Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

Тема: Проблема нравственного выбора в жизни человека (на основе творчества Ч.Айтматова).

Цели: формировать осознанность нравственного выбора, используя в качестве примера творчество Ч. Айтматова; формировать проблемный взгляд на ситуацию выбора на основании анализа поступков героев произведений Ч.Айтматова; развивать способность неоднозначно подходить к принятию того или иного решения; воспитывать полноценную с точки зрения нравственности личность.

Оборудование: набор обязательного оборудования, специальное - эпиграфы и названия произведений Ч.Айтматова, расположенные на магнитной доске.

Предварительная работа: беседа, в ходе которой выясняется насколько учащиеся знакомы с личностью и творчеством Ч.Айтматова; анкетирование, оценивающее нравственную зрелось учащихся; использование метода дилемм Кольберга с целью распознавания качественных характеристик морально-нравственной культуры школьников; проведение внеклассного мероприятия по литературе на тему «Творчество Ч.Т.Айтматова - источник нравственных ориентиров человека», задание учащимся - прочитать «Белый пароход» Ч.Айтматова.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте! Сегодняшнее наше занятие поможет многим из вас взглянуть на жизнь по новому, осуществить переоценку ценностей, научиться находить выход из самой запутанной ситуации. На одном из внеклассных занятий по литературе мы заложили фундамент для прочного знакомства с личностью и творчеством Ч.Айтматова, и сегодня произведения этого прозаика помогут нам достигнуть целей мероприятия.

Объявление темы и целей мероприятия.

2. Введение понятия «нравственный выбор». Практическое воплощение этого понятия в произведении Ч.Айтматова «Белый пароход».

Слово учителя: Для вас настало время взрослой жизни: всё чаще перед вами возникают ситуации, решение которых ложится на ваши плечи. Порой эти решения даются легко, ведь не всегда мы задумываемся о том, как наш вердикт повлияет на судьбу другого человека. А бывает и такое, что сложная ситуация сбивает с толку, пугает своей серьёзностью: в голове сразу рисуется множество картин радужных и не очень. Но в том и в другом случае ответственным за исход ситуации становитесь вы, и для того, чтобы не жалеть о содеянном, мы и начнём наш сложный разговор.

Вопросы:

  • Как часто вы становились заложником ситуации? Подумайте и оцените, спустя время, сейчас, действительно ли у вас был только один выход из ситуации, который вам диктовали обстоятельства?

  • Как вы считаете, должен ли человек задумываться о том, какие могут быть последствия у неправильно принятого решения, или же нужно жить одним днем и не строить планы наперед?

  • Винили ли вы когда-нибудь постороннего человека, чьё решение повлияло на вашу судьбу?

  • Пытались ли Вы встать на место этого человека и подумать, как бы вы поступили в этой ситуации?

  • Какие проблемы возникали в вашей жизни, которые не имели однозначного решения?

Задание: Мозговой штурм - попробуйте объяснить понятие «нравственность» и «нравственный выбор».

Дети предлагают свои варианты ответов.

Подвести детей к выводу: нравственность - сложное понятие, это совокупность норм, определяющих поведение человека, оно воплощает в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье). Нравственный выбор - это выбор человека в вариативной ситуации, череда нравственных выборов и есть жизнь. Это касается не только судьбоносных решений, но и поступков, которые мы совершаем или не совершаем в повседневной жизни.

Слово учителя: Дома вы читали произведение Ч.Айтматова «Белый пароход». Давайте вспомним содержание этого произведения, но вспоминать мы будем именно ситуации нравственного выбора.

1. Дед Момун бросает работу, не реагируя на крики и избиения Орозкула, уходит встречать мальчика, своего внука, из школы, потому что обещал это сделать. Чтение эпизода.

