- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проблемный урок Образ Пугачева
Проблемный урок Образ Пугачева
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устюгова Н.Я. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Образ Пугачева
в повести Пушкина «Капитанская дочка»
Урок - исследование
Разработала: Устюгова Н.Я.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5
г .Урай
2016г.
Цель урока: рассмотреть личность Пугачёва как историческую фигуру и как литературного героя.
Задачи урока:
• обучающие: выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка», ответить на вопрос: Кто же такой Пугачев?
• развивающие: развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
• воспитывающие: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, помочь им определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах.
Мотивация и целеполагание:
Назвать имена, показать картинки:
Болотников Иван Исаевич
Разин Степан Тимофеевич
Булавин Кондратий Афанасьевич
…. ?
Кого можно назвать в этом списке еще?
Если учащиеся затруднятся ответить, кто эти личности,
можно дать подсказку: Болотников атаман донских казаков, военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания
Степа́н Тимофе́евич Ра́зин- донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
БУЛАВИН Кондра́тий Афана́сьевич - войсковой атаман донских казаков, предводитель народного восстания.
Недовольство народа - главная причина восстания.
- о ком пойдет речь? ( о Пугачеве)
Историк М.Я. Эйдельман отмечал: «В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Булавин, Разин, Пугачев - содрали бы все десять»
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА ( Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Запись в тетрадях
Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М.Петров)
Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.(В.Б. Броневский)
- Пугачев: изверг или спаситель?
душегуб или заступник?
Волк или Человек?
КТО ОН?
- 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина - в XIX веке, Есенина - в XX веке.
- Попробуйте сформулировать цели урока.
(Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв - народный защитник или злодей?)
(По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачева)
Практическая часть.
Учитель: Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.
ГРУППА ИСТОРИКОВ
- Крестьянская война под предводительством Пугачева - одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.
-Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений. Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права.
-Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
- Когда и как появляется Пугачев на страницах повести? ( после разгрома первого этапа гл. 2 «Вожатый»
- Найдите слова, характеризующие что - то черное ( «… воз не воз, дерево не дерево, а кажется что- то шевелится. Должно быть, или волк, или человек.») стр.116
По словам Пушкина рассуждаем, составляет ассоциативный ряд: воз - везет что-то на себе; дерево- признак роста, пускает корни, человек - существо
-Заполняем таблицу дальше
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
-Описание показывает противоречивость характера Пугачева. Он не так прост, как может показаться ( гл.2) При первой встрече с незнакомцем Гринев чувствует что-то воровское, неразгаданное.
- Каким предстает Гринев в истории с вожатым? ( Этот бродяга тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с заячьим тулупом с практической точки зрения, Гринев - с точки зрения благодати. Милосердие ради человека, ради Бога.
(заполняется таблица словом ЧЕЛОВЕК)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
Человек
-События развиваются между этими героями с точки зрения христианской морали.
- Гринев и вожатый расстаются. Имя еще не названо, еще и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринева, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Гринев отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачев - собирает войско.
- Как называется гл. 6? ( « Пугачевщина» ) Почему?
Само название несет на себя большую смысловую нагрузку. Подберем слова с суффиксами - щин: боярщина, разинщина, военщина. Они обозначают стихийность. Пугачевщиу нельзя избежать, набеги - можно. Значит, пугачевщина - страшное стихийное явление.
( ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА : злодей, убийца - в письме капитану Миронову- самозванец, разорил крепость, производит грабежи, убийства, нарушает спокойную жизнь в крепости)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
злодей, убийца
Человек
- Глава за главой строится масштабная и противоречивая личность. Вторая встреча Гринева и Пугачева показана в гл.7 «Приступ», в которой Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Его портрет - это обобщенный образ предводителя. «…Его окружили… жители начали присягать.. ему подвели белого коня…, кланялись самозванцу…, подходили к руке самозванца…
-Какие черты характера Пугачева особо проявляются в этой главе? ( беспощадное отношение к неповинным людям, жестокость; Милосердие - благодарность за тулуп- сохранил жизнь Гриневу)
(Заполняем таблицу)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
злодей, убийца
Человек
самозванец
герой, военачальник, управляет событиями, как командир
беспощадное отношение к невинным
милосердие - помиловал Гринева
жестокость
благодарность за добро
В главе 8 «Незваный гость» Пушкин показал эпизод « военного совета», на котором присутствует Гринев. Что особо подчеркивает автор в этом эпизоде?
