. Формы работы с одарёнными учащимися.

6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми на 2014-2017 учебный год

7. Список рекомендуемой литературы по теме «Обучение и развитие одарённых детей»

  1. Пояснительная записка. Состояние проблемы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1.Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2.Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4.Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5.Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

2. Цели и задачи программы.

Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.

Одаренность - она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренные дети - это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, и т.д.).

Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Одарённость творческая - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.

Цель работы - развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Задачи:

1. Создать банк данных "Одаренный ребёнок".

2. Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.

3. Провести мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.

4. Сформировать творческую среду в МБОУ Лицее №1 для развития одаренности детей и подростков.

5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.

6. Оформить и распространить полученный опыт.

Задачи работы с одарёнными детьми в следующем:

  1. развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

  2. формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;

  3. овладение элементами исследовательской деятельности;

  4. формирование основ теоретического мышления;

  5. развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;

Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.

3. Ожидаемые результаты.

1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

2. Создание системы работы с одаренными детьми.

3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.

5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

4 Способы организации работы.

Первый этап - организационный. Работа на данном этапе включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

Второй этап - реализация программы. Он связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми и предусмотрена реализация следующих направлений:

Координационное направление:

  • Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.

Научно- исследовательское направление:

  • Проведение диагностики одаренных детей.

  • Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.

  • Создание банка данных одаренных детей.

Научно-методическое направление:

  • Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Экспериментальное направление:

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

Третий этап - аналитический.

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2015-2016 учебный год.

5. Формы работы с одарёнными учащимися.

· творческие мастерские;

· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

· факультативы;

· кружки по интересам;

· занятия исследовательской деятельностью;

· НОУ «САМИ»

· конкурсы;

· интеллектуальный марафон;

· научно-практические конференции;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам;

· сотрудничество с другими школами.


6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми на 2014-2017 учебный год

Направление работы

Мероприятие

Сроки

Координационное направление

Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком

октябрь 2014г.

Научно-исследова-

тельское направление

Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся МБОУ Лицея № 1

сентябрь-октябрь 2014 г.

Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»

1 квартал

2014 г.

Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы

в течение

года

Научно-методическое направление

Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми

в течение года

Модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных образовательных программ развития одаренных детей

в течение

года

Создание методических материалов для работы с одаренными детьми

в течение

года

Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.

в течение

года

Экспериментальное направление

Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

сентябрь-октябрь 2014 г.

Проведение предметных недель

в течение

года

Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»

март

2014 г.

Использование диагностических методик

апрель

2014 г.

Организация работы школьного научного общества «САМИ».

в течение

года

Проведение «Недели науки», в рамках которой:

- проведение интеллектуальных игр,

- проведение конкурса научно-исследовательских работ учащихся,

- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»

Март

2014 г.

Проведение конкурса творческих работ учащихся.

в течение

года

Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня

в течение

года

Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня

в течение

года

Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей

по запросу

Анализ промежуточных итогов проведённой работы.

май 2015г.

7.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

Книги

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

  2. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

  3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

  5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

  6. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

  7. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

  8. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.

  9. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

  10. Одаренность. Современный словарь по педагогике. Сост. Е.С .Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. С.532-535.

  11. Одаренность. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А.Каиров. - М.: Сов. Энциклопедия,1966, Т.3. С.186-187.

  12. Одаренность. Словарь-справочник по педагогике. Авт, В.А. Мижериков. -М.: ТЦ Сфера, 2004. С.249-250.

  13. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

  14. Психология одаренности: от теории к практике. Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

  15. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав.Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.

  17. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

  18. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.

  19. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

  20. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

  21. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.

  22. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.

  23. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

  24. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.

  25. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.








© 2010-2022