Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию М. Ю. Лермонтова

     Данное мероприятие подготовлено учащимися 5 класса для 4 классов с целью знакомства с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова в интересной форме-театрализованного представления. Четвероклассники попадают в 19 век- век красивыхбалов, длинныхзалов, светскихприемов; пышныхдлинныхплатьев, шляпок, вееров, белыхперчаток, украшений, черныхфраков, шляп- цилиндров; красивойклассическоймузыки, интересныхтанцев, прекрасных стихов. Для них подготовлено много сюрпризов: сцены из детства М.Лермонтова, зн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №1 г.Михайловска



















Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию М.Ю. Лермонтова

(5 класс)







Составитель: учитель

русского языка и

литературы

Абрамова М.С.











2014г.

Пояснительная записка

Данное мероприятие подготовлено учащимися 5 класса для 4 классов с целью знакомства с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова в интересной форме-театрализованного представления. Четвероклассники попадают в 19 век- век красивых балов, длинных залов, светских приемов; пышных длинных платьев, шляпок, вееров, белых перчаток, украшений, черных фраков, шляп- цилиндров; красивой классической музыки, интересных танцев, прекрасных стихов. Для них подготовлено много сюрпризов: сцены из детства М.Лермонтова, знакомство с множеством его стихотворений, танец-вальс под красивую классическую музыку, песня «Утес» под гитару на стихи поэта. Ведущие вступают в диалог со зрителями, чтобы узнать, насколько им ясно и понятно то, что им показывают и рассказывают, ведь с творчеством и биографией М.Ю.Лермонтова четвероклассники еще не знакомы.

Интересные факты из жизни поэта мы брали из книжных источников, а вот инсценировки придумывали сами, стараясь как можно точнее и достовернее изображать жизнь людей 19 века (ведь мы готовили и декорации, и костюмы, подбирали музыку).

Примечание. Использована музыка С.Бетховена; «Симфония № 40», «Смерть одной розы», «Турецкий марш», «К Элизе», «Колокольчики из волшебной флейты».

Ход мероприятия:

Инсценировка №1

По стихотворению "Казачья колыбельная песня".

На сцене детская кроватка, возле нее сидит «мама» и напевает 1, 4, 5, 6 строфы (мотив колыбельной песенки "Баю-баюшки, баю..."). Играет негромко музыка.

Ведущий №1

Слова к этой колыбельной песне написал знаменитый русский поэт и писатель - Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом году - ровно 200 лет со дня его рождения. Наша встреча посвящена его короткой жизни и его прекрасному творчеству.

Ведущий №2

М.Ю.Лермонтов жил в 19 веке. А знаете ли вы, что это было за время? Это было время красивых балов, длинных залов, светских приемов; время пышных длинных платьев, шляпок, вееров, белых перчаток, украшений, черных фраков, шляп- цилиндров; время красивой классической музыки, интересных танцев, когда кавалеры приглашали дам, умели говорить им комплименты и дарить в подарок прекрасные стихи.

2. Танец- вальс (4 человека)

Ведущий №3

Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. Весной 1815 года в пятимесячном возрасте вместе с родителями он переехал в старинное село Тарханы - поместье его бабушки. В Тарханах прошли детство и отрочество Лермонтова. Михаил Юрьевич прожил там половину своей жизни.

Ведущий №4

К сожалению, когда Мише было три годика, его мама умерла и оставила единственного сына сиротой. Давайте представим, как молодой Лермонтов вспоминает о своих родителях.

Инсценировка 3. Лермонтов вспоминает о родителях

Выходит "Лермонтов" и говорит, обращаясь к зрителям: " Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал, её не могу вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать".

«Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я…»

Ведущий №1.

После смерти матери бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна решительно отказала отцу Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, так как он был беден и не мог, по мнению бабушки, дать хорошее образование своему сыну. Юрий Петрович уезжает в свое имение в Тульской области, а маленький Миша остается в Тарханах. Здесь Елизавета Алексеевна окружает внука заботой, лаской, не жалеет средств на развитие многообразных талантов мальчика.

Ведущий №2. Бабушка наблюдала за каждым шагом своего внука, приглашала к нему лучших учителей. Чтобы внуку не было скучно, она взяла в дом нескольких мальчиков. Дети вместе учились, играли в войну, ездили верхом на лошадях, часто ссорились- маленький Лермонтов всегда и во всем хотел быть первым.

Ведущий №3. Отец изредка навещал сына. Молча и тяжело Миша переживал ссору отца и бабушки- это первое свое горе в жизни.

Ведущий №4. Мише шел тринадцатый год, когда бабушка привезла его в Москву и отдала учиться в Благородный пансион при Московском университете. Весной 1830 года, окончив пансион, Миша поступает в Московский университет. Он и бабушка переезжают в маленький домик в центре Москвы.

Давайте посмотрим, какими талантами обладал юный Лермонтов.

Инсценировка №4. Лермонтов и бабушка.

"Лермонтов" сидит за столом, макает перо в чернильницу и что-то сочиняет. Задумывается, опять пишет. Потом внезапно вскакивает, бежит к бабушке и кричит: "Бабушка, послушайте, что я написал..." Бабушка: "Давай, радость моя, читай. Я уверена, что все что ты сочинил, прекрасно". "Лермонтов" зачитывает отрывок из поэмы "Кавказский пленник" или "Корсар", или стихотворение "Молитва", "Монолог" и уходит со словами: "Пойду дописывать!" Бабушка остается одна и говорит: "Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем".

Ведущий №1

Поняли ли вы, ребята, что за талант проявился у Лермонтова уже в 14 лет? Давайте еще посмотрим, чем он увлекался.