( Все присутствующие общаются на «равных» . «Черты лица его, правильные и довольно приятные. Речь богата пословицами и поговорками, поет народные песни.
(Заполнить таблицу)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
злодей, убийца
Человек
самозванец
герой, военачальник, управляет событиями, как командир
беспощадное отношение к невинным
милосердие - помиловал Гринева
жестокость
благодарность за добро
-общение «на равных» во время совета , близость к народу
- Какие качества Пугачева раскрываются в главе «Разлука»?
Савельич представляет список вещей Гринева ( щедрость) «Казнить нельзя - помиловать»- великодушие.
(Заполнить таблицу)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
-Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
злодей, убийца
Человек
самозванец
герой, военачальник, управляет событиями, как командир
беспощадное отношение к невинным
милосердие - помиловал Гринева
жестокость
благодарность за добро
общение «на равных» во время совета , близость к народу
Щедрость, великодушие
Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в гл.11 « Мятежная слобода»?
В каких сценах показано, что Пугачев понимает свою обреченность? ( когда Гринев слышит песню о виселице, когда говорит о людях ненадежных, когда рассказывает калмыцкую сказку)
- С кем сравнивает себя Пугачев? ( с орлом)
- А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу? Какие слова отражают волнение рассказчика за судьбу Пугачева? («… странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле…)
Автор сочувствует человеку - Пугачеву и осуждает Пугачева- самозванца. ( Гл. 12 «Сирота»)
Положительные качества: дослужился до чина хорунжего, манифесты с обещаниями прав и свобод крестьянам, казакам. Отрицательные: дезертирство, казни дворян, судей, дворовых
( заполнить таблицу)
ВОЛК Душегуб ЗЛОДЕЙ
СПАСИТЕЛЬ ЗАСТУПНИК
Ряды народные растут
Появляется в нужное время
Вера народа в заступника
Ум
Незаурядная личность
волк
человек
не дерево
дерево
не воз
воз
Живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение плутовское
Наружность показалась замечательная, живые большие лицо имело выражение приятное; гл 2
злодей, убийца
Человек
самозванец
герой, военачальник, управляет событиями, как командир
беспощадное отношение к невинным
милосердие - помиловал Гринева
жестокость
благодарность за добро
общение «на равных» во время совета , близость к народу
дезертирство, казни, расправы
обещания, надежда
- Пугачев понимает, что есть кто-то, чья молитва о его буйной головушке , вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не «кровопийца»
-Какие варианты своей судьбы рассматривает Пугачев? Какие реализуются? (одинок)
- С какой целью автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева? ( хотелось поддержать Пугачева хотя бы взглядом)
- найдите в тексте сцену казни Пугачева. От чьего имени написано предложение о последнем его взгляде? Какие чувства испытывает Гринев в этот момент? ( прощение, сочувствие) - Какие новые черты мы видим в Пугачеве? ( попросил прощение и люди простили его)
ВЫВОД: Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыслом, а повесть - глубиной содержания.
Глядя на таблицу, заполненную в течении урока, ответим на вопрос: защитник или злодей Пугачев? Почему народ пошел за Пугачевым?
Пугачев - фигура трагическая. В жизни ему тесно, как в заячьем тулупе Гринева. Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своего положения.
- Возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев - народный защитник или злодей? Просмотрите свои записи в тетрадях, аргументируйте свою точку зрения.
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив.
А. С. Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.
Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.
Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния - и чистого сердца.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. РЕФЛЕКСИЯ.
Домашнее задание: написать сочинение «Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»