Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Конституционное право»

Методические по выполнению практических заданий по дисциплине «Конституционное право». Для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения, 031001 Правоохранительная деятельность. Практическая работа студентов по закреплению знаний, полученных при изучении теоретического материала по курсу «Конституционное право» представляется в виде работы с нормативно-правовой базой в области конституционного законодательства с применением информационных технологий. Методические указания соде...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»


Методические указания

по выполнению практических заданий

по дисциплине «Право»


Для всех специальностей колледжа.



Составитель Зайцева С.С.




г.Перевоз

2014

Печатается по решению методического совета ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»



Методические по выполнению практических заданий по дисциплине «Право». Для всех специальностей колледжа/ - Перевоз, 2014.-



Аннотация

Практическая работа студентов по закреплению знаний, полученных при изучении теоретического материала по курсу «Право» представляется в виде работы с нормативно-правовой базой в области основ права с применением информационных технологий. Методические указания содержат ____заданий.

Учебное пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, рекомендовано для всех специальностей колледжа.



Рецензент: Сумина Е.Н. - преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

Введение

Практикум по основам права является учебным пособием для проведения практических занятий и выполнения самостоятельных (домашних) практических заданий студентами колледжа.

Основная задача практических и самостоятельных занятий - научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям.

В предложенных задачах излагаются определенные фактические обстоятельства и формулируются вопросы, подлежащие разрешению. В тексте задачи содержатся все необходимые данные для решения, кроме случаев, когда в задаче предусмотрены варианты решений при изменении фактических обстоятельств.

Практикум - самая сложная часть главы. Она содержит в себе задания, целью которых является работа с текстом того или иного законодательного акта, разрешение на его основе конкретной юридической ситуации. В ряде случаев вам будет предложено, опираясь на соответствующие образцы, самостоятельно составить важнейшие юридические документы: доверенность, жалобу, исковое заявление в суд. Выполнение таких заданий требует внимательности и точности. Вместе с тем практикум содержит другие задания, которые не имеют однозначного решения. Выполняя эти задания, вы прежде всего должны постараться аргументировано изложить и защитить именно свой ответ, свою точку зрения.

При выполнении практических заданий, студенты пользуются Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом Российской Федерации и др.





Тема занятия: Правовая норма

Практическое занятие.

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание:

  1. Найдите норма права, содержащиеся в ст.12;13;14;27 Семейного кодекса РФ. Определите в них гипотезу, диспозицию, санкцию.

  2. Согласно ч.2 ст.38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанности родителей. При каком результате толкования данной правовой нормой возможно ее правильное применение?

  3. Как вы понимаете русскую пословицу: « Закон - что дышло, куда повернул,

Задание:

1. Заполните таблицу.

Система права и система законодательства

Вопросы для сравнения

Система права

Система законодательства

Что характеризует?

Чем обусловлена структура?

Из каких элементов состоит?


  1. Проанализируйте ст.71 и 72 Конституции РФ. Приятие законодательных актов в каких отраслях права находится в ведение РФ, а каких - в совместном ведении РФ и ее субъектов?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое правовая норма?

  2. Что такое система права? Каковы ее основные черты?

  3. Как соотносятся между собой система права и система законодательства? Почему система законодательства не всегда совпадает с системой права?

  4. Перечислите основные отрасли, составляющие систему российского права?

  5. Что такое правоотношение? Перечислите и раскройте признаки правоотношения.

  6. Из каких элементов состоит структура правоотношения?

  7. Перечислите факторы, которые могут влиять на дееспособность физического лица.


Задание:

1. Опираясь на Гражданский кодекс РФ, заполните таблицу.

Объем дееспособности субъектов гражданского права.

Возраст

Объем дееспособности

0-6 лет

6-14 лет

14-18 лет

С 18 лет


  1. В российском уголовном праве действует положение, согласно которому гражданин считается несудимым, если судимость снята либо погашена. Как называется данное положение?

  2. Вспомните вчерашний день и назовите те ситуации, в которых вы являлись субъектом правоотношений. Определите вид этих правоотношений.

Задание:

  1. Известный российский ученый А.А. Яковлев писал: «Точно так же,как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности».

Согласны ли вы с его точкой зрения? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

  1. Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдет, так как он опытный водитель. Однако, он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

Опираясь на ст.109;125 УК РФ, квалифицируйте содеянное. Назовите все элементы состава совершенных Ивановым преступлений.

Вопросы для самопроверки

  1. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения.

  2. Что такое правонарушение? Каковы ее признаки?

