- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Ю. П. Казаков Тихое утро
Ю. П. Казаков Тихое утро
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Наримбетова А.К. |
Дата | 21.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочный план проведения открытого урока по литературе в 8 «г»
по программе Кембриджского Университета
Тема урока: Ю.П. Казаков «Тихое утро»
Учитель Наримбетова А.К.
Цель: Создать условия для анализа литературного произведения , стимулировать развитие познавательного интереса.
Образовательная: учащиеся анализируют поступки героев рассказа, выясняют роль природных описании для раскрытия внутреннего мира учащихся
Развивающая: учащиеся смогут сравнивать условия. Развиваются навыки работы в группе. Выделяют главное в увиденном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу.
Тип урока: комбинированный по программе Кембриджского университета
Методы и приёмы: 1. словесные 2. наглядные 3.практические
Средства обучения: 1. учебно-материальные (компьютер, ИД, карточки);
2. дидактико-методические ( дидактический материал: схемы, таблицы);
3. психолого-педагогические ( дидактические игры).
Оборудование: музыка М. Мусоргского « Рассвет на Москве-реке»; раздаточный материал.
Ссылки: Учебник русская литература Салханова Ж.Х.изд. «Алматы Мектеп», 2010.
Мусоргский муз.запись
Этапы урока и стратегии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
( ожидаемый результат)
1.Организационный момент
Организационный момент: 1-2 мин. приветствие;
учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).
Каждый из вас солнышко ,и вы согреваете всех с которыми вы рядом .Подарите друг другу улыбку, рукопожатием- тепло своей души.
Приветствие- «Подари улыбку»
Настраиваются на урок.
Учащиеся улыбаются друг другу
2. СТ. Вызова
Лекция:
Прием «Да -Нетка»
Деление на группы
карточки с набором утверждений (приёмы: "продвинутая" лекция и верные - неверные утверждения).
1.
Посмотрите на картинку ,как вы думаете « О чем мы будем говорить?(добро и зло) белое и черное
Эпиграф: Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.
А.И. Солженицын.
Как вы понимаете смысл эпиграфа? (человек совершает добро или зло,пропускает через своё сердце,и оно обязательно отразится в его душе,оставит какой-то след, чему-то научит,выработает какие-либо качества: хорошие или плохие)
- Дома вы прочитали рассказ Ю.Казакова « Тихое утро». Исходя из темы , эпиграфа,как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (будем говорить о главных героях- Яше и Володе;рассмотрим и осмыслим поступок, который совершил Яша; о чём они думали,чувствовали; о добре и зле,понять идею рассказа)
-Мы также будем говорить и о творчестве Ю.Казакова,обратим внимание на роль пейзажа в произведении.
- В эпиграфе есть слова «добро и зло», как вы понимаете значение этих слов
(Добро-поступки,совершаемые нами во благо других,даже если при этом мы должны жертвовать собой.
(зло- поступки, совершаемые нами во вред
другим для достижения собственных целей).
2.
КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке - сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В "Автобиографии" он писал: "В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие".
Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.
В 1950-60-е увидели свет книги: "На полустанке", "По дороге", "Легкая жизнь", "Голубое и зеленое", "Запах хлеба", "Арктур - гончий пес", "Двое в декабре" и др.
Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков "Северный дневник", которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов "Осень в дубовых лесах", в 1977 - "Во сне ты горько плакал".
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
Посмертно была издана книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
конкурс «Да - нет». Листок с вопросами
В этом задании необходимо найти правильные утверждения.
Записывают в тетради дата, тему урока эпиграф.
Делит класс на группы для игры (Слова из текста по частям речи) 5 групп
высказывание
Рассуждение детей
осуществляют взаимопроверку и за 1-правильный ответ
Дети отмечают.+ -
№п/п Утверждение
1 Юрий Петрович Казаков родился в Москве
2 Юрий Павлович Казаков родился в Москве
3 Казаков играл на виолончели и контрабасе
4 Казаков не имел музыкального слуха
..
12….
Плюс-минус
3.СТ.
Осмысления
Постеры
«Работа сообща»
Теперь переходим к работе над самим произведением, с чего начинается рассказ? ( с утра)
- Многие писатели, поэты, например,Тютчев, Н. Заболоцкий, А. Фет, И. Никитин и другие ; музыканты писали об утре, о начале зарождающегося дня.
-Сейчас вы послушаете музыку М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Звучит музыка М. Мусоргского « Рассвет на Москве-реке»,где с помощью звуков автор передаёт картину утра.
- Закройте глаза, послушайте музыку,что вы представляете? ( ответы учащихся)
-Эта музыка настраивает нас на тихое , спокойное утро.
1).Работа по содержанию текста Карточки (приложение)
2.)1 группа- иллюстрация сюжета рассказа, составление плана произведения.
2 группа - сравнить героев, как они проснулись, собирались на рыбалку, по дороге на рыбалку , во время рыбалки, спасение Володи. (2 мальчика в костюмах представляют Яшу и Володю. Яша в старых широких штанах, старой рубахе, босиком; Володя - в узких брюках, в чистой отглаженной рубашке, в ботинках). Дети из 2 группы говорят: «Вот мы вам представляем Яшу и Володю
3 группа- Володя Задание всем группам - сделайте вывод-характеристику обоим мальчикам ( Яша-деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый); Володя- городской, сдержанный, целеустремлённый)!!!- но оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу).
