«Пусть муки творчества станут радостью»

«Пусть муки творчества станут радостью» Язык слов хорош уж тем, что без него у нас не было бы стихов. Поэзия делает жизнь полнее, выразительней, а нас – чувствительней к слову и красоте. Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных мыслей, чувств и переживаний, отдельных состояний характера в определенный момент жизни. Особенность и сила воздействия лирики заключаются в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), вы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Пусть муки творчества станут радостью»

Язык слов хорош уж тем, что без него у нас не было бы стихов. Поэзия делает жизнь полнее, выразительней, а нас - чувствительней к слову и красоте.

Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных мыслей, чувств и переживаний, отдельных состояний характера в определенный момент жизни. Особенность и сила воздействия лирики заключаются в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство. Повышенная эмоциональность содержания лирических произведений связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку.

В лирике первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому, главное ее особенность в том, что она сосредоточена на изображение внутреннего мира человека. Лирические стихотворение - это слова « отягченные смыслом, наполненные им» . /А.А. Блок/

Анализ поэтического произведения - это попытка приблизиться к позиции автора, сопереживание, разговор «из души в душу». Это воображение и способность чувством отозваться на текст. Главное - постижение стихотворения и ни в коем случае не подмена анализа описанием личных впечатлений от этого произведения.


3. Основы стихосложения

Стихотворения нравятся многим, они складные: в них ударные и безударные слоги расположены по порядку, они чередуются. Вот это и есть ритм (от греч.) «соразмерность» - периодические повторы в стихотворной речи однородных элементов. В.В. Маяковский писал: «Основа всякой поэтической мысли - ритм, основная сила, основная энергия стиха».

Важна в стихотворении и рифма - одинаковое и сходное звучание концов в стихотворных строчках:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда.

Одно персидское сказание о происхождении рифмы свидетельствует о том, что она была порождена любовью. Сказание повествует о любви некоего Байрама и его рабыни Диларам, которая так боготворила своего повелителя, что на каждую его фразу отвечала словами, созвучными по словам и по звуку, и по ритму. Таким образом, оба стали говорить рифмованными стихами. Вот отсюда и пошло стихосложение. Действительно ли так? Важно одно: стихи надо писать с любовью, вкладывая в них свою восторженную чистую душу.

Не любая рифмовка может стать искусством слова. Надо отделять понятие «стихотворение» от понятия «рифмотворение».

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Есть ритм, рифма, но нет поэзии, то есть образности сравнительных оборотов, глубины замысла.

Можно ли научиться писать стихи?

Стать настоящим поэтом трудно, а ведь попробовать свои силы могут многие. Это занятие доставляет удовольствие, только надо освоить элементарные правила стихосложения.

Сначала надо научиться рифмовать строки. Например, провести конкурс: « Кто больше и лучше?»

- тетрадь - кровать - спать - спять - взять

- задача - удача - дача - сдача - иначе

- молотьба - гурьба - косьба

- прибой - с тобой - сбой - вой - отбой

- годы - заводы - взводы - воды - лодыри

Конкурс « Стань соавтором». На экране строки с пропущенными словами. Кто подберет слово близкое авторскому:

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь…

Пробежал по крыше.

/в серебряных сапожках; крупные капли по крыше - звонкие кованые сапожки/.

Еще интересный конкурс: «Из рассыпавшихся строк собери стихи, дружок». Каждая группа получает конверт с разрезанными строками, составленные стихи читают вслух.

Следующий конкурс: «Сложи строки по рисункам». Подбираем рифму к строчке под картинкой.

Например, божья коровка ползла по ромашке…

- У Божьей коровки в горошек рубашка.

- А как бы вы продолжили такую строчку:

- Божья коровка ползла по листочку.

- Красные крылышки в черную точку.

Второй рисунок и подбор рифмы:

Плывут по небу облака…

- И я кричу им в след: « Пока!»

- У них дорога далека.

Конкурс «Как археологи из древних черепков, воссоздадим стихи из этих слов».

Почему не меркнет ель

Даже в сильную метель?

Потому что елка

И зимой в иголках.

«Подключи воображение и придумай продолжение». (двустишие)

- Взошла на небе полная луна…

- Подари мне ромашек букет…

- Ветер качает березы…

- Мороз разрисовал окно…

Игра «Соревнование с автором». (На экране дано стихотворение с пропущенными эпитетами. Обсуждение ведется в группах).