  3. Какие виды юридической ответственности вы знаете?

Библиографический список:

  1. Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональое образование)

  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 342014года).

  3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

4.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. на 2014 г. N 14-ФЗ

Тема занятия: Конституция РФ - Основной закон государства. Основы конституционного строя РФ.

Практическое занятие.

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание:

1. Заполните таблицу.

Признаки государства

Признак государства

Сущность признака

(что он означает)


  1. Используя текст Конституции РФ, изобразите ее структуру в виде схемы, отразив на ней преамбулу, разделы и главы.

  2. Опираясь на текст гл.9 Конституции РФ, изобразите в виде схемы порядок внесения поправок в российскую Конституцию.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятию «государство». Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?

  2. Что такое форма правления? Какие формы правления вам известны? Какая форма правления существует в РФ?

  3. Что такое политический режим? Какие виды политических режимов вы знаете? Какое политический режим существует в РФ?

Библиографический список:


  1. Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональное образование)

  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 2014 года).

  3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. от 29 февраля 2014г. N 14-ФЗ

Тема занятия: Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

Практическое занятие.

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание:

  1. В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ предусматривает, что ограничение некоторых допускается только на основании федерального закона и каждый раз должно осуществляться с соблюдением дополнительной гарантии - с санкции (по решению) суда. Опираясь на текст главы 2 Конституции РФ, перечислите права, которые могут быть ограничены.

  2. Опираясь на положение ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, перечислите те права человека и гражданина, которые не могут быть ограничены даже в условиях чрезвычайного положения в стране.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется правовым статусом личности? Перечислите элементы правового статуса личности.

2. Что такое гражданство?

3. Какие виды прав человека вам известны?

Библиографический список:

  1. Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональное образование)

  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 2014 года).

  3. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. от 29 февраля 2014г. N 14-ФЗ




Тема занятия: Система органов государственной власти в РФ

Практическое занятие. Решение задач по теме

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание:

  1. Опираясь на текст ст. 93 Конституции РФ, изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры импичмента Президента РФ.

  2. Объясните смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан».

  3. Используя Конституцию (устав) субъекта РФ, на территории которого вы проживаете, составьте схему, отражающую систему органов власти данного субъекта. Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятия «государственный орган». Какие виды государственных органов вы знаете?

  2. Перечислите стадии законодательного процесса в РФ.

  3. Перечислите федеральные органы исполнительной власти.

Библиографический список:


1.Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональное образование)

2.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 2014 года).

3.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

4.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. от 29 февраля 2014. N 14-ФЗ


Тема занятия: Судебная система РФ

Практическое занятие.

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание.

1.Укажите, какие принципы судопроизводства нашли отражение в приведенных ниже высказываниях:

а) «Идея судебного процесса заключается в том, что если заставить двух лжецов разоблачать друг друга, то правда выплывает наружу» (Б.Шоу)

б) «Честный судья осуждает преступление, а не преступника» (Сенека)

в) «Решение, вынесенное лицом,к оторое не является судьей, не имеет значения» (латинская пословица).

2. Объясните высказывание греческого философа Платона: «Справедливые судьи подобны портным, дело которых зашивать порванное платье».

Вопросы для самопроверки

  1. Что называют судебной системой РФ? Опишите ее структуру.

  2. Какие виды судов вам известны?

  3. Опишите порядок рассмотрения судебных споров.

  4. Как и в какие сроки можно обжаловать судебное решение?


Библиографический список:

1.Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональное образование)

2.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 2014 года).

3.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

4.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. от 29 февраля 2014г. N 14-ФЗ

Тема занятия: Правоохранительные органы РФ

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

  • оформлять акты гражданского состояния

Задание.

  1. Районный прокурор, проверяя соблюдение законодательства о труде в ЗАО «Краб», установил, что приказы генерального директора ЗАО противоречат установленному законом порядку предоставления отпусков и отгулов рабочим ЗАО.

В какой форме прокурор должен отреагировать на выявленные нарушения закона?

  1. Согласно УПК РФ, участие защитника в судебном разбирательстве по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель, обязательно. Объясните, почему законодательством установлено такое правило?

  2. Известный римский философ Цицерон писал: «В защитнике должен соединиться художник,оратор и юрист». Поясните его мысль.

Библиографический список:


1.Основы права: учебник / В.В.Румынина - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : ФОРУМ, 2011. 256 с. - (Профессиональное образование)

2.Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 30 ноября 2014 года).