«Сегодня с самого утра Орозкул был не в духе. Утром, когда надо было

переправляться с инструментом на тот берег в лес, Момун спешил отвезти внука в школу. Совсем из ума выжил старик! Каждое утро седлает коня, отвозит мальчишку в школу, потом снова скачет, привозит его из школы. Возится с этим брошенным пригулком. Подумаешь, в школу нельзя опаздывать! А тут такое дело, бог знает как оно получится, - так с этим можно ждать, так выходит? "Я, -говорит, - мигом обернусь, стыдно перед учительницей, если мальчишка опоздает на урок". Нашел кого стыдиться! Ну и дурак! Да кто она такая, учительница эта? Пять лет в одном пальто ходит. Только и видишь с тетрадями, с сумками.

Его мысли прервал Момун.

- Я и забыл, сын мой, - спохватился он и поспешно подошел к Орозкулу. -

Мне ведь в школу надо, малыша забрать. Уроки-то кончились.

- Ну и что? - нарочито спокойно произнес Орозкул.

- Не сердись, сын мой. Оставим бревно здесь. Спустимся. Ты пообедаешь дома. А я тем временем проскочу на коне в школу. Заберу мальчишку. Вернемся и переправим бревно.

- И долго ты думал, старик, пока это придумал? - съязвил Орозкул.

- Да ведь плакать будет мальчишка.

- Ну и что? - вскипел Орозкул. Наконец-то было за что проучить старика в полной мере. Весь день Орозкул искал, к чему бы придраться, а теперь Момун сам давал ему повод. - Он будет плакать, а мы будем дело бросать? Утром морочил голову - в школу повезу. Хорошо, отвез. Теперь из школы привезу? А я что? Или мы здесь в игрушки играем?

- Не надо, сын мой, - попросил Момун. - В такой день! Я-то ладно, но

мальчишка будет ждать, будет плакать в такой день...

- Что - в такой день? Какой это такой особый день?

- Маралы вернулись. Зачем же в такой день...

Орозкул опешил, даже замолчал от удивления. Он уже и забыл про этих маралов, которые вроде бы промелькнули быстрыми, скачущими тенями, когда он катился по колючим кустарникам, когда душа у него от страха ушла в пятки.

Каждую секунду его могло приутюжить сорвавшимся со склона бревном. Не до маралов было и не до болтовни этого старика.

- Ты за кого меня принимаешь? - тихо и яростно сказал он, дыша в лицо

старику. - Жаль, что нет у тебя бороды, а не то потаскал бы, чтобы не считал других глупее себя. Да на кой хрен мне твои маралы? Буду я еще думать о них.

Ты мне зубы не заговаривай. Давай становись к бревну. И пока не перетащим через реку, и не заикайся ни о чем. Кто там в школу ходит, кто там плачет - дела мне нет никакого. Хватит, пошли...

Момун, как всегда, повиновался. Он понимал, что не вырвется из рук

Орозкула, пока бревно не будет доставлено на место, и молча отчаянно

работал. Больше он не проронил ни слова, хотя душа исходила криком. Внук ждет его возле школы. Все ребята уже разбежались по домам, и только он один, его сирый внук, глядит на дорогу и ждет деда.

Старик представлял себе, как дети всем классом выскочили, топая, из

школы, как стали разбегаться по домам. Проголодались. Еще на улице они чуют запах приготовленной им еды и, радостные, возбужденные, пробегают под окнами своих домов. Матери ждут уже. У каждой есть улыбка, от которой голова идет кругом. Худо ли самой матери, хорошо ли ей, а на улыбку для своего ребенка у нее всегда сил хватит. И если даже мать прикрикнет построже: "А руки? Руки кто будет мыть?" - все равно в глазах у нее спрятана та же улыбка.

Момун молча повернулся и, ковыляя на закоченевших ногах, пошел бродом к

берегу.

- Ты куда, старик? Куда, говорю?

- Куда! Куда! В школу. Внук там ждет с самого полдня.

- А ну вернись! Вернись!

Старик не послушался. Орозкул оставил лошадь в реке и уже почти у

берега, на галечнике, настиг Момуна, схватил его за плечо, крутанул к себе.

И они оказались лицом к лицу.

Коротким движением руки Орозкул сорвал с плеча Момуна перекинутые голенищами старые кирзовые сапоги и наотмашь дважды ударил ими тестя по голове и по лицу.

