Разработка урока русского языка Умное искусство человеческого общения. Письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Умное искусство человеческого общения. Письмо».

Триединая цель урока:

ОБУЧАЮЩАЯ: организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению особенностей эпистолярного жанра, закреплению синтаксических и пунктуационных навыков.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать умение анализировать познавательный объект (письмо как текст), умение работать в группах.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание чуткого, доброго отношения, умение слушать и слышать друг друга.

ТИП УРОКА: урок развития речи- урок «говорения»

МЕТОДЫ: частично- поисковый, репродуктивный

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, коллективная, самостоятельная

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: диалог, полилог, проблемные ситуации, анализ текста

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: на доске эпиграф:

Чтобы научиться писать,

Надо писать.

Д. Лихачёв

Письмо:

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга! Крепко жму ваши лапки, несомненно, они будут честны и сильны.

М. Горький

Термины с объяснениями, отрывок из кинофильма «Белое солнце пустыни» (письмо Сухова)

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала занятия (Подготовка учащихся к работе)

Приветствие. Настрой на работу.

Тема сегодняшнего урока «Умное искусство человеческого общения (Делаем записи без слова «Письмо»)

  1. Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно- познавательной деятельности).

(Включаю письмо Сухова)

- Как вы думаете, почему я включила эту запись? (Потому что это письмо, а письмо- это общение)

- Как связано это письмо с темой урока? (Письмо- это форма человеческого общения. С этой формой мы и будем, наверно, работать на уроке.)

Верно, дописываем слово «Письмо»

- Ребята, а почему люди пишут письма? (Письма сокращают расстояния, утешают в разлуке, людям хочется узнать вести от родных и близких, поддерживают в трудную минуту, радуются вместе с корреспондентом)

-В век скоростей, когда делается всё очень быстро, когда всю информацию можно выдать по телефону или смс, нужно ли писать письма? (конечно, в письме можно подобрать нужное слово, подумать, что важно написать и т.д.)

- А вы любите писать письма? (Отвечают)

Многие великие люди прошлого любили , а главное, умели писать письма. В письмах мы узнаем об их сокровенных чувствах, о том, что их волновало. Давайте и мы сегодня поучимся у великих людей писать письма. И, быть может, и у нас возникнет желание написать письмо другу, знакомому, родному человеку.

(обращаемся к эпиграфу)

Эпохой классического письма назван конец 18- 19 века. Это эпоха эпистолярного жанра.

(Смотрим на словарик, записываем только термины)

Эти термины вам знакомы, вспомним их, они помогут нам в дальнейшей работе.

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ

- Давайте теперь обратимся к письму М. Горького, записанному на доске. Прочитайте внимательно это письмо и подумайте:

Человек в письме раскрывает свой характер. То вы можете сказать об авторе этого письма?

(Любит детей, верит, что будущее зависит от детей)

Читают и отвечают на вопросы

-Прежде, чем определить разновидность письма, ответьте на вопрос: Какие разновидности писем вам известны?

(деловые, поздравительные, рекомендательные , письма- пожелания, частные)

-А это какое?

(Это письмо-пожелание)

- Молодцы! Мы ещё вернёмся к этому письму. Перед вами и на карточке № 1 ещё одно письмо, письмо А.С. Пушкина. Поработаем с ним. Прочитайте его, обсудите в группе и ответьте на вопросы, напечатанные ниже.

(Читают, отвечают на вопросы)

Затем читаем вслух.

-Какова разновидность этого письма?

-Расскажите мне об этом письме.

-На какие смысловые части мы можем разделить письмо? ( Любой текст делится на три части: начало (зачин), основная часть и концовка (заключение)).

- Что включает в себя начало?

-О чём говорится в основной части?

- Как завершается письмо?

- Подходит это все к письму Горького? (Да)

- Давайте подытожим сказанное. Будем помнить об этом при написании писем.

- Мы хорошо поработали. А теперь немного отдохнём, но отдохнём с пользой. (Беру сумку почтальона).

В 1980 г. в Санкт- Петербурге вышла книга «Жизнь в свете, дома и при дворе». В ней был раздел «О письмах». Давайте познакомимся с правилами, которые требовалось знать при написании письма. К вам тоже пришли письма. (Читаем по очереди. Каждое правило оформлено как письмо).

-Молодая девушка никогда не пишет мужчине, даже от имени родителей.( Прошу сделать логическое ударение на нужном слове: НИКОГДА. Что сразу приходит на ум? Правильно, письмо Татьяны к Онегину).

-При отправлении в путешествие уехавший пишет первым, оставшийся отвечает, не откладывая этого.

-Как можно меньше говорите в письме о самом себе.

-В переписке надо избегать острот и двусмысленности, писать с величайшей осмотрительностью.

-Только истинно благовоспитанный , порядочный человек умеет согласовать свой почерк со своим слогом.

-Письмо должно быть написано чисто, без помарок, опрятно, грамотно.

-Вручая кому- нибудь рекомендательное письмо или поручая письмо без передачи, не запечатывайте его.

Письма всегда начинаются ответом на полученное письмо, а если такового не было, то несколькими словами, относящимися к последнему свиданию.

