- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа работы с одарёнными детьми
Программа работы с одарёнными детьми
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Незлученко С.Ю. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
работы с одаренными детьми
Автор программы: Незлученко Светлана Юрьевна
Место реализации программы: МБОУ Лицей № 1
Г. Аксай, Ростовской области
Сроки реализации программы: 2014-2017 г.г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Содержание
-
Пояснительная записка. Состояние проблемы.
2. Цели и задачи программы.
3. Ожидаемые результаты.
4. Способы организации работы.
5. Формы работы с одарёнными учащимися.
6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми на 2014-2017 учебный год
7. Список рекомендуемой литературы по теме «Обучение и развитие одарённых детей»
-
Пояснительная записка. Состояние проблемы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1.Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2.Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4.Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5.Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.
2. Цели и задачи программы.
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.
Одаренность - она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.
Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Одаренные дети - это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;
дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, и т.д.).
Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.
Одарённость творческая - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.
Цель работы - развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Задачи:
1. Создать банк данных "Одаренный ребёнок".
2. Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
3. Провести мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению программы.
4. Сформировать творческую среду в МБОУ Лицее №1 для развития одаренности детей и подростков.
5. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.
6. Оформить и распространить полученный опыт.
Задачи работы с одарёнными детьми в следующем:
-
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
-
формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
-
овладение элементами исследовательской деятельности;
-
формирование основ теоретического мышления;
-
развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.
3. Ожидаемые результаты.
1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
2. Создание системы работы с одаренными детьми.
3. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.
5. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
6. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
4 Способы организации работы.
Первый этап - организационный. Работа на данном этапе включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.
Второй этап - реализация программы. Он связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми и предусмотрена реализация следующих направлений:
Координационное направление:
-
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
Научно- исследовательское направление:
-
Проведение диагностики одаренных детей.
-
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей.
-
Создание банка данных одаренных детей.
Научно-методическое направление:
-
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
Экспериментальное направление:
-
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
-
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
-
Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Третий этап - аналитический.
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2015-2016 учебный год.
5. Формы работы с одарёнными учащимися.
· творческие мастерские;
· групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
· факультативы;
· кружки по интересам;
· занятия исследовательской деятельностью;
· НОУ «САМИ»
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах;
· работа по индивидуальным планам;
· сотрудничество с другими школами.
6. План работы по реализации программы работы с одарёнными детьми на 2014-2017 учебный год
Направление работы
Мероприятие
Сроки
Координационное направление
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком
октябрь 2014г.
Научно-исследова-
тельское направление
Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся МБОУ Лицея № 1
сентябрь-октябрь 2014 г.
Создание и ведение единого банка данных «Одаренные дети»
1 квартал
2014 г.
Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы
в течение
года
Научно-методическое направление
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми
в течение года
Модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных образовательных программ развития одаренных детей
в течение
года
Создание методических материалов для работы с одаренными детьми
в течение
года
Участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня для педагогов, работающих с одаренными детьми.
в течение
года
Экспериментальное направление
Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
сентябрь-октябрь 2014 г.
Проведение предметных недель
в течение
года
Семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одарёнными детьми»
март
2014 г.
Использование диагностических методик
апрель
2014 г.
Организация работы школьного научного общества «САМИ».
в течение
года
Проведение «Недели науки», в рамках которой:
- проведение интеллектуальных игр,
- проведение конкурса научно-исследовательских работ учащихся,
- проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»
Март
2014 г.
Проведение конкурса творческих работ учащихся.
в течение
года
Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня
в течение
года
Организация участия учащихся в интеллектуальных и творческих олимпиадах, конкурсах, играх, проектах и т.п. различного уровня
в течение
года
Консультирование родителей, воспитывающих одарённых детей
по запросу
Анализ промежуточных итогов проведённой работы.
май 2015г.
7.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ТЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»
Книги
-
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
-
Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
-
Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
-
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
-
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
-
Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
-
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
-
Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
-
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
-
Одаренность. Современный словарь по педагогике. Сост. Е.С .Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001. С.532-535.
-
Одаренность. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А.Каиров. - М.: Сов. Энциклопедия,1966, Т.3. С.186-187.
-
Одаренность. Словарь-справочник по педагогике. Авт, В.А. Мижериков. -М.: ТЦ Сфера, 2004. С.249-250.
-
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
-
Психология одаренности: от теории к практике. Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
-
Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав.Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
-
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
-
Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
-
Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
-
Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
-
Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
-
Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
-
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
-
Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
-
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.