Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы обучающиеся на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Основная цель современного обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение»?

Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  1. соответствие концепции гуманизации образования;

  2. преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

  3. использование личностно ориентированного обучения;

  4. поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

  5. соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основные цели инновационного обучения:

  1. развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  2. формирование личностных качеств учащихся;

  3. выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

  4. развитие различных типов мышления;

  5. формирование качественных знаний, умений и навыков.

Задачи инновационного обучения:

  1. оптимизация учебно-воспитательного процесса;

  2. создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

  3. выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

  4. включение учащихся в креативную деятельность;

  5. тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. развивающее обучение;

  2. проблемное обучение;

  3. развитие критического мышления;

  4. дифференцированный подход к обучению;

  5. создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

  1. креативность;

  2. усвоение знаний в системе;

  3. нетрадиционные формы уроков;

  4. использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  1. ассоциативный ряд;

  2. опорный конспект;

  3. ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

  4. мозговой штурм;

  5. синквейн;

  6. эссе;

  7. ключевые термины;

  8. перепутанные логические цепочки;

  9. медиапроектроекты;

  10. дидактическая игра;

  11. лингвистические карты;

  12. лингвистическая аллюзия (намек);

  13. исследование текста;

  14. работа с тестами;

  15. нетрадиционные формы домашнего задания.

Вот некоторые из них:

«ИНСЕРТ» (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) - прием маркировки текста - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

  1. Знак «галочка» (V) - отметьте в тексте уже известную вам информацию;

  2. Знак «плюс» (+) - отметьте новую информацию;

  3. Знак «минус» (-) - отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;

  4. Знак «вопрос» (?) - отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.

  5. Знак «восклицательный знак» (!) - отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

При чтении удобно заполнять таблицу:

V

(уже знал)

-

(новое или противоречащее прежним знаниям)

+

(это интересно)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) -пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Правила составления:

1 строчка (одно слово) - название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка (два слова - прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка (три слова - глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка (четыре слова) - предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в первой строчке.

5 строчка (одно слово) - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке, обычно существительное.

«Мозговой штурм» (метод «дельфи») - метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

Применяется «мозговой штурм», когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:

  1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.

  2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

  3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).

  4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.

  5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.

После завершения «мозгового штурма» (который не должен занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговой штурм» является эффективным методом при необходимости:

  1. обсуждения спорных вопросов;

  2. стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;

  3. сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

  4. выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

  1. урок-семинар

  2. урок-лекция

  3. урок-беседа

  4. урок-практикум

  5. урок-экскурсия

  6. урок-исследование

  7. урок-игра

  8. урок-КВН

  9. урок-защита проекта

  10. урок-диспут

  11. урок-конференция

  12. урок-маскарад

  13. урок-путешествие

  14. урок-зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение.

Типы домашнего задания:

  1. творческая работа;

  2. лингвистическое исследование текста;

  3. подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;

  4. рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

  5. художественное чтение;

  6. инсценировка художественного произведения;

  7. исторический комментарий к произведениям (слайд - шоу);

  8. создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

  9. продолжение неоконченных произведений;

  10. наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

  11. подготовка словарных диктантов;

  12. составление вопросника к зачету по теме;

  13. составление конспекта, опорных таблиц;

  14. презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

  15. письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Нестандартные задания активизируют мышление, заставляют обобщать, систематизировать материал по теме.



© 2010-2022