- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сазонова Т.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы обучающиеся на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Основная цель современного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение»?
Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
-
соответствие концепции гуманизации образования;
-
преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
-
использование личностно ориентированного обучения;
-
поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
-
соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основные цели инновационного обучения:
-
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
-
формирование личностных качеств учащихся;
-
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
-
развитие различных типов мышления;
-
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи инновационного обучения:
-
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
-
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
-
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
-
включение учащихся в креативную деятельность;
-
тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
-
развивающее обучение;
-
проблемное обучение;
-
развитие критического мышления;
-
дифференцированный подход к обучению;
-
создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
-
креативность;
-
усвоение знаний в системе;
-
нетрадиционные формы уроков;
-
использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
-
ассоциативный ряд;
-
опорный конспект;
-
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
-
мозговой штурм;
-
синквейн;
-
эссе;
-
ключевые термины;
-
перепутанные логические цепочки;
-
медиапроектроекты;
-
дидактическая игра;
-
лингвистические карты;
-
лингвистическая аллюзия (намек);
-
исследование текста;
-
работа с тестами;
-
нетрадиционные формы домашнего задания.
Вот некоторые из них:
«ИНСЕРТ» (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) - прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.
-
Знак «галочка» (V) - отметьте в тексте уже известную вам информацию;
-
Знак «плюс» (+) - отметьте новую информацию;
-
Знак «минус» (-) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
-
Знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.
-
Знак «восклицательный знак» (!) - отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.
При чтении удобно заполнять таблицу:
V
(уже знал)
-
(новое или противоречащее прежним знаниям)
+
(это интересно)
?
(неясно, есть вопросы)
!
(хочу узнать больше)
Синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) -пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Правила составления:
1 строчка (одно слово) - название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка (два слова - прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка (три слова - глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка (четыре слова) - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в первой строчке.
5 строчка (одно слово) - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке, обычно существительное.
«Мозговой штурм» (метод «дельфи») - метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.
Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
Применяется «мозговой штурм», когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
Алгоритм проведения:
-
Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
-
Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
-
Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
-
Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
-
Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.
После завершения «мозгового штурма» (который не должен занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговой штурм» является эффективным методом при необходимости:
-
обсуждения спорных вопросов;
-
стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
-
сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
-
выяснения информированности или подготовленности аудитории.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
-
урок-семинар
-
урок-лекция
-
урок-беседа
-
урок-практикум
-
урок-экскурсия
-
урок-исследование
-
урок-игра
-
урок-КВН
-
урок-защита проекта
-
урок-диспут
-
урок-конференция
-
урок-маскарад
-
урок-путешествие
-
урок-зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение.
Типы домашнего задания:
-
творческая работа;
-
лингвистическое исследование текста;
-
подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;
-
рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
-
художественное чтение;
-
инсценировка художественного произведения;
-
исторический комментарий к произведениям (слайд - шоу);
-
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
-
продолжение неоконченных произведений;
-
наблюдение за природой (фото и видеосъемка);
-
подготовка словарных диктантов;
-
составление вопросника к зачету по теме;
-
составление конспекта, опорных таблиц;
-
презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
-
письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Нестандартные задания активизируют мышление, заставляют обобщать, систематизировать материал по теме.