Основы словесности (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа факультативного курса «Уроки словесности» для учащихся 9 класса МКОУ «Вихоревская СОШ №101» разработана на основе авторской программы Львовой С.И «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов (М.: Вентана-Граф, 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и основной образовательной программой ОУ.

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал, и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформулировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Основные цели и задачи изучения словесности:

1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.

2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.

3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.

4.Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста.

5.Создание самостоятельного высказывания с использованием изученных художественных средств.

Программа предлагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых приёмов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии.

Курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необычную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

п/п

Название темы

Лекция

Лабораторно-практ. занятия

Контрольная работа

Кол-во

часов

1

Морфологические средства выразительности русской речи

17ч

2

Имя существительное

3

Имя прилагательное

4

Имя числительное

5

Местоимение

6

Глагол и его формы

7

Наречие

8

Служебные части речи

9

Синтаксическое богатство русского языка

17ч

10

Особенности русского синтаксиса

11

Экспрессивное использование предложений разного типа

12

Стилистические фигуры речи

Учебно-тематический план

Содержание программы


Морфологические средства выразительности русской речи(17ч)

Имя существительное(2ч)

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Имя прилагательное(4ч)

Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

Имя числительное(1ч)

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

Местоимение(2ч)

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.

Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное

средство.

Глагол и его формы(4ч)

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего времени и настоящего в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

Наречие(2ч)

Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

Служебные части речи(2ч)

Роль служебных частей речи в художественных текстах.

Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.

Синтаксическое богатство русского языка(17ч)

Особенности русского синтаксиса(2ч)

Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа(8ч)

Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.

Типы односоставных предложений. Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных(назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

Семантико- стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.

Стилистические фигуры речи(7ч)

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) .Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

Планируемые результаты изучения курса


  • К концу 9 класса обучающиеся должны:

  • углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;

  • умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства;

  • приобрести навыки лингвистического анализа текста;

  • выразительно читать художественный текст;

  • закрепить владение языковым анализом художественного текста;

  • создавать творческие работы.

Формы и средства контроля


  • Создание собственных произведений

  • Редактирование и совершенствование текста.

  • Сочинение- рассуждение.

  • Анализ текста.

  • Творческий диктант.

  • Знания и умения

Календарно - тематическое планирование


Календарные сроки

уроков

Тема

Кол-во часов

план

факт

Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч.)

1

Имя существительное. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ.

1

2

Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.

1

3

Имя прилагательное. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

1

4

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

1

5

Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных.

1

6

Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.

1

7

Имя числительное. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

1

8

Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.

1

9

Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

1

10

Глагол и его формы. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

1

11

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.

1

12

Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.

1

13

Контрольная работа по теме «Глагол и его формы».

1

14

Наречие. Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.

1

15

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

1

16

Служебные части речи. Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении.

1

17

Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности русской речи».

1

Синтаксическое богатство русского языка (17 ч.)

18

Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

1

19

Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.

1

Экспрессивное использование предложений разного типа

20


Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции

1

21

Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений.

1

22

Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.

1

23

Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.

1

24

Употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях.

1

25

Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.

1

26

Употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.

1

27

Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Проверочная работа по данному разделу.

1

Стилистические фигуры речи (7 ч.)

28

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).

1

29

Наблюдение за использованием стилистических фигур в художественных текстах.

1

30

Наблюдение за использованием стилистических фигур в художественных текстах.

1

31

Индивидуально-авторские особенности синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

1

32

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы

1

33

Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

1

34

Контрольная работа по теме «Стилистические фигуры речи».

1

Информационное обеспечение

Для учащихся:

  1. Введенская Л.А., Колесников Н.П. от собственных имен к нарицательным.- М., 1984.

  2. Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.,1986.

  3. Егораева ГИА. Практикум по русскому языку.9 класс.-М.,Экзамен,2011,2112.

  4. Журавлев А.П. Звук и смысл.-М,1991.

  5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык.В 2ч.-М.,1996.

  6. Шанский Н.М.Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.,1986.

  7. Словари

  8. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка.-М.,2008.

  9. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка.-М.:Эксмо,2007.

  10. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке.-М.,2004.

  11. Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка.-М.:,Айрис-пресс,2008.

  12. Крылов Г.А. Школьный этимологический словарь.- Ростов н/Д: Феникс,2008.

  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.:,Айрис-пресс,2008.

  14. Сёмушкина Л.Н.Культура русской речи: словарь-справочник.- М.: Айрис-пресс,2008.

  15. Степанова М.И.Школьный фразеологический словарь.-Ростов н/Д: Феникс,2010.

Для учителя:

  1. Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения.-М.,1988.

  2. Бахтин М.М. Человек в мире слова.-М,1995.

  3. Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста.-М.,1980.

  4. Купина Н.А.Филологический анализ художественного текста:Практикум-М.,2003.

  5. Львова С.И. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. - М.: ИЦ «Вентана-Граф».

  6. Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения.-М.:Экзамен,2008.

  7. Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.-М.,1982.


© 2010-2022