Например, стихотворение А.А.Фета:

(Чудная) картина,

Как ты мне родна.

(Белая) равнина

(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

Игра в рифмы полезна тем, что она развивает память, расширяет словарный запас, помогает запомнить трудные слова.

- Попробуйте сочинить несколько строк о розе. Трудно?

А вот в программу Лицея, где учился А.С. Пушкин, включали упражнения, как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли. Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Господа призадумались лишь один только Пушкин в миг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори: Вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

1815г.

Рифма в творчестве играет большую роль, но если эту роль рифм выделить умышленно, как специальное задание, то получится буриме. Буриме - от «зарифмованные концы», сочинение стихов на заранее заданные рифмы. В XVIII веке популярное салонное развлечение. Александр Дюма в XIX веке был организатором конкурса на лучшие буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений. Буриме дает возможность блеснуть остроумием, продемонстрировать умение владеть словам. Сочинять подобные стихи - очень непростая задача и не сразу может получиться, но если очень захотеть, постараться, вложить душу, проявить выдумку, то должно получиться интересно.

Вот примеры рифмованных строк к данному началу, составленные пятиклассниками

Например,

В зоопарке плачет слон:

Увидал мышонка он…

I вариант

Слон на дерево залез

Второй день уже не ест.

Испугался не на шутку

Эту серую малютку.

II вариант

Мышка бегает, где хочет

Дразнится и рожи корчит.

III вариант

А мышонок хоть куда,

Не боится он слона.

Шла собака по роялю,

Говоря примерно так…

Я по клавишам гуляю

И играю точно в такт,

Прямо в ноты попадаю,

И гордится мною Бах

Или

Я сольфеджио учу,

Песни сочинять хочу,

Чтобы хор собачий наш

Перепел бы «Big Time Rush»

Вы слыхали: на базаре

Чудо-птицу продавали…

Чудо-птица - пеликан,

У него во рту карман,

А в кармане там лягушка,

Для неё карман ловушка.

Удивляется народ,

Почему сердит Федот.

Потому, что у Федота

Очень трудная работа.

А работа такова-

Бить баклуши без конца.

или

А Федот печалится:

Из рук у него все валится

или

Потому, что у Федота

Целый день одна забота:

Отгонять осу с компота.

4. Тропы и стилистические фигуры. Синквейн и диамант

Основой работы при анализе лирического стихотворения является постижение слова и образа. Лирическая поэзия - это тайна языка, слова, которое приобретает особую выразительность. В контексте оно связано с другими слова множеством стилистических, смысловых, грамматических, синтаксических и прочих связей. «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них существует стихотворение», - писал А.А.Блок

Тропы (от.греч. - поворот) - обороты речи, употребление слов и выражений в переносном смысле. Тропы - преобразование, переосмысление единиц языка. В их основе лежит сопоставление двух понятий, представляющихся нашему сознанию близкими. Тропы играют определённую роль в создании образа, в воплощении темы и идеи. Вместе с фигурами речи (обороты речи, синтаксические конструкции, усиливающие выразительность высказывания) тропы называют «цветами красноречия». Их более двухсот видов.

Средства выразительной речи


Языковое средство

Определение приема

Примеры

Аллегория

(высказы-вание)

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегорическое изображение войны 1812г. В басне И.А. Крылова «Волк на псарне»

Аллитера-ция

Повторение в тексте согласных звуков.

Знакомым шумом шорох их вершин. Меня приветствовал.

(А. Пушкин)

Анафора

Повторение слов, словосочетаний в начале предложений

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья…

(М. Лермонтов)

Антитеза

Контраст, противопоставление явлений и понятий

Я царь - я раб, я червь - я Бог!

(Г. Державин)

Ассонанс

Повторение в тексте ударных гласных звуков.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм…

(А. Пушкин)

Бессоюзие

Намеренный пропуск союзов

Швед, русский - колет, рубит, режет.

(А. Пушкин)

Гипербола

Художественное преувеличение

Я видывал, как она косит:

Что взмах - то готова копна!

(Н.А. Некрасов)

Градация

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимость

Они, эти овощи, действительно были синие,

вернее сказать - темно-лиловые, почти

черные, глянцевитые, какие-то кожаные.

