- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Основы словесности (9 класс)
Основы словесности (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова Л.А. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса «Уроки словесности» для учащихся 9 класса МКОУ «Вихоревская СОШ №101» разработана на основе авторской программы Львовой С.И «Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов (М.: Вентана-Граф, 2008 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и основной образовательной программой ОУ.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал, и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформулировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Основные цели и задачи изучения словесности:
1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
4.Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста.
5.Создание самостоятельного высказывания с использованием изученных художественных средств.
Программа предлагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых приёмов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет разбудить в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружество искусств - цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведения литературы в сравнении с произведениями живописи, графики, музыки, хореографии, кинематографии.
Курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 9 классов необычную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные на таких занятиях умения и навыки могут стать базой для проведения в старших классах филологического анализа художественного текста.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
№
п/п
Название темы
Лекция
Лабораторно-практ. занятия
Контрольная работа
Кол-во
часов
1
Морфологические средства выразительности русской речи
17ч
2
Имя существительное
2ч
2ч
3
Имя прилагательное
1ч
3ч
4ч
4
Имя числительное
1ч
1ч
5
Местоимение
2ч
2ч
6
Глагол и его формы
1ч
2ч
1ч
4ч
7
Наречие
2ч
2ч
8
Служебные части речи
1ч
1ч
2ч
9
Синтаксическое богатство русского языка
17ч
10
Особенности русского синтаксиса
1ч
1ч
2ч
11
Экспрессивное использование предложений разного типа
2ч
5ч
1ч
8ч
12
Стилистические фигуры речи
2ч
4ч
1ч
7чУчебно-тематический план
Содержание программы
Морфологические средства выразительности русской речи(17ч)
Имя существительное(2ч)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Имя прилагательное(4ч)
Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.
Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
Имя числительное(1ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение(2ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.
Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование.
Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное
средство.
Глагол и его формы(4ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) в значении другого как изобразительный прием. Соединение форм прошедшего времени и настоящего в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит).
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
Наречие(2ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи(2ч)
Роль служебных частей речи в художественных текстах.
Частица не в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических, морфологических особенностей художественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксическое богатство русского языка(17ч)
Особенности русского синтаксиса(2ч)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа(8ч)
Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в художественных текстах.
Типы односоставных предложений. Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных(назывных) предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественной речи.
Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.
Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
Наблюдения за употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.
Семантико- стилистическая функция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный прием.
Стилистические фигуры речи(7ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.) .Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Планируемые результаты изучения курса
-
К концу 9 класса обучающиеся должны:
-
углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;
-
умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства;
-
приобрести навыки лингвистического анализа текста;
-
выразительно читать художественный текст;
-
закрепить владение языковым анализом художественного текста;
-
создавать творческие работы.
Формы и средства контроля
-
Создание собственных произведений
-
Редактирование и совершенствование текста.
-
Сочинение- рассуждение.
-
Анализ текста.
-
Творческий диктант.
-
Знания и умения
Календарно - тематическое планирование
-
Календарные сроки
№ уроков
Тема
Кол-во часов
план
факт
Морфологические средства выразительности русской речи (17 ч.)
1
Имя существительное. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (число, падеж). Грамматический род и пол живых существ.
1
2
Имена собственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований в литературных произведениях.
1
3
Имя прилагательное. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
1
4
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
1
5
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных.
1
6
Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтическом тексте.
1
7
Имя числительное. Употребление числительных-символов(3,7,40,100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
1
8
Местоимение. Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений.
1
9
Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
1
10
Глагол и его формы. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания. Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
1
11
Грамматические категории глагола как источник выразительности речи: категории времени, наклонения, вида, лица.
1
12
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественных текстах.
1
13
Контрольная работа по теме «Глагол и его формы».
1
14
Наречие. Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.
1
15
Экспрессивное использование наречий разных разрядов.
1
16
Служебные части речи. Роль служебных частей речи в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении.
1
17
Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности русской речи».
1
Синтаксическое богатство русского языка (17 ч.)
18
Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
1
19
Свойства русского синтаксиса: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закрепленность синтаксических средств.
1
Экспрессивное использование предложений разного типа
20
Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции
1
21
Особенности интонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений.
1
22
Семантико- стилистические возможности определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений; использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений.
1
23
Семантико-грамматические свойства обобщенно-личного предложения, использование его в произведениях художественной литературы, в устном народном творчестве. Слова-предложения; их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использование в речи.
1
24
Употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений (ССП,СПП,БСП). Семантико-стилистическая роль союзов в сложных предложениях.
1
25
Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения, наречия со значением сравнения и др.
1
26
Употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, в произведениях устного народного творчества.
1
27
Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя. Проверочная работа по данному разделу.
1
Стилистические фигуры речи (7 ч.)
28
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).
1
29
Наблюдение за использованием стилистических фигур в художественных текстах.
1
30
Наблюдение за использованием стилистических фигур в художественных текстах.
1
31
Индивидуально-авторские особенности синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
1
32
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы
1
33
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
1
34
Контрольная работа по теме «Стилистические фигуры речи».
1
Информационное обеспечение
Для учащихся:
-
Введенская Л.А., Колесников Н.П. от собственных имен к нарицательным.- М., 1984.
-
Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.,1986.
-
Егораева ГИА. Практикум по русскому языку.9 класс.-М.,Экзамен,2011,2112.
-
Журавлев А.П. Звук и смысл.-М,1991.
-
Шанский Н.М. Занимательный русский язык.В 2ч.-М.,1996.
-
Шанский Н.М.Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М.,1986.
-
Словари
-
Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка.-М.,2008.
-
Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка.-М.:Эксмо,2007.
-
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке.-М.,2004.
-
Гребенева Ю.Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка.-М.:,Айрис-пресс,2008.
-
Крылов Г.А. Школьный этимологический словарь.- Ростов н/Д: Феникс,2008.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.:,Айрис-пресс,2008.
-
Сёмушкина Л.Н.Культура русской речи: словарь-справочник.- М.: Айрис-пресс,2008.
-
Степанова М.И.Школьный фразеологический словарь.-Ростов н/Д: Феникс,2010.
Для учителя:
-
Анненков Е.И. и др. Анализ художественного произведения.-М.,1988.
-
Бахтин М.М. Человек в мире слова.-М,1995.
-
Купина Н.А.Лингвистический анализ художественного текста.-М.,1980.
-
Купина Н.А.Филологический анализ художественного текста:Практикум-М.,2003.
-
Львова С.И. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. - М.: ИЦ «Вентана-Граф».
-
Францова Н.В. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения.-М.:Экзамен,2008.
-
Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.-М.,1982.