4 группа-какую роль играет описание природы в рассказе? Как изменяется природа?( раннее утро, туман, тишина - звучит мотив настороженности, непонятности, возможно, трагичности и даже смерти; солнце- мотив света, радости, жизни; опять мёртвая тишина, описание омута- опасность; солнце - победа жизни над смертью)
Вывод учителя: в самом начале рассказа нет гармонии человека и природы. И только в конце рассказа, действительно, тихое утро: ярко светит солнце, земля радуется новому светлому дню, и Яшка с Володей очень рады, счастливы, что Володя не утонул…
5 группа-почему автор назвал свой рассказ « Тихое утро» ? Случайно ли он так назвал? Какой приём использует автор? ( идея - остаться человеком в любых обстоятельствах ).Защита проекта
Ученики записывают в тетрадях
Прослушивание записи
Учащиеся внимательно слушают и делают короткие записи в тетрадях по мере необходимости
Учащиеся работают над созданием постера
Оценивание.
-
Закрепление
6 шляп
6 шляп
Красная шляпа: какие чувства возникли у вас после прочтения рассказа?
Жёлтая шляпа: почему Яша стал спасать Володю, ведь он тоже маленький?
Чёрная шляпа: а мог ли Яша не спасать Володю? Правильно ли он поступил?
Зелёная шляпа: поменяйте ситуацию, поменяйте мальчиков местами. Как поступил бы Володя, если бы тонул Яша?
Белая шляпа: используя сюжет рассказа, ответьте на вопрос, какую реальную, необходимую для жизни, для себя информацию вы приобрели?
6 Синяя шляпа: можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?
Итог: вернёмся к эпиграфу: « Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце», вы говорили , что в человеке добра должно быть больше, сейчас каждый из вас на стикерах напишет, что такое добро. ( можно включить притчу в анимациях о добре) ( дети пишут, затем по очереди выходят к доске, читают и наклеивают на доску стикеры).
Слово учителя: у каждого писателя есть своя записная книжка, в которую он записывает свои мудрые слова, свои умные мысли, может кто-нибудь из вас тоже станет писателем, будет записывать свои мудрые слова, добрые мысли.
Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.
-
Интересно было на уроке или скучно? Почему?
-
Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?
-
Какие вопросы и пожелания появились?
+ - интересно
Отвечают на листах.
Осуществляется взаимопроверка по раннее составленному постеру
6. «Опять 25» Домашнее задание - 2 мин.
Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.
Или они стали взрослыми
Оценки выставляются по напротив своей фамилии
Записывают задание в дневник
Ссылки: Учебник русская литература Салханова Ж.Х.изд. «Алматы Мектеп», 2010.
Мусоргский муз.запись
Приложение1
Работа по содержанию рассказа «Тихое утро»
-
Описание утра.
"Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта..."
-Что окутывает деревню? _______________________
Яшка проснулся рано. Но ... _____________________________________
- Кто проснулся раньше Яшки? ____________________________
-Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе? ________________________
-
По дороге на рыбалку
-Какие еще постройки находились в селе? _________________________________
-Что пришлось преодолеть Яшке, когда он шел за Володей, чтобы отправиться с ним на рыбалку? _____________________________
-Какой синоним находит автор для слова колодец? "Старый, поросший зеленью ..." Что? ____________________________
-Почему пьет воду Яшка, хотя и не хочется ему пить? _______________________
-Какое определение находит ей Володя? _____________________________
-
Любовь к родному краю.
-Кто из односельчан первым увидел сома? _____________________________
- Назовите место, где он увидел сома? ___________________________
-Как называют омут по-другому? ____________________________________
-Какая еще рыба ловится в омуте? _____________________________
-А кроме этого? __________________________ _________________________
-
Наблюдательность Яшки.
Яшка замечает, что рыба хорошо ловится и в тумане, она ловится и в сентябре, когда "вдарит..." Что? ____________________________
- В чем еще проявляется наблюдательность Яшки? ___________________________ _______________________________________________________________________
- О каких птицах рассказывает Яшка? ___________________________
- Что рассказывает он об этих птицах? _____________________________________ ________________________________________________________________________
"Володя готов хоть сейчас начать ловить, но Яшка шел все дальше берегом реки..." Наконец он сказал: " ..." Что? _________________________________
-
Внутренняя борьба героя.
- Яшка испугался, когда увидел, что Володя тонет. Он сразу подумал, что друга тянет на дно ... ____________________________
-С помощью каких слов и выражений автор дает нам понять, как было страшно Яшке и Володе? _____________________________________________________
- Природа в этот страшный для ребят момент была яркая и красивая.
Какой был глаз у трясогузки? ________________________________
-Как выглядел Володя под водой, когда Яшка прыгнул за ним во второй раз? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
-"Шевеля левой рукой, словно пробуя воду на ..." ______________________
- Расскажите, как "откачивает" Яшка своего друга. Вы знаете, как правильно оказать первую медицинскую помощь утопающему? _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Подобрать слово для фразы: "В это тихое утро кругом царил ..." _____________