Неделя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ВИКТОРИНА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


В 5-6 КЛАССАХ


«Интересный русский язык»







Учитель: Копылова

Нина Александровна






ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-6 КЛАССАХ


Цели: Выявление одаренных учащихся, развитие у них интереса к изучению русского языка, проверка знаний учащихся по основным разделам школьной программы.



Оборудование: 1. Плакаты, рисунки о русском языке.

2. Высказывания о русском языке.


1 ЭТАП

Звучит музыка. Дети рассаживаются по местам. В классе 3 команды. Учитель произносит цели викторины, настраивает детей на работу.

Игра «Волчок»

Каждая команда выбирает свою станцию и отвечает на вопрос.

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:

1. Каково происхождение слова сочетание?

ОТВЕТ: чета - два (слав.), со - вместе.

2. Каково значение слова паркет?

ОТВЕТ: паркет (франц.) -«огороженное место, помост, возвышение».

3. Какова история происхождения слова богатырь?

ОТВЕТ: богатырь из тюркского, вместо первоначального богатурь, возникло под влиянием прилагательного богатый и слов с суффиксом -ырь.

4. Из какого языка заимствовано слово уважать, его значение?

ОТВЕТ: уважать (польск.) - «быть внимательным, наблюдать, размышлять, считать».

5. Из какого языка заимствовано слово абажур, его значение?

ОТВЕТ: абажур (франц.) - первоначальное значение «окно, расширяющееся внутрь или наружу для усиления света».

6. Каково историческое значение слова подражать?

ОТВЕТ: подражать (старослав.) - «идти той же дорогой, что и кто-либо».

7. Из какого языка заимствовано слово лейтенант, его значение?

ОТВЕТ: лейтенант (нем.) - «заместитель».

ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:


  1. Разобрать слово застеклить по составу.

ОТВЕТ: застеклить


  1. Разобрать слово повеселился по составу.

ОТВЕТ: повеселился

  1. Сделать синтаксический разбор: В лучах утреннего солнца загораются капли росы.

ОТВЕТ: В лучах утреннего солнца загораются капли росы. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., неосл.)


  1. Сделать синтаксический разбор: Веселые отблески огня играли на стекле.

ОТВЕТ: Веселые отблески огня играли на стекле. (Повеств., невоскл, прост., двусост, распр., неосл.)

  1. Сделать фонетический разбор: конь.

ОТВЕТ: конь - кон, 2 согл., 1 гл., 1 слог.

к к - согл., глух., тверд., парн.

о о - гласн., ударн.

н н - согл., зв., мягк., непарн.

ь - - мягкий знак

4 букв., 3 зв.


  1. Найдите в предложении однородные члены предложения: Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад.

ОТВЕТ: свежестью, листвой, плодами.


  1. Найдите в предложении однородные члены предложения: Над полями вечерняя зорька горит, алой краскою рожь покрывает.

ОТВЕТ: горит, покрывает.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ:


  1. Какие слова называются однокоренными?

ОТВЕТ: Слова с одним и тем же корнем.


  1. Дайте характеристику простого предложения.


  1. Как проверить безударную гласную в корне?

ОТВЕТ: Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная была бы под ударением.


  1. Что такое диалог, монолог?

ОТВЕТ: диалог - разговор двух или нескольких лиц, монолог - высказывание одного человека.


  1. Что такое определение?

ОТВЕТ: определение - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета.

  1. Как изменяются глаголы?

ОТВЕТ: Глаголы изменяются по временам, по числам, по лицам, по родам (в прош. вр.).


  1. Когда пишется Ь после шипящих на конце слова у существительных?

ОТВЕТ: у существительных только третьего склонения.

ВОПРОСЫ СООБРАЗИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ:


  1. Что здесь написано? (см. рис. 1, 2)

ОТВЕТ: каша, очки.


  1. Что здесь написано? (см. рис. 3, 4)

ОТВЕТ: ножка, столица.


  1. Что здесь написано? (см. рис. 5, 6)

ОТВЕТ: кит, тень.


  1. Что здесь написано? (см. рис. 7, 8)

ОТВЕТ: изба, пояс.


  1. Шарада: С буквой к бери меня на покос.

А без буквы к ужалю в нос.

ОТВЕТ: коса - оса.


  1. Шарада: Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

ОТВЕТ: пи-рог.


  1. Что правильно? Декоративный:

  1. Служащий для украшения,

  2. С крапинками, пятнистый,

  3. Исполненный ручным трудом.

ОТВЕТ: служащий для украшения.

ИТОГ: Оцениваются ответы каждой команды. Объявляется результат. Раздаются фишки.

2 ЭТАП

Игра «Найди пару»


Скоморохи раздают командам по половине пословиц. На карточках написано:

1. Не спеши языком -

Сам пропадай,

С кем поведешься,

2. Труд человека кормит,

Глаза страшатся,

Хочешь много знать -

3. Ученье - свет,

По одежке встречают,

Грамоте учиться -

4. Не сиди сложа руки -

Птица красна пением,

Семь раз отмерь -

5. Лодырь да бездельник -

Любишь кататься -

Лучше горькая правда,

Вторая половина пословиц на следующих карточках:

  1. торопись делом.

  2. а товарища выручай.

  3. от того и наберешься.

  4. а лень портит.

  5. а руки делают.

  6. надо мало спать.

  7. а неученье тьма.

  8. а по уму провожают.

  9. всегда пригодится.

  10. так и не будет скуки.

  11. а человек умением.

  12. один раз отрежь.

  13. им праздник и в понедельник.

  14. люби и саночки возить.

  15. чем сладкая ложь.

ИТОГ: Ребята ищут половину своих пословиц, подходят к скоморохам. Те, в обмен на пословицу дают призовые фишки.

3 ЭТАП


«Ответь на вопрос»


Каждая команда выбирает своего представителя, который задает вопрос представителю другой команды.

Примерные вопросы:

  • Что такое фонема?

  • Какие самостоятельные части речи ты знаешь?

  • Что такое наречие?

  • Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?

  • Какие ты знаешь обстоятельства?

ИТОГ: Представитель, ответивший верно на вопрос получает фишку для своей команды.








4 ЭТАП


Задания на лингвистическую тему.

1. Что общего в данных глаголах, чем они различаются?

Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, плыть, нестись.

ОТВЕТ: Данные глаголы обозначают движение. Различаются они значениями и оттенками значений. Идти - двигаться, переступая ногами. Ехать - двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения. Мчаться - очень быстро ехать, бежать. Шагать - идти шагами. Тащиться - идти или ехать медленно, с трудом. Брести - идти с трудом или тихо. Семенить - идти частыми мелкими шагами. Скакать - передвигаться, быстро бежать скачками. Ползти - идти, передвигаться очень медленно. Шествовать - идти, двигаться торжественно, важно. Гнаться - преследовать с целью настигнуть. Лететь - тоже, что и мчаться. Плыть - плавно двигаться. Нестись - двигаться вперед с большой скоростью.

2. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? (В скобках даны глаголы, которые использовал автор).

(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

(И. А. Гончаров)

ИТОГ: В первом задании фишки получают команды, наиболее полно ответившие на вопрос. Во втором - те команды, у которых текст ближе всего к авторскому.

Подведение итогов


© 2010-2022