(В. Катаев)

Именитель-ный

(падеж) темы

Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста

Пушкин … Это светлое имя сопровождает на всю жизнь

Инверсия

Нарушение прямого порядка слов

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит…

(А. Пушкин)

Ирония

Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка

Отколе, умная, бредешь ты голова? (об Осле) (И. Крылов)

Компози-ционный стык

Литота

Повторение в начале нового предложение слов, заключающих предыдущее

Художественное преуменьшение

На заре зарянка запела. Запела и чудом

соединила в песне своей все шорохи,

шелесты… (Н. Сладков)

… И уж листок с деревом шумит. Поют птички.

(В. Тредиаковский)

Метафора

Перенос значения с одного

явления или (предмета) на другое на основе сходства между ними

Жизнь в Гремячем Лугу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным

препятствием.

(М. Шолохов)

Метонимия

Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений

Черные фраки мелькали и носились, врозь и кучами, там и там…

(Н. Гоголь)

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.

(В. Инбер)

Окказиона-лизмы

(неологизмы)

Индивидуальные авторские словообразования

… В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины.

(Г. Смирнов)

Оксюморон

(оксиморон)

Сочетание противоположных по значению слов

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.

(А. Блок)

Олицетво-рение

Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет

Луна хохотала, как клоун.

(С. Есенин)

Парное соединение однородных членов

Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей.

Парцелляция

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной.

Перифраз(а)

Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явление заменяется его признаком

Унылая пора! Очей очарование! (об осени)

(А. Пушкин)

Риторичес-кий вопрос, восклицание, обращение

Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия

Какие радости в чужбине? Они в родных краях…

(К. Батюшков)

Сарказм

Высшая степень проявление иронии

Все стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом.

Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…)

… И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Синтакси-ческий параллелизм

Сходное параллельное построение фраз, строк

Привяжите руку к туловищу - она

отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить - высохнет его душа

(С. Соловейчик)

Сравнение

Составлений явлений или понятий с целью выделить особо важный признак

Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево

(И. С. Тургенев)

Умолчание

Прерванное высказывание,

дающее возможность

домысливать, размышлять

Что со мной?

Отец… Мазепа…

(А. Пушкин)

Эпитет

Образное определение,

характеризующее свойство,

качество какого-либо лица,

явление предмета

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

(М. Лермонтов)

Эпифора

Повторение слов, словосочетаний в конце предложений

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н. Гоголь)



1. Наблюдение над языковым материалом

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье стон,

И смерть и ад со всех сторон.

(А. Пушкин)

Мне грустно от того, что весело тебе.

(М. Лермонтов)

В каждом слове бездна пространства;

каждое слово необъятно, как поэт.

(Н. Гоголь)

Я только с благоговением смотрю на вас,

когда, склонившись тихо,

вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете

(А. Пушкин)

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

будто сосенка, во сыром бору,

Под смолистый под корень подрубленная.

(М. Лермонтов)

Есть речи - значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

(М. Лермонтов)

2. Найдите тропы, стилистические фигуры и их виды.

Почему в языке отошедших людей

Были громы певучих страстей?

И намеки на звон всех времен и пиров,

И гармония красочных слов?

Почему в языке современных людей

Стук ссыпаемых в яму костей?

Подражательность слов, точно эхо молвы,

Точно ропот болотной травы?

Потому что когда, молода и горда,

Между скал возникла вода,

Не боялась она прорываться вперед,

Если станешь пред ней, так убьет.

И убьет, и зальет, и прозрачно бежит,

Только волей своей дорожит.

Так рождается звон для грядущих времен,

Для теперешних бледных племен.

(К. Бальмонт)

В качестве творческих заданий обучающимся можно предложить сочинять синквейн и диамант. Слова «синквейн» французское, обозначает «пять строк», при его написании существует определенное правило:

- I строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Кто? Что

- II - два слова чаще всего прилагательное или причастие. Они дают описание признаков и свойств выраженного предмета или объекта. Какой?

- III - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Что делает?

- IV - из четырех слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету или объекту. Что автор думает о теме?

- V - одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. Кто? Что?