Инсценировка №5

"Лермонтов" рисует и слушает классическую музыку. Вывешивает свой рисунок со словами: "Пусть подсохнет".

Ведущий №2

Поняли ли вы, ребята, чем еще увлекался Лермонтов? (рисованием и классической музыкой). На самом деле, эти таланты проявились у Лермонтова еще в глубоком детстве. Когда он жил в Тарханах, в его детской пол был покрыт сукном. И маленький Миша любил рисовать мелом по этому сукну и рисовал очень хорошо.

Ведущий №3. Едва начав говорить, он уже любил подбирать рифмы. Прибежит к бабушке и говорит: "пол-стол, кошка- окошко", а сам радостно смеется. Также Лермонтов хорошо играл в шахматы, лепил, играл на фортепьяно и на скрипке.

Ведущий №4. Во всем он проявлял необычайное упорство и настойчивость. Литературу он знал прекрасно; больше всех русских поэтов он любил Пушкина.

Ведущий №1.

В детстве Лермонтов много болеет. Болезнь надолго приковывает его к постели, приучает к задумчивости и одиночеству.

Инсценировка №6

Выходит бабушка и говорит: "Мишенька опять заболел. Все, едем лечиться на Кавказ".

Ведущий №2 Много раз возила Елизавета Алексеевна Мишу на Кавказ лечиться. В то время железных дорог не было, надо было ехать на лошадях. Ехали долго, останавливались на почтовых станциях; было весело, интересно. Эта страна с цепью синих гор и бурных речек, темных ночей с яркими звездами и песнями горцев принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений. Послушайте стихотворение "Кавказ" и определите, за что любит Лермонтов эту страну?

Инсценировка №7

Выразительное чтение стих. "Кавказ".

Ведущий №2 За что же Лермонтов навсегда полюбил Кавказ?

Ведущий №3

В 1837 году А.Пушкина убивают на дуэли. По всему Петербургу прошел слух, что Пушкин погиб. Весть о гибели великого поэта поразила Лермонтова. На следующий день после его смерти он пишет стихотворение "Смерть поэта", в котором открыто называет царя и министров палачами.

Ведущий №4. В несколько дней стихотворение "Смерть поэта" в сотнях списков разошлось по Петербургу и другим городам. О Лермонтове заговорили как о большом поэте, как о преемнике Пушкина.

Ведущий №1. Стихотворение было доставлено царю Николаю I с надписью: "Воззвание к революции". Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ, где в то время шла война с горцами. По дороге туда он пишет стихотворение "Бородино", посвященное Отечественной войне 1812 года, когда Россия победила французского императора Наполеона и прогнала его с русской земли. Наверняка вы слышали такие строки:

Инсценировка № 9. Из стихотворения "Бородино". (1-2 строфы) (2 солдата)

"Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!"

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри- не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Ведущий №2. Полностью с этим стихотворением вы познакомитесь в 5 классе и узнаете, как Лермонтов описал знаменитый Бородинский бой.

Ведущий №3.

Итак, Лермонтов оказался на Кавказе и принимал участие в военных действиях. Однако, благодаря хлопотам бабушки, ему разрешили вернуться в Петербург. Здесь его уже встретили как знаменитого поэта.

Инсценировка №10. Бал.

Лермонтов один стоит в сторонке. Девушки обсуждают Лермонтова и его стихи.

-Ой, посмотрите, Лермонтов, Лермонтов там стоит!

-Где?

-Да вон там, один стоит, в сторонке.

-Ах, какой красавчик!

-Очаровашка!

-А вы слышали его стихотворение "Парус"? (читает наизусть)

-Прелесть!

-А "На севере диком стоит одиноко..." (читает наизусть).

-А я знаю такое (читает наизусть "Из Гете).

В это время Лермонтов уходит. Одна из девушек: "Ой, посмотрите, он уходит, уходит. Пойдемте посмотрим, куда..." (Все убегают).

Ведущий №4.

Недолго Лермонтов пробыл на Родине. В 1840 году состоялась его дуэль с Барантом. Барант выстрелил и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. За эту дуэль Лермонтова арестовывают и опять ссылают на Кавказ, на этот раз навсегда. Навсегда он покидает свою родину, совершенно один.

Инсценировка №11. Подготовленный ученик читает стихотворение "Тучи"

Ведущий №1.

Последние его стихи полны страшных предчувствий. Это стихотворения "Сон" и "Выхожу один я на дорогу"

Инсценировка №12

Подготовленные учащиеся читают отрывки из этих стихотворений.

Ведущий №2

Роковые события развернулись 13 июля 1841 года на молодежной вечеринке в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. В комнату вошел Мартынов, молодой офицер. Между ним и Лермонтовым вспыхнула ссора, которая кончилась вызовом на дуэль. Мартынов бросил вызов Лермонтову.

Ведущий №3

15 июля между шестью и семью часами вечера состоялась дуэль у подножия горы Машук. Был вечер; черная грозовая туча подымалась над горой. Лермонтов стоял спокойно, подняв пистолет дулом вверх,- он не хотел стрелять. Мартынов быстро прицелился и выстрелил. Лермонтов был убит. Пуля пробила сердце и легкие". Лермонтову не было и 27 лет.

Ведущий №4

Погиб поэт! - невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

Ведущий №2

Закончить нашу встречу мы хотели бы песней на слова этого великого поэта.

Инсценировка №13

Пение песни "Утес" под гитару

Список литературы

1) М.Ю.Лермонтов. Лирика. М., «ЭКСМО», 2010г.

Использована музыка С.Бетховена








© 2010-2022