3.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

4.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ изм. от 29 февраля 2014г. N 14-ФЗ

Тема занятия: Заключение и расторжение брака с применением норм иностранного семейного права.

Практическое занятие. Решение задач по теме

Цели и задачи выполнения практического задания:

  • оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

  • умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

Задание: 1. Решение задач

Алгоритм выполнения

Решать практические задачи необходимо в следующей последовательности:


  1. внимательно прочитать условие задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;

  2. если в задаче приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность;

  3. проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.

  4. для обоснования решения использовать руководящие постановления Пленумов Верховного суда РФ

  5. на основе подробного анализа семейного законодательства и судебной практик сделать вывод по каждому условию задачи.

Методические указания к решению ситуационных задач

Внимательно прочитайте задачу. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения

существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).

Определив характер правоотношения, необходимо установить, нормами семейного или/и гражданского законодательства оно регулируется и, рассуждая, дать полные и аргументированные ответы на поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на соответствующие статьи СК РФ или/и ГК РФ.

Задача №1. . Вероника Огурцова, находясь в туристической поездке в Испании, заключила в соответствии с законодательством этой страны в религиозной форме брак с гражданином Испании и осталась проживать там. У супругов родился сын. По истечении двух лет Вероника вернулась с ребенком в Российскую Федерацию, решила расторгнуть брак и взыскать алименты на несовершеннолетнего сына. Она обратилась в суд, где ей отказали в приеме искового заявления, ссылаясь на то, что ей следует обратиться по месту регистрации брака.

Прав ли суд? Может ли гражданин РФ, постоянно проживающий за ее пределами, расторгнуть брак в РФ? Будет ли действительным брак, заключенный по религиозному обряду в Испании? Может ли В.Огурцова взыскать алименты на несовершеннолетнего ребенка?

Задача №2. Бездетные супруги Элина и Артур Ланцы - граждане США решили усыновить 3-летнего ребенка двоюродной сестры супруги - Элины Ланц- Анны, проживавшей в Российской Федерации и погибшей в авиакатастрофе. Орган опеки и попечительства, куда они обратились, сообщил, что они могут обратиться к ним через три месяца и смогут усыновить ребенка, если не будет возможности усыновить его в Российской Федерации.

Прав ли орган опеки и попечительства? Каким законодательством регулируются отношения по установлению усыновления? В каком нормативном акте дается перечень документов, необходимых для усыновления?

Тест для самоконтроля:

Вопрос 1. Может ли иностранный гражданин, будучи недееспособным, зарегистрировать брак в нашей стране, если законодательство его страны не запрещает ему этого?

а) нет,

б) да,

в) да, если у него нет иных заболеваний.

Вопрос 2. Каким законодательством определяется порядок заключения брака с иностранными гражданами на территории РФ?

а) законодательством РФ,

б) законодательством страны, гражданином которой является иностранец,

в) для каждого из брачующихся - законом его страны.

Вопрос 3. Может ли гражданин РФ, проживающий за пределами РФ, расторгнуть брак с супругом-иностранцем в суде РФ?

а) нет,

б) да,

в) да, но только в тех случаях, если супруг-гражданин СНГ.

Вопрос 4. Требуется ли при усыновлении российским гражданином на территории РФ ребенка-иностранца согласие ребенка?

а) нет,

б) да, в соответствии с законодательством РФ,

в) да, если это требуется в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок.

Вопрос 5. Каким законодательством определяются алиментные обязательства в международных правоотношениях?

а) законодательством РФ,

б) законодательством государства, на территории которого субъекты обязательства имеют совместное место жительства,

в) законодательством государства, которым предусмотрен больший размер алиментов.

Вопрос 6. Что означает понятие "консульский брак"?

а) брак, заключенный в консульском учреждении,

б) брак, заключенный с консулом,

в) любой брак, заключенный за пределами РФ.

Вопрос 7. В каких случаях допускается усыновление российских детей иностранными гражданами?

а) не допускается ни при каких обстоятельствах.

б) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ,

в) допускается только в случаях, если усыновители проживают в развитых странах с континентальной правовой системой.

Вид контроля: Защита работы

Библиографический список:

  1. Семейное право: Учебник/ Гонгала Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю, Рузакова О.А. М: Статус, 2008.-214с

  2. Семейное право: Учебник/ Ильина О.Ю. М: ЮНИТИ, 2010 -174с

  3. ФЗ «об актах гражданского состояния» действующего состояния

  4. Гражданский кодекс РФ действующего состояния

  5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (с изменениями на 30 ноября 2014 года).


© 2010-2022