- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование по литературе 8 класс
Тематическое планирование по литературе 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вершинина Н.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование по литературе 8 класс (Беленький)
№
урока
Тема урока
Кол. часов
Оборудование
Требования к уровню
подготовки учащихся
1
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.
1
Эпиграф, учебник, метод. лит-ра, произведения живописи, музыки, выставка книг
Знать понятие «художественный образ»; знать о специфике лит-ры как вида искусства, об отличии лит-ры от других видов ис-ва.
2
Устное народное творчество - золотое наследие старины.
1
Фольклорные сборники, учебник, записи народных песен, метод. лит-ра
Иметь представление о народных песнях как жанре фольклора; знать понятия обрядовые и необрядовые песни.
3
Лирическая песня как вид народной обрядовой песни.
1
Издание «Русский фольклор», аудиозаписи песен, метод. лит-ра
Знать понятие лирическая песня; уметь анализировать песни, находить образы-символа, определять, что они обозначают.
4
Исторические народные песни.
1
Фольклорные сборники, карточки, метод. лит-ра
Знать понятия историческая песня, социальные эпитеты; знать своеобразие исторических песен.
5
Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского»
1
Фотографии древних книг, репродукции картин В.Васнецова «Нестор-летописец», «Богатыри»; М.Врубеля «Микула Селянинович»
Знать понятия древнерусская лит-ра, жанр жития, духовная лит-ра.Уметь работать над особенностями «Жития…»
6
Работа с текстом - фрагментами очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
1
Текст очерка Б.Зайцева, репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Знать понятия древнерусская лит-ра, жанр жития, духовная лит-ра.Уметь работать над особенностями «Жития…»
7
«Житие Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума, стойкость убеждений, величие духа.
1
Текст «Жития…», репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»; отрывок из романа Д.Мордовцева «Великий раскол»
Знать основные биографические сведения об авторе (Аввакуме), причины написания жития самим Аввакумом; канон жития
8
А.С.Пушкин. Историческая основа повести «Капитанская дочка».
1
Портреты Пушкина, выставка книг
Знать основные сведения о Пушкине, причины его обращения к теме пугачёвского восстания. Уметь отличать историческую правду от художественного вымысла.
9
Формирование характера и взглядов Петруши Гринёва.
1
Текст повести, иллюстрации
Знать жанровые особенности произведения. Уметь анализировать прозаический текст по предложенным вопросам, делать выводы самостоятельно.
10
Встреча с вожатым. Многозначительные обстоятельства встречи.
1
Текст повести, иллюстрации
Уметь анализировать прозаический текст по предложенным вопросам, делать выводы самостоятельно. Уметь составлять литературный портрет.
11
Гринёв и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка.
1
Текст повести, иллюстрации
Знать роль пейзажа и интерьера в художественном тексте. Уметь составлять сравнительную характеристику.
12
Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.
1
Текст повести, иллюстрации
Знать: автор и рассказчик (несовпадение в оценках причин исторических событий), лаконизм пушкинской прозы, значимость художественной детали.
13
Изображение народной войны и её вождя.
1
Текст повести, иллюстрации
Уметь сопоставлять эпизоды, определять авторское отношение к героям.
14
Спасение Маши Мироновой. Великодушие Пугачёва
1
Текст повести, иллюстрации, репродукции картин
Уметь сопоставлять эпизоды при анализе идейного содержания худ. произ. Знать новое о портрете героя: отражение чувств героя в изменении выражения его лица.
15
Образ Гринёва. Становление личности под влиянием «благих потрясений».
1
Текст повести, иллюстрации, репродукции картин
Уметь обобщать, систематизировать полученные знания, составлять сложный план
16
Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.
1
Текст повести, иллюстрации, репродукции картин
Уметь отбирать и систематизировать материал; уметь быть внимательным к художественному слову.
17
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.
1
Текст повести, иллюстрации, репродукции картин
Уметь отбирать, обобщать и систематизировать материал, сопоставлять пейзажные сцены из трёх произведений.
18
Развитие речи Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1
Темы сочинений, планы, работы учащихся, текст повести
Уметь выражать своё отношение к предложенным темам сочинения.
19
М.Ю.Лермонтов. «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве поэта.
1
Портреты Лермонтова, рисунки поэта, выставка книг
Знать факты биографии поэта, тему Кавказа в тв-ве Лермонтова. Уметь анализировать лирическое произведение, составлять тезисный план
20
Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю.Лермонтова. «Пленный рыцарь», «Сосед».
1
Портрет поэта, сборники стихов, эпиграф к уроку
Уметь анализировать лирическое произведение, иметь представление о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта
21
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Значение эпиграфа
1
Текст поэмы, иллюстрации, эпиграф к уроку
Знать сюжет поэмы, роль эпиграфа. Уметь анализировать лирическое произведение.
22
Идейное содержание поэмы «Мцыри». Её композиция.
1
Текст поэмы, иллюстрации
Знать композицию поэмы, её элементы. Уметь анализировать лирическое произведение.
