Статья Учебные дисциплины «Русский язык», «Русский язык и культура речи» и их роль в овладении профессиональных компетенций

 Учебные дисциплины  «Русский язык», «Русский язык и культура речи» и их роль  в овладении профессиональных компетенций. Краснюк Светлана Басировна, преподаватель русского языка  Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И.Козлова В  профессиональное образовательное учреждение я пришла работать 10 лет назад из школы. Тогда я не задумывалась о профессиональной направленности на уроках общеобразовательного цикла, о контекстном обучении. В связи с этим и мотивация сту...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебные дисциплины «Русский язык», «Русский язык и культура речи» и их роль в овладении профессиональных компетенций.

Краснюк Светлана Басировна,

преподаватель русского языка

Самарского техникума авиационного

и промышленного машиностроения

им. Д.И.Козлова

В профессиональное образовательное учреждение я пришла работать 10 лет назад из школы. Тогда я не задумывалась о профессиональной направленности на уроках общеобразовательного цикла, о контекстном обучении. В связи с этим и мотивация студентов на уроке была низкой. Многие студенты высказывали мысль о том, что окончив техникум, не будут работать по профессии. Работодатели также сетовали на то, что молодые специалисты не остаются в профессии. Необходимы были изменения в преподавании на всех уровнях профессионального образования.

С введением ФГОС изменились требования к преподаванию. Группы обозначены в соответствии с получаемой специальностью ТМ - «Технология машиностроения», ИС - «Информационные системы» и т. д., пересмотрены программы, в них появились темы профнаправленности, которые в результате сформируют ОК и ПК.

Какова же роль дисциплин «Русский язык» и «Русский язык и культура речи» в формировании профессиональных компетенций? Ещё раз пересмотрев программу по данным дисциплинам, я пришла к выводу, что работать в этом направлении ещё придётся много, т.е. необходимо добавить темы по профнаправленности, подготовить дидактический материал, УМК, контрольно-оценивающие средства и т.д.

Сделаю небольшой обзор работы по профнаправленности на уроках дисциплин «Русский язык» и «Русский язык и литература».

В программе дисциплины «Русский язык» в конце октября, начале ноября предусмотрено написание сочинения на тему «Моя будущая профессия, специальность».

В сочинении студенты должны ответить на следующие вопросы:

  1. Почему я выбрал эту профессию? Почему поступил в СТАПМ?

  2. Что я знаю о профессии?

  3. Как профессия востребована на рынке труда?

  4. Куда пойду работать после получения диплома?

К сожалению, проучившись почти 2 месяца, студенты понятия не имеют, что писать, у них отдаленное представление о том, чем они будут заниматься по специальности, поэтому проводилась дополнительная работа по изучению требований к специалисту, его профессиональных качеств.

Вот выдержки из сочинений студентов:

(Семёнкина Екатерина, группа №11 «Станочник»)

«Профессия станочник известна с давних пор. Учиться по этой профессии я пошла совершенно случайно.

Станочник широкого профиля - это рабочий, выполняющий обработку деталей из металла, дерева и других твёрдых материалов. Вся обработка происходит на токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных и других станках, станочник должен знать каждый из этих станков.

Станочник работает на предприятиях машиностроения и металлообработки в механических целях, ремонтных службах.

Я думаю, что для меня эта профессия подходит. Я уже проучилась почти три месяца и мне очень нравится изучать все станки.

Эта профессия очень востребована на рынке труда. В данный момент станочники широкого профиля получают около тридцати тысяч рублей. После окончания учёбы я пойду работать на завод ЦСКБ - Прогресс, так как когда я поступая учиться в этот техникум, я заключила договор с этим заводом»

(Силантьев Евгений, группа ИС-1)

«В нашей жизни есть множество профессий. Одна из них, это техник информационных систем. Эта профессия интересна тем, что программирование - это площадка для творчества. Благодаря этой профессии, развивается логическое мышление и так же повышаются знания в области математики.

Почему я выбрал эту профессию? Меня привлекает то, что IT-индустрия не стоит а месте, и с каждым годом прогресс двигается вперёд. Необходимо изучить различные языки программирования, научиться строить и моделировать различные проекты, строить SQL структуры, разрабатывать различные мобильные приложения, и приложения для персональных компьютеров. Закончив обучение, можно работать системным администратором, системным аналитиком и т.д.

Я считаю, что данная профессия довольно востребована, т.к. специалисты нужны всегда, а если человек способен обучаться, то получение дополнительных навыков, поможет человеку двигаться по карьерной лестнице.»

(Дмитрович Татьяна , группа ТМ-1)

«В детстве я хотела быть врачом или стать учителем. В школе я задумалась о своей профессии. С пятого класса хотела поступить в самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения.

Что я знаю о своей профессии?

Мне интересно узнать, как получить из цельного куска материала определённую форму детали с данными свойствами, чтобы она стояла звеном для правильной работы всего механизма. Мне интересно, как из бесформенной или простой заготовки получе7ие полностью нужной детали. Интересно узнать о свойствах материалов, открыть для себя много нового. Изучая различные дисциплины, получая знания о материалах, о принципах изготовления деталей, обустройстве и назначения станков, обрабатывающего оборудования. Все эти навыки и умения помогут мне в дальнейшем стать специалистом в данном направлении.

Чтобы получить знания, понадобиться изучение множества разных дисциплин.( математика, физика, черчение и другие.)

Изучения дополнительной литературы. Для приобретения навыков и умений мне потребуется пройти практические занятия в учебных мастерских, а потом на производстве.

Почему я выбрала эту профессию? Это позволит мне стать специалистом и работать в любой сфере, в любом производстве, где используются детали механизма.

Технология машиностроения имеют общую основу в любом производстве.

И ещё на мой выбор повлияло то, что моя мама сама работает на заводе.

(Гаврюшин Сергей, группа №12 «Сварщик»)

Ещё, когда я учился в школе, мечтал быть сварщиком. Моя мечта сбылась. В 2013 году я поступил в Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения, чтобы получить профессию « Сварщик» Техникум очень нравится.

Сварщик обязан знать сплавы материалов, сварочное оборудование, сварное дело. Должен уметь варить разными швами, под любым углом.

Очень приятно, когда остаётся воспоминания о сварке, когда идёшь вечером возле дома и знаешь, что варил его ты. Сварщики - мужики, сказал- сделал!

Сварщики востребованы в различных средах жизни и под водой, в космосе, в строительстве, производстве и так далее.

После окончания техникума я пойду работать на завод ЦСКБ- Прогресс сварщиком.

Из сочинений видно, что студенты писали это сочинение с удовольствием, данная тема им близка, и сдали они эту работу вовремя.

В программе есть темы профнаправленности:

«Функциональные стили речи», где студенты изучают официально-деловой стиль речи, профессиональную лексику, которая будет необходима студентам при изучении специальных дисциплин. Такие уроки нравятся студентам, т.к. лексика подобрана с учетом специальности или профессии.

В программе дисциплины «Русский язык и культура речи» все практические работы предусмотрены с учетом профнаправленности.

Это такие работы как:

  1. Требования к речи специалиста.

  2. Составление профессионально-направленного текста с использованием терминов.

  3. Оформление деловых бумаг (написание заявления, резюме, расписки, доверенности и т.д.)

В заключении хочу сказать, что преподавание в контексте профессии или специальности требует от преподавателя огромных усилий, подготовки, наработки дополнительного материала, создания УМК дисциплины с учетом профнаправленности, но этой работой необходимо заниматься, чтобы сформировать общие и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.


© 2010-2022