Синквейн Она

образный, точный интересная, фантастическая

обобщает, развивает, обучает рассказывает, развлекает, воспитывает

выражение многого в немногих словах Учение - свет, неученье - тьма

Творчество книга

Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, приведённая в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания обучающихся. Это прием, позволяющий развивать способности, резюмировать информацию, излагать идеи, чувство и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Универсальность этого приема поражает, его можно использовать на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот вид работы изменяет атмосферу в классе, делает ее более творческой; Во-вторых, способствует улучшению эмоционального состояния учеников; В-третьих, позволяет учителю проверить, как они запомнили текст, нравится им произведение, определить отношение детей к тому или иному персонажу.

Составление даймонда (диаманта) - семь строк

- I - первая и седьмая - два существительных- два противоположных мнения. Тема

- II - два прилагательных или причастия, обозначающих признаки первого существительного. Определение

- III - три глагола или деепричастие. Действие

- IV - из четырёх слов (два слова характеризует первое существительное, а два остальных - контрастные ему).

- V - три действие (глагол, деепричастие).

- VI - два прилагательных (определение).

Гипербола Обломов

огромное, наибольшая ленивый, добрый

преувеличивает, преумножает, лежащий, мечтающий, умирающий

расширяет

Гулливера превращает в Мальчика пассивность, бездействие, угасание

с пальчика обломовщина

преуменьшает, умаляет, суживает работающий, решительный, живучий

краткая, наименьшая настойчивый расчетливый

Литота. Штольц.

Любое лирическое произведение надо воспринимать сердцем и уже потом анализировать и обобщать его содержанию.



5. Слагаемые анализа поэтического текста

Слагаемые анализа поэтического текста:

I. Первоначальная реакция.

После прочтения стихотворения, учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Высказывание непосредственное, а форма выражения мысли и чувств - произвольное.

II. Предварительные сведения:

  • Время создания стихотворения;

  • Чем вызвано его появление на свет?

  • Какому или какому событию посвящены?

  • С какими событиями в жизни поэта связано?

III. Смысл заглавия.

Оно помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического или сатирического плана.

IV. Жанровая специфика.

Определение жанра должно предшествовать идейно - тематическому анализу. Зная признаки лирических жанров, можно много сказать о содержании стихотворения.

Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода и послание.

V. Виды лирики.

Политическая, философская, любовная, гражданская и пейзажная. Деление условно, так как в одном стихотворении могут быть разные виды лирики.

VI. Тема стихотворения.

В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». Надо помнить, что в лирике важно не описание, а чувство поэта. Важно не Что описано, а КАК и КЕМ описано.

VII. Образный строй стихотворения.

Здесь изучаются образы, которыми населено произведение. «В настоящее время для обозначения этих картин употребляют термин «образ - переживание», который отражает глубокие чувство и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души». (Лисовский)

VIII. Идея произведения.

Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея - это своеобразный ответ на основные вопросы произведения. Идея - это мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, а перо - к бумаге». Если тема лежит на поверхности, то идею нужно извлечь из содержания.

IX. Пафос стихотворения.

Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает произведение, сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой стихотворения. Виды пафоса: героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и др.

X. Композиция стихотворения.

Это построение, архитектура произведения. «Композиция - это дисциплинирующая сила и организатор произведения». Её цель - расположить куски так, чтобы слитно они замыкались в полное выражение цели» . В поэтическом тексте составные части композиций слабо просматриваются. Рыбникова писала: « Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе». Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.

XI. Лирический герой.

Один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отожествлять с автором, даже если повествование ведется от первого лица.

XII. Звуковой строй стихотворения.

Говоря о нем, надо рассматривать фонетику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строй строф, стихотворный размер, рифмы).

XIII. Словесное строение текста.

Особенности лексики, морфологии, синтаксиса. Издавна они изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры, которые содержат в себе оценочность. В тропах - позиция автора.

XIV. Ассоциативный фон.

Ассоциативные связи, возникающие при чтении произведения.



6. Памятки для анализа лирического стихотворения

Памятка к анализу лирического произведения (для 5-7 классов):

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это произведение?

  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

  3. Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми)?

  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

  6. Перечисли наиболее яркие сравнения стихотворений. Какова их роль?

  7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты бы мог вспомнить строки этого стихотворения?

  9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому произведению?

Памятка к анализу лирического произведения (8-11 классов):

  1. Ваше читательское восприятие произведения.

