Комплексный анализ текста. Великий композитор

Тема. Комплексный анализ текста. Великий композитор - «...» Цели: 1.Продолжить работу по развитию речи учащихся. 2.Усвоить важнейшие качества хорошей речи. 3.Выполнить анализ текста. 4.Заставить задуматься учащихся о человеческих духовных качествах. Оборудование: Портрет П. И. Чайковского, тексты на партах, записи на доске, карточки, записи на плакатах, магнитофонная запись (Вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».) Ход урока. 1.Организационный момент. 2.Знакомство учащихся с темой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексный анализ текста. Великий композитор

Урок стилистики и культуры речи в 9 классе

Учитель русского языка и литературы Новокрымской общеобразовательной школы 1-3 ступеней Джанкойского района Республики Крым Абильтарова Гульшен Фетибовна

Тема. Комплексный анализ текста. Великий композитор - «...»

Цели:

  1. Продолжить работу по развитию речи учащихся.

  2. Усвоить важнейшие качества хорошей речи.

  3. Выполнить анализ текста.

  4. Заставить задуматься учащихся о человеческих духовных качествах. Оборудование:

Портрет П. И. Чайковского, тексты на партах, записи на доске, карточки, записи на плакатах, магнитофонная запись (Вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Знакомство учащихся с темой урока. Работа в тетрадях (запись числа, темы урока.)

3.Постановка целей урока.

На доске висит плакат с записями целей урока. Учитель знакомит учащихся с ними.

Затем учитель задает вопрос учащимся:

  • Дети, для чего надо анализировать текст?

Ответы учащихся.

  • Назовите качества хорошей речи.

Ответы учащихся.

4.Выразительное чтение текста учителем.

5. Работа по тексту.

  • Определите стиль речи.

  • Определите тип речи.

  • Какие слова в тексте являются ключевыми?

  • Определите тему.

  • А как можно озаглавить текст?

  • Какое предложение является основным?

Учащиеся называют основную мысль текста, записывают её в тетрадях под диктовку ученика, который сформулировал основную мысль.

  • Ребята, о каком композиторе говорится в тексте?

После ответов учащихся учитель делает вывод:

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор.

Учитель вывешивает портрет Чайковского и предлагает в тексте вместо точек написать фамилию композитора.

... г...ниальный ру...кий композитор. Е...0 произведения призваны во всем мире. Е...0 творчество одно из высш...х достижений не только ру...кой но и украинской н...ц...ональной культуры. Многое связывало е...о с Украиной и её народом. Здесь он провел немало времени, собирая и обрабатывая удивительные по мелодичности народные песи. Украинские мотивы звучат в е,..о лучших симфонических произведениях. Ж...знь и быт народа, е...о героическая история, яркие национальные характеры - такова основа сюжетов наиболее значительных творений композитора. Он автор опер балетов си...фоний инструментальных к...нцертов. А е...о замечательные пьесы, дивные романсы - весомый вклад в развитие камерной музыки. Г...ниальные оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - общепризнанные шедевры мировой музыкальной классики.

Слушать и старат...ся понять е...о музыку - значит делать свою душу полнее, богаче, ....

6. Лексическая работа.

Учитель задает вопрос ученикам:

  • Какие слова в тексте вам не понятны?

Если есть такие слова, проводится работа со словарем. Учащиеся находят значения непонятных слов в толковом словаре.

Если все слова понятны, учитель предлагает работу, которая называется «Толковый словарь гласит...»

В качестве домашнего задания несколько учащихся подготовили объяснение значений некоторых слов.

Слова: культура, камерная музыка, шедевр, симфония, человечный, богатый. После знакомства класса с данными словами учитель обращает внимание на доску, где записаны значения данных слов.

Учащиеся подбирают синонимы к слову богатый, составляют с ними словосочетания; затем подбирают антонимы и составляют с ними словосочетания.

Учитель вывешивает плакат с записанными синонимами и антонимами и еще раз обращает внимание учащихся.

Затем ученики составляют предложения со словом богатый со значением, данным в тексте, записывают в тетрадях, зачитывают их.

Учитель делает вывод:

  • Каким из синонимов можно заменить слово богаче в тексте?

  • Найдите в тексте последнее предложение и допишите его.

7. Орфоэпическая разминка.

Учитель произносит слово дважды, ученики выбирают правильный вариант, записывают его.

Слова: украинской, Петра, Украиной, весомый, камерной, Пиковая дама. Проверка разминки: сначала читает правильный вариант 1 ученик, а затем следом повторяет весь класс.

8. «Исправь ошибку!»

Учитель диктует словосочетания, в которых допущены ошибки, учащиеся записывают в исправленном виде.

Словосочетания: много связывало (надо многое связывало);

звучат из произведений (надо звучат в произведениях);

вклад развития камерной музыки (вклад в развитие камерной музыки);

делать душу полной, богатой, человечной (надо делать душу полнее, богаче,

человечнее).

9. Словарная работа.

У доски работает ученик, графически объясняя написание данных слов.

Гениальный

творений

мелодичности

героическая

национальной

жизнь

вклад

стараться

опера «Евгений Онегин».

10. Индивидуальная работа по карточкам.

Пока выполняется словарная работа, у доски работают по карточкам 2 ученика, которые после выполнения своего задания проверяют друг друга.

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Е...о творчество одно из высш..х достижений не только ру...кой но и украинской н... ц... ональной культуры.

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Он автор опер балетов си...фоний инструм...нтальных к...нцертов.

11. Музыкальная пауза + экспресс-анкетирование.

Учащиеся слушают запись вальса цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и записывают на листах-свитках, которые учитель пустил по 3- м рядам, имена одноклассников, которых они считают «богатыми», человечными людьми, затем учитель собирает листы. Зачитывает имена; встают ученики, чьи имена звучали несколько раз.

Класс хлопает этим ученикам, учитель благодарит их.

12.Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока и возвращается к теме урока:

  • Вначале урока было написано: «Комплексный анализ текста. Великий композитор - «...». Сейчас вы должны будете дописать тему урока.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Затем учитель задает вопрос:

  • Дети, какие виды работ вам понравились и почему?

Ученики называют их и объясняют почему.

13.Домашнее задание.

Учитель:

  • Запишите домашнее задание: ответить на вопрос «Что я почувствовал, прослушав вальс цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»?

14.Оценка ответов учащихся.



© 2010-2022