- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Неделя русского языка и литературы
Неделя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чебыкина Л.А. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВИКТОРИНА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5-6 КЛАССАХ
«Интересный русский язык»
Учитель: Копылова
Нина Александровна
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-6 КЛАССАХ
Цели: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к изучению русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы.
Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.
2. Высказывания о русском языке.
1 ЭТАП
Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цели викторины, настраивает детей на работу.
Игра «Волчок»
Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.
ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
1. Каково происхождение слова сочетание?
ОТВЕТ: чета - два (слав.), со - вместе.
2. Каково значение слова паркет?
ОТВЕТ: паркет (франц.) -«огороженное место, помост, возвышение».
3. Какова история происхождения слова богатырь?
ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.
4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?
ОТВЕТ: уважать (польск.) - «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».
5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?
ОТВЕТ: абажур (франц.) - первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».
6. Каково историческое значение слова подражать?
ОТВЕТ: подражать (старослав.) - «идти той же дорогой, что и кто-либо».
7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?
ОТВЕТ: лейтенант (нем.) - «заместитель».
ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
-
Разобрать слово застеклить по составу.
ОТВЕТ: застеклить
-
Разобрать слово повеселился по составу.
ОТВЕТ: повеселился
-
Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.
ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)
-
Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.
ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.)
-
Сделать фонетический разбор: конь.
ОТВЕТ: конь - кон, 2 согл., 1 гл., 1 слог.
к к - согл., глух., тверд., парн.
о о - гласн., ударн.
н н - согл., зв., мягк., непарн.
ь - - мягкий знак
4 букв., 3 зв.
-
Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.
ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.
-
Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.
ОТВЕТ: горит, покрывает.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:
-
Какие слова называются однокоренными?
ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.
-
Дайте характеристику простого предложения.
-
Как проверить безударную гласную в корне?
ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.
-
Что такое диалог, монолог?
ОТВЕТ: диалог - разговор двух или нескольких лиц, монолог - высказывание одного человека.
-
Что такое определение?
ОТВЕТ: определение - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.
-
Как изменяются глаголы?
ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).
-
Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?
ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.
ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:
-
Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)
ОТВЕТ: каша, очки.
-
Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)
ОТВЕТ: ножка, столица.
-
Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)
ОТВЕТ: кит, тень.
-
Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)
ОТВЕТ: изба, пояс.
-
Шарада: С буквой к бери меня на покос.
А без буквы к ужалю в нос.
ОТВЕТ: коса - оса.
-
Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
ОТВЕТ: пи-рог.
-
Что правильно? Декоративный:
-
Служащий для украшения,
-
С крапинками, пятнистый,
-
Исполненный ручным трудом.
ОТВЕТ: служащий для украшения.
ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.
2 ЭТАП
Игра «Найди пару»
Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:
1. Не спеши языком -
Сам пропадай,
С кем поведешься,
2. Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать -
3. Ученье - свет,
По одежке встречают,
Грамоте учиться -
4. Не сиди сложа руки -
Птица красна пением,
Семь раз отмерь -
5. Лодырь да бездельник -
Любишь кататься -
Лучше горькая правда,
Вторая половина пословиц на следующих карточках:
-
торопись делом.
-
а товарища выручай.
-
от того и наберешься.
-
а лень портит.
-
а руки делают.
-
надо мало спать.
-
а неученье тьма.
-
а по уму провожают.
-
всегда пригодится.
-
так и не будет скуки.
-
а человек умением.
-
один раз отрежь.
-
им праздник и в понедельник.
-
люби и саночки возить.
-
чем сладкая ложь.
ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.
3 ЭТАП
«Ответь на вопрос»
Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.
Примерные вопросы:
-
Что такое фонема?
-
Какие самостоятельные части речи ты знаешь?
-
Что такое наречие?
-
Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?
-
Какие ты знаешь обстоятельства?
ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.
4 ЭТАП
Задания на лингвистическую тему.
1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?
Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.
ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти - двигаться, переступая ногами. Ехать - двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться - очень быстро ехать, бежать. Шагать - идти шагами. Тащиться - идти или ехать медленно, с трудом. Брести - идти с трудом или тихо. Семенить - идти частыми мелкими шагами. Скакать - передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти - идти, передвигаться очень медленно. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться - преследовать с целью настигнуть. Лететь - тоже, что и мчаться. Плыть - плавно двигаться. Нестись - двигаться вперед с большой скоростью.
2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).
(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.
(И. А. Гончаров)
ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором - те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.
Подведение итогов