  2. История создания произведения:

  • дата написания;

  • факты из биографии автора, связанные с созданием произведения, прототипы и адресаты

  1. Жанр стихотворения. Признаки жанра.

  2. Идейно-тематическое содержание стихотворения:

  • ведущая тема;

  • основная мысль, ее развитие;

  • эмоциональная направленность (настроение) произведения и способы ее передачи, развитие чувств.

  1. Образы лирического героя, сопоставление автора и лирического героя.

  2. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение.

  3. Особенности композиции стихотворения.

  4. Особенности стихотворных форм и их связь с идейным замыслом автора:

  • размер, особенности ритма;

  • рифма и способы рифмовки;

  • специфика строфики;

  • изобразительно-выразительные средства связи (тропы, стилистические фигуры, звукопись, цветопись, синтаксис).

  1. Место произведения в творчестве автора, культурно-исторический контекст эпохи.



7. Пример анализа стихотворения. Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Пример анализа лирического стихотворения
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».

- Душа… А что такое душа? (внутренний мир человека, нравственно-духовное развитие личности).

- Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души

+ -

радуется страдает

ликует тревожится

восторгается отторгается

заботится спит

- А можно добавить в каждый столбик по одному слову

трудится ленится

- Смогли бы вы сделать вывод о душе по этим её свойствам?

- Приведите в качестве примера ситуации, когда душа «трудится» и когда «ленится»

Вывод: душа самосовершенствуется бездельничает, деградирует.

- А теперь познакомимся со стихотворением
Н.А. Заболоцкого

Прочитайте памятку: «Выразительное чтение»

Памятка:

  1. Прочитайте стихотворения про себя.

  2. Выделите в тексте смысловые части.

  3. Обратите внимание на знаки препинания.

  4. Расставьте паузы и логическое ударение.

  5. О чем это стихотворение? Какое настроение вызывает?

  6. О чем заставляет задуматься стихотворение?

  7. Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

  8. Объясните лексическое значение непонятных слов: бурелом, ухаб, коль, узда, поблажка. Объясните значение фразеологизмов (их в стихотворении много): «толочь воду в ступе», «держать в черном теле», «не снимать узды», «сорвать последнюю рубашку».

Заполните таблицу

Лексические средства и их функции

Синтаксичес-кие средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворе-ния


Вопросы для заполнения таблицы:

- В каких образах и картинах рисует поэт душу? С помощью каких частей речи?

- Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему нужно держать в «черном теле»? Почему душа должна «жить с тобой по-человечьи»?

- Почему так много глаголов в повелительном наклонении?

- Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении?

- Какой смысл имеют восклицательные интонации и повторы?

- Почему в IV и V строфах автор не поставил в конце предложения восклицательный знак?

- Что в стихотворении противопоставляется:

Рабыня Царица

трудится ленится

постоянное движение остановилась в своем развитии,

гонят ее «по пустырю, бурелому» продолжает «толочь воду в ступе»

Вывод: Противопоставлены: бессмысленность существования человека и значение в его жизни труда и самоусовершенствования. Знание и навыки не приходят сами по себе, надо развивать разум и душу, не «спать в постели при свете утренней звезды», заставлять душу работать, «учить и мучить дотемна».

- Сделайте, пожалуйста, вывод самостоятельно по таблице: «Рабыня - царица».

Закалка души, желание стать настоящим человеком, упорная работа над собой

или

Стояние на месте, бессмысленное существование, деградация.

- Определите размер стиха и вид рифмы (ямб, рифма - перекрёстная)

- Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили! Какие образы и картины возникали бы в вашем воображении?

- Какова идея стихотворения? В каких строках она заключена?

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? (Расслабление губительно для человека: подавшись лени единожды, ты становишься её заложником).

- Слово учителя: Это стихотворение наполнено энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Оно воспринимается как завещание, как заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой. Заставляет задуматься: а каждый ли из нас живет в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Домашнее задание. Написать ответ на вопрос: Что делать, если душа сопротивляется труду.

8. «Пусть муки творчества станут радостью»

Анализ лирического текста требует особой тонкости, взволнованности, разговора «из души в душу» Н. Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией».

Стать настоящим поэтом трудно, но «муки творчества станут радостью».