- Пошли! Ну! - прохрипел Орозкул, отшвыривая в сторону сапоги.

Старик подошел к сапогам, поднял их с мокрого песка, и, когда

распрямился, на губах у него выступила кровь.

- Негодяй! - сказал Момун, сплевывая кровь, и перебросил сапоги снова

через плечо.

Это сказал Расторопный Момун, никогда никому не прекословивший, это сказал посиневший от холода жалкий старикашка с перекинутыми через плечо старыми сапогами, с пузырящейся на губах кровью».[1;164]

Вопросы: - Перечислите героев, описанных в данном эпизоде?

- А участвуют ли другие герои, влияют ли они на конфликт между Момуном и Орозкулом?

- Каким описывается дед Момун на протяжении всего произведения? Как он изменился, попав в ситуацию морального выбора?

- Почему Момун не мог сразу уйти, наплевав на прихоти зятя?

- Каким описывается Орозкул на протяжении всего произведения? Изменился ли он, попав в ситуацию морального выбора?

- Нужно ли выполнять свои обещания?

- Как бы вы поступили на месте Момуна?

- Можно ли было по-другому решить эту ситуацию?

Подвести учащихся к выводу: дед Момун всегда старался жить для других, возможно это часто принимали за слабохарактерность, но в этой ситуации нравственного выбора он доказал, что он человек с сильной волей. Момун долго не мог принять решение и уйти от Орозкула, но не потому что боялся за себя, он переживал за свою дочь - бездетную Бекей, на которой в очередной раз отыграется зять. Но в этот раз он не мог подвести своего внука, ведь он ему обещал и к тому же никто не любил этого мальчика так, как Момун.

2. Дед Момун, веривший в легенду о Матери-прародительнице, считавший, что маралы - божественные животные, убивает матку марала, убивая при этом веру в добро и чудеса у Мальчика. Чтение эпизода.

- Так вот, значит, - Сейдахмат охотно принялся повторять уже

рассказанное. - Только мы стали подъезжать к маралам, а они стояли на опушке в леску, все три. Только мы привязали коней к деревьям, старик мой вдруг хватает меня за руку. "Не можем, - говорит, - мы стрелять маралов. Мы - бугинцы, дети Рогатой матери-оленихи!" А сам смотрит на меня, как ребенок. Умоляет глазами. А я - хоть стой, хоть падай - подыхаю со смеху. Но не засмеялся. А, наоборот, так это серьезно. "Ты, что, - говорю, - в тюрьму хочешь угодить?;) - "Нет", - говорит он. "А ты знаешь, что байские сказки эти, придуманные в темные байские времена, чтобы, значит, запугивать бедняцкий народ!" А он тогда и рот раскрыл: "Да что ты?" - говорит. "Вот то-то, - говорю, - ты эти разговорчики оставь, а не то не посмотрю, что старик, напишу на тебя куда следует".

- Ха-ха-ха! - рассмеялись дружно сидевшие.

И больше всех Орозкул. Уж он-то хохотал в усладу.

- Ну, а потом подкрадываемся мы. Другой бы зверь давно сиганул бы, и

след простыл, а эти полоумные маралы не бегут, вроде бы и не боятся нас. Ну, тем лучше, думаю, - прихвастывая, рассказывал пьяный Сейдахмат. - Я впереди с ружьем. Старик позади. И тут на меня сомнение напало. В жизни я еще воробья не подстреливал. А тут такое дело. Не попаду - рванут по лесу, и ищи их. Попробуй угонись за ними. Уйдут за перевал. Кому это нужно, такую дичь упускать? А старик у нас охотник, медведя валил в свое время. Я ему и говорю: "Вот тебе ружье, старик, стреляй". А он ни в какую! "Сам, - говорит, - стреляй". А я ему: "Да я же пьяный", - говорю. И сам шатаюсь, вроде на ногах не стою. А он видел, когда мы вывезли бревно из реки, с вами же вместе бутылочку распили. Вот я и прикинулся.