23
Развитие речи.
Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
1
Текст поэмы
Уметь использовать цитирование как способ аргументации, оформлять цитаты.
24
Тема и идея художественного произведения.
1
Учебник, метод. лит-ра
Знать понятия «тема и идея худ. произ.». Уметь определять тему и идею художественного произведения, правильно её формулировать.
25
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.
1
Текст поэмы, сочинения учащихся
Уметь анализировать поэтический эпизод.
26
Н.В.Гоголь - великий сатирик. Особенности композиции комедии «Ревизор».
1
Портрет Гоголя, выставка его книг, иллюстрации к произведениям Гоголя
Знать сюжет и композицию драматического произведения, понятия тема и идея, комедия, юмор, сатира.
27
Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор».
1
Кинофрагмент «Ревизора», текст комедии, иллюстрации к ней
Знать жизненную основу и обобщающий смысл комедии «Ревизор».
28
Хлестаков и хлестаковщина.
1
Кинофрагмент «Ревизора», текст комедии, иллюстрации к ней, эпиграф к уроку
Знать обобщающее значение образа Хлестакова (значение словахлестаковщина). Уметь составлять характеристику герою.
29
Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.
1
Кинофрагмент «Ревизора», текст комедии, иллюстрации к ней
Знать художественные особенности комедии. Уметь находить новое о героях, анализировать драматическое произведение.
30
Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
1
Кинофрагмент «Ревизора», текст комедии, иллюстрации к ней
Знать: роль финала, смысл эпиграфа комедии, новое о героях. Уметь систематизировать и обобщать знания о героях комедии.
31
Практическая работа по комедии Гоголя «Ревизор».
1
Фильм-спектакль «Ревизор»
Понять, что позволяет режиссёрам так по-разному трактовать комедию Гоголя и почему комедия популярна и актуальна в наши дни.
32
Развитие речи. Сочинение по камеди Н. В. Гоголя «Ревизор»
1
Выражать свое отношение к прочитанному произведению, пользоваться нужными цитатами из текста, писать отзывы о героях
33
Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Женитьба»
1
Текст комедии, иллюстрации к ней
Знать сюжет комедии. Уметь анализировать драматическое произведение.
34
И.С.Тургенев. Автобиографичес-кие мотивы в повести «Ася».
1
Портреты писателя, выставка книг, текст повести, иллюстрации, эпиграф
Знать факты биографии и творчества писателя. Быть готовым к восприятию повести «Ася».
35
Повесть «Ася». Образ
«тургеневской» девушки. Тайна Аси и её брата.
1
Текст повести, иллюстрации
Знать понятие литературный тип, черты, характерные «тургеневской» девушке. Уметь находить средства, с помощью которых автор передаёт психологическое состояние героев.
36
Драма рассказчика, обречённого на одиночество.
1
Текст повести, иллюстрации
Уметь анализировать эпизод.
37
Мотив превосходства «тургеневской» девушки в силе характера и решительности.
1
Текст повести, иллюстрации, фрагменты критических статей Писарева и Чернышевского
Знать, какую оценку получила повесть «Ася» в русской критике.
38
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя
1
Портреты писателя, выставка книг, статья учебника, план учащихся, видеофильм
Знать основные биографические сведения о писателе; рассказ как эпический жанр. Уметь составлять план, работать с учебником.
39
«После бала».
Развитие понятия о сюжете и композиции. Контраст.
1
Текст рассказа, таблица для заполнения в классе, иллюстрации
Знать: контраст как основной художественный приём рассказа. Уметь вести наблюдения над текстом и на их основе делать выводы.
40
Автор и рассказчик в произведении.
1
Текст рассказа, иллюстрации
Уметь понять главную мысль рассказа
41
Развитие речи.
Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1
Текст рассказа, черновые работы учащихся
Уметь выражать своё отношение к предложенной теме сочинения.
42
В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс».
1
Портрет Короленко, эпиграф, текст очерка
Знать основные этапы жизненного пути писателя, его жизненную позицию. Знать особенности очерка.
43
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс».
1
Текст очерка, иллюстрации
Уметь эмоционально отзываться на сложные жизненные ситуации. Выработка навыков анализа худ. текста.
44
Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни.
1
Текст очерка, иллюстрации
Уметь видеть позицию автора в художественном тексте.
45
Внеклассное чтение.
В.Г.Короленко. «Слепой музыкант». Путь восхождения к свету.
1
Текст повести, иллюстрации
Знать проблематику повести «Слепой музыкант»
46
И. А. Бунин «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр», «Родине», Слово».
1
Сборник стихов
Оценивать особенности стихосложения Бунина, выразительно читать стихотворения
47
«Сверчок». Трагедия и самоотверженность маленького человека»
1
Текст произведения
Анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному произведению
48
М.Горький. Знакомство с «Песней о Соколе». Роль пейзажа в произведении.
1
Портрет Горького, текст «Песни…», иллюстрации
Знать биографические сведения о писателе, содержание «Песни…». Уметь определять роль пейзажа в произведении