В тематике и выборе сюжетов для своих произведений ограничивать учащихся нельзя, даже вредно. Свобода поиска сюжетов и сравнительных оборотов порою служит у начинающих поэтов точкой отсчета к поиску своего индивидуального языка изъяснения, стиля выражения, своей индивидуальности.

Никогда не надо пресекать творцов: «Пиши, как все, пиши о том, о чем пишут все». Этим можно безвозвратно убить в творце Творца. И учителю, и ученику следует всегда помнить: о том, о чем пишут все, уже давно написано и написано во много раз лучше. Нужно искать индивидуальные способы выражения своих чувств.

Волошину

В небольшом городке Коктебеле

У подножия черных скал,

Виден образ всем еле-еле,

Образ гения тот, что искал.

О судьбе его известно немногим,

О величии знают все.

Море бьет ту скалу в тревоге,

Море греет её, как тотем.

Дом- музей, что находится рядом,

Словно вечность Волошина ждет.

И как будто невидимым взглядом

Хочет нам рассказать обо всем.

О волшебном поэте, о чуде,

Что дарует нам до сих пор.

И о верном товарище, друге,

Что не бросит в спину топор.

Каждый букве своей, каждой строчке

Подарил он частичку себя,

Он остановил для нас все кусочки

Из души своей все соскребя.

На высоком холме, в Коктебеле,

В тишине и идиллии гор,

На своей одинокой могиле

Будто начал он свой обзор.

Карадаг приняла его образ,

Смотрит тихо на горизонт,

Через годы несет его возглас

Нам, потомкам, его отдает.

Ибрагимова Эмине,

11-А класс

Учителям нашей школы!

Учителя!

Мы будем помнить Вас Всегда!

Вы в сердце нашем навсегда!

Вы дали счастье мир познать.

Для нас примером смогли стать.

Вы помогли нам жизнь понять,

И научили нас летать.

Вы были с нами в трудный час.

Всегда поддерживали нас.

Не каждый педагогом сможет стать,

Не каждый сможет нас понять.

Но Вы смогли нас научить

И мы не сможем Вас забыть!

Поклон Вам низкий до земли

От всех детей, что знали Вы!!!

Притуляк Дарья

7-А класс

«В начале жизни школу помню я…»

Сергей Костинский

Посвящается учителям

Мы учились у Вас,

Что-то близкое сердцу искали…

Удивлялись, смущались, порой не всегда понимали…,

Наблюдали характер, душевные бури и склоки.

Вы не думаете - пусть расползлись, разлетелись…,

Недалече, однако…

На мир просто мы засмотрелись…

Вы не думаете… Нет…

Не роняйте тревожного слова…

Мы учиться у Вас в этой жизни повторно готовы.

11-А

***

Сонет из слов, прекрасных, пёстрых,

Сложить хотим у Ваших ног.

Мы на пороге, перед нами

Открыты тысячи дорог.

Куда б они не завели нас

И где бы ни были пути,

Мы будем помнить Вас

И школу, и повторять в душе:

«Прости».

За неудачи и ошибки,

За грубость, леность, шум и гам,

За те слова, что

Оставляют в душе кровоточащий шрам.

Мы повзрослели, поумнели,

Но память чётко сбережёт

Всю доброту, что Вы дарили, уча смотреть всегда вперёд.

Мы не прощаемся, мечтая

Встречаться чаще, каждый раз.

И молим: «Пусть судьба людская Вам только счастье принесёт!».

11-А

«Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия, тем он счастливее», -утверждал К. Паустовский.

Поэзия - великое чудо, но раскрывается оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Поэзии подвластно все. В стихах могут быть выражены разные чувство: и радость, и гнев, и восхищение красотой природы, человека, нежность и трепетность чувств. Стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства.

9. Литература

1. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959г.

2. Кожинов В.В. Как пишут стихи! / О законе поэтического творчества. - М.: Алгоритм. 2001г - стр. 222

3. Кожевникова Н.А. О соотношения тропа и реалии в художественном тексте// Поэтика и стилистика. 1988г.-1990г. - М., 1991г.

4. Кожевникова Н.А. О роли тропов в организации стихотворного текста // Язык русской поэзий XXв. - Л., 1989г. - с.53

5. Статьи: Ю.П. Аристов Методическое пособие по теории стихосложения для начинающих поэтов

6. Всегдар А. Уроки словесности: Правила стихосложения.

22


© 2010-2022