Педагогический проект Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстомМуниципальное бюджетное образовательное учреждение

Григорьевская средняя общеобразовательная школа















Проект

Формирование навыков смыслового

чтения у учащихся

через организацию работы с текстом

Авторы проекта:

учителя МБОУ Григорьевская СОШ

Кошкина Галина Геннадьевна,

Вожакова Надежда Михайловна

2015-2016

Разработчики проекта

Кошкина Г.Г.-учитель начальных классов

Вожакова Н.М.-учитель русского языка и литературы

Актуальность проекта

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, овладении техникой чтения. Смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Проблема

В настоящее время уже общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Читать умеют, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще. Ученик должен читать без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к чтению.

Проблема 1:
Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.
Проблема 2:
Ограничение самостоятельной работы.
Проблема 3:
Использование лишь традиционных технологий и методов обучения.
Проблема 4:
Узкий круг чтения обучающихся.
Проблема 5:
Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Проблема 6:
Незнание или непонимание учителем психологических составляющих смыслового чтения.


Цель

Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом

Задачи

-изучить теорию вопроса смыслового чтения

-выявить начальный уровень овладения учащимися смысловым чтением

-определить технологию смыслового чтения.

Гипотеза

Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и

возможности.

Объект исследования

Уровень овладения учащимися смысловым чтением.

Предмет исследования

Способы и приёмы смыслового чтения

Основные направления деятельности по реализации проекта

-разработать мониторинг измерения и оценки смыслового чтения

--освоение и внедрение в практику работы педагогов технологии смыслового чтения

Предполагаемый эффект от реализации проекта

Школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом.


План реализации проекта

Этап реализации проекта

Мероприятие

Дата

Ответственные

Аналитический

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

сентябрь

Учителя:

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Анкетирование родителей «Домашнее чтение»

октябрь

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Родительские собрания «Важность чтения для успешного обучения ребёнка»

октябрь

Классные руководители.

Изучение педагогами технологии смыслового чтения

сентябрь

Учителя:

КошкинаГ.Г.

Вожакова Н.М.

Основной этап

Проведение уроков с применением технологии смыслового чтения

ноябрь

Учителя:

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Взаимообмен опытом (мастер-классы, открытые уроки, круглые столы и т.д.)

декабрь

Учителя:

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Организация внеурочной деятельности, направленной на поддержание интереса к чтению у детей.

В течение года.

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г.

Кузьминых И.Н., учителя начальных классов.

Заключительный (аналитический)

Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения

февраль-март

Учителя:

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Анализ результатов диагностики

апрель

Кошкина Г.Г.

Вожакова Н.М.

Описание проекта.

  1. Изучение педагогами технологии смыслового чтения.

При обучении различным видам чтения в работе будут использоваться следующие приёмы:

  • вопросно-ответные упражнения - предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

  • восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам - фразу, по нескольким фразам - смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста. Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи, фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом антиципации держится на понимании стереотипности текстов.

  • упражнение на дополнение - приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

  • исправление - определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

  • сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

  • перекодирование информации - приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

  • «мозаика» - приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

  • называние - приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

  • составление списка - приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

  • множественный выбор - выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

  • конспектирование/составление кратких записей - приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

  • деление текста на абзацы - деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

  • составление плана - сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

  • предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) - приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

  • викторина - опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности - перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

  • заполнение таблицы - приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

  • верные/неверные утверждения - содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

2.Проведение диагностики уровня сформированности навыков смыслового чтения в 3, 7 классах.

Для этого будем использовать диагностические тексты с критериями оценки. Мониторинг читательской деятельности школьников Мониторинг - система сбора и обработки информации, позволяющая судить о состоянии объекта в разные моменты времени и дающая прогноз его развития. Полученная информация может быть использована для улучшения процесса образования.

Для оценки навыка чтения может проводиться диагностика умений находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию и оценку текста.

Диагностика читательских умений может осуществляться следующим образом.

Работа с художественным текстом.

1 этап.

Задание:

  • попытайтесь предугадать, о чём это произведение?

  • знаете ли вы другие произведения этого автора?

  • можете ли вы заранее сказать, о каком историческом времени пойдет речь в произведении?

2 этап. Диалог с автором.

Задание:

  • прочитайте рассказ с карандашом;

  • по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.

Текст

Вопросы автору

Задание:

1. Ответьте письменно на вопросы:

значение каких слов вы поняли только из контекста?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

какие слова остались непонятны?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чём идея рассказа? (ответьте письменно)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие художественные приемы и средства (метафора, эпитет, композиция и др.) помогли вам это понять? (ответ запишите, указав эти средства и их функции)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л. А.

Методика Ясюковой Л. А. используется для определения уровня развития чтения однократно
у учеников 3 - 11 классов.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Класс ______________________________


Скоро она зашла в самую чащу ___________________ . Ни одна _________________________

не залетала сюда, ни единый __________________________ не проникал сквозь

__________________ ветви. Высокие стволы _______________ __________________ плотными

рядами, точно стены. Кругом было так __________________, что Элиза __________________

свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого _____________________,

попадавшего ей _______________ ноги.

Никогда еще Элиза _________________ в такой глуши.

Тест проверки уровня развития чтения

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту проверки уровня развития чтения:

  1. - леса

  2. - птица, птичка

  3. - луч света, лучик, луч, звук

  4. - густые

  5. - стояли, деревьев стояли, встали

  6. - тихо

  7. - слышала

  8. - листа, листочка, листика

  9. - под

  10. - не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными (Приложение 1) для определения уровня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Такой ребенок не читает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознано определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

3. Проанализировать полученные результаты, оформив диаграмму для наглядного представления.

4. Провести анкетирование родителей «Домашнее чтение».

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. О. ребёнка ___

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение - это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитае-те?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное под-черкнуть) .

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, ко-гда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чте-ния? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да,.

б) нет.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ___

б) нет.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ___

б) нет.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да,.

б) нет.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

15. Вы считаете, что чтение - это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним буду-щее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в классе ___

Спасибо за искренние ответы!

5. На родительском собрании «Важность чтения для успешного обучения ребёнка» представить результаты диагностики и анкетирования с целью привлечения внимания к проблеме и осуществлению помощи.

6.В течение года будет организована внеклассная работа, направленная на поддержание интереса к чтению у детей.





Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные

1.

Создание литературного сборника «Проба пера»

1-9

В течение года

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

2.

Создание презентаций и фильмов «Мой любимый писатель»

1-9

1 четверть

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

3.

Фотоконкурс:

  • Читающая семья

  • Я и моя любимая книга

1-9

Сентябрь-декабрь

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

4.

Читаем вместе

1-9

1 раз в четверть

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

5.

Поэты нашего села

1-9

Кузьминых И.Н.

6.

Читательский дневник года (можно в рамках проекта «Тетрадка Дружбы»)

1-9

В течение года

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

7.

Парад литературных героев.

1-9

март

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

8.

Книги из детства наших родителей.

1-9

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

9.

Литературные перемены.

1-9

Октябрь-май

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов

10.

Орфографические перемены.

1-9

Октябрь - май

Вожакова Н.М.

Кошкина Г.Г. и учителя нач. классов








Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для своих детей.



© 2010-2022