- Ха-ха-ха!..

- "Я не попаду, - говорю, - уйдут маралы, второй раз не вернутся. А нам

с пустыми руками не стоит возвращаться. Сам знаешь. А то смотри. Зачем нас сюда послали?" Молчит. А ружье не берет. "Ну, - говорю, - как хочешь".

Бросил я ружье и вроде бы ухожу. Он за мной. "Мне, - я говорю, - все равно,

выгонит меня Орозкул, пойду в совхоз работать. А ты куда на старости?"

Молчит. И я так это, потихоньку, для картины, значит:

С рыжих, рыжих гор

Я приехал на рыжем жеребце.

Эй, рыжий купец, открывай двери!..

- Ха-ха-ха!..

- Поверил, что я и впрямь пьян. Пошел за ружьем. Я тоже вернулся. Пока мы пререкались, маралы наши ушли чуть подальше. "Ну, - говорю, - смотри, уйдут, не догонишь. Стреляй, пока они непуганы". Взял старик ружье. Стали подкрадываться. А он все шепчет, как полоумный: "Прости меня, Рогатая мать-олениха, прости..." А я ему свое:

"Смотри, - говорю, - промажешь - убегай вместе с маралами куда глаза глядят, лучше не возвращайся".[1;183]

Вопросы: - С какой интонацией рассказана эта история?

- Что повлияло на решение Момуна убить марала?

- Какие чувства он при этом испытывал?

- Можно ли сказать, что старик убил и свою мечту?

- Как бы вы поступили на его месте, обоснуйте свой ответ?

- Докажите, что Момун искренне верил в легенду и всей душой не хотел убивать марала.

Подвести учащихся к выводу: в этой ситуации выбора много подводных камней. В ней присутствуют много незримых участников: дочь Момуна, избиваемая зятем, «бабка», постоянно упрекающая деда в неповиновении, Мальчик, в чью душу старик так долго закладывал законы добра. Ситуация быстротечна, у Момуна не было времени взвешивать плюсы и минусы, в какой-то момент он почувствовал безысходность и подчинился воле других.

3. Мальчик, увидев труп марала, пьяного деда, толпу разгорячённых мужчин во главе с Орозкулом, бросился в Иссык-Куль и утонул. Чтение эпизода.

«- Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, ата, я уплыву. А когда придет Кулубек,

скажи ему, что я сделался рыбой.

Старик ничего не отвечал.

Мальчик побрел дальше. Спустился к реке. И ступил прямо в воду.

Никто еще не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе

раздавалась пьяная песня:

С горбатых, горбатых гор

Я приехал на горбатом верблюде.

Эй, горбатый купец, открывай двери,

Будем пить горькое вино!..

Ты уплыл. Не дождался ты Кулубека. Как жаль, что не дождался ты Кулубека. Почему ты не побежал на дорогу. Если бы ты долго бежал по дороге, ты непременно встретил бы его. Ты бы узнал его машину издали. И стоило бы тебе поднять руку, как он тотчас бы остановился.

- Ты куда? - спросил бы Кулубек.

- Я к тебе! - ответил бы ты.

И он взял бы тебя в кабину. И вы поехали бы. Ты и Кулубек. А впереди по

дороге скакала бы никому не видимая Рогатая мать-олениха. Но ты бы видел ее.

Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу. Что не

доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему:

"Здравствуй, белый пароход, это я!"

Одно лишь могу сказать теперь - ты отверг то, с чем не мирилась твоя

детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение.

И в том еще, что детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без

зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди...

Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: "Здравствуй, белый пароход, это я!"[1;206]

Вопросы: - Разрушил ли Момун детские мечты Мальчика, убив мать-олениху?

- Кто был главным учителем в жизни Мальчика?

- Думал ли он, что умрет, когда бросится в Иссык-Куль, или надеялся

на то, что попадет в идеальный мир, где слова не рознятся с поступками?

- Что, по-вашему, означает слово совесть?

- Как вы понимаете фразу «детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает»?



© 2010-2022