Для нас это уже история. А давайте мы с вами сформулируем правила написания письма в наше время. В этом нам помогут слова для справок (карточка № 2) ( работа в группах)

Будем помнить об этих правилах, когда нам надо буден написать письмо. Мы с вами сказали, что письмо должно быть написано чисто и грамотно. Обратимся вновь к письму Горького и посмотрим на него с другой стороны.: со стороны лингвистов, первокурсников- языковедов. Отметьте особенности синтаксиса и пунктуации этого письма. Попробуем, у нас обязательно всё получится.

Какие виды предложений часто используются в этом тексте, заметьте в тексте, а не в письме: мы ведь с вами уже лингвисты, языковеды. (односоставные, определённо- личные) Значит, эиа форма распространена в синтаксисе.

- Ещё какие конструкции встречаются в тексте? (Обращения, вводные слова, слова прощания (клише))

Теперь ещё раз закрепим наши выводы на письме А.С. Пушкин

1гр.- обращение,

2гр.- вводные слова,

3гр.- клише

4 гр. -какие чаще всего использует предложения Пушкин и почему? (Сложные, они несут много информации, предложения с однородными членами предложения для большей выразительности)

4.ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

- Подходит к концу наш урок, заканчивается и наша работа. Достигли мы цели?

-Вернёмся к теме урока. Согласны ли вы, что письмо- умное средство человеческого общения. (Да, письма пишутся по своим законам. Только умный человек может написать интересное письмо).

- Обращаемся к эпиграфу ( «Чтобы научиться писать, надо писать…») Продолжите фразу Д. Лихачёва ( красиво, грамотно, живо, умно и т.д.)

- Чему вы научились? Что нового узнали? Чью работу на уроке хотели бы отметить?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (НА ВЫБОР)

1. Мини- сочинение. Узнайте у своих бабушек и дедушек, у своих родителей, какую роль в их жизни играли письма. «Что рассказал мне дедушка (бабушка, мама и т.д.) о письмах».

2. Письменно ответить на вопрос .

У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам приятнее получать с Земли?»

- Письма,- ответили космонавты…

Как выдумаете, почему космонавты так ответили?

ПРИЛОЖЕНИЯ

КАРТОЧКА № 1

ПИСЬМА

Поздравляю тебя с Днём твоего Ангела, мой Ангел, целую тебя заочно в очи и пишу продолжение моих похождений- из антресолей вашего Никитского дома, куда прибыл я вчера из Ярополица. В Ярополиц приехал я в среду поздно. Наталия Ивановна встретила меня как нельзя лучше. Я нашёл её здоровою, хотя подле неё лежала палка, без которой далеко ходить не может. Четверг я провёл у неё. Много говорили о тебе, о Маше. Мать, кажется, тебя к ней ревнует. Ей очень хотелось, чтобы ты будущее лето провела у неё…

В Москве пробуду я несколько времени, т.е. два или три дня. Потом в Симбирск…

Прощай, береги себя. Целую всех вас.

Ангел мой жёнка! Сейчас получил я твоё письмо из Брониц и сердечно тебя благотворю.

__________________________________________________________________

Милый мой друг! Я было написал тебе письмо на четырёх страницах., но оно вышло и такое горькое и мрачное, что я тебе его не послал, а пишу другое. Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?

ВОПРОСЫ

- Как в своих письмах обращается Пушкин к своей жене?

- Можно из письма Пушкина Наталье Николаевне получить полную картину о здоровье ее матери?

-Сколько предложений для этого понадобились поэту?

- Можно ли сказать, что Пушкину «всё человеческое чуждо»,что его удел только литература?

-Что можно сказать о чувствах поэта к жене только по началу письма?

-Чем заканчивает письмо Пушкин?

КАРТОЧКА № 2

Составьте правила написания письма, используя слова для справок

  1. Для письма используй_________________________лист бумаги.

  2. Письмо нужно писать______________ и___________________.

  3. Обращение пишется в письме______________________________________________________

  4. Дату и место, откуда написано письмо,пиши__________________.

  5. Отвечать на письмо нужно___________________________________.

  6. Письмо не должно быть_____________________________________.

  7. Пиши так, чтобы___________________________________________.

Слова для справок: разборчиво; в самом начале на первой строке; грамотно; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; сверху справа, анонимным, интересно было читать и чтобы письмо ждали.

КАРТОЧКА № 3

Найдите клише в письме Пушкина.

Приведите ещё примеры клишированных оборотов.

От каких клише лучше отказаться?

КАРТОЧКА № 3

Какие предложения чаще всего использует Пушкин. Приведите примеры. Почему?

КАРТОЧКА № 3

Найдите обращения в письме Пушкина.

Как выделяются обращения на письме?

Придумайте обращения в письме к маме.

КАРТОЧКА № 3

Найдите в письме Пушкина вводное слово.

Каково его значение?

Приведите примеры вводных слов, которые можно употребить в письме.

СЛОВАРИК

ЭПИСТОЛА ПОСТСКРИПТУМ

КЛИШЕ АДРЕСАТ
КОРРЕСПОНДЕНТ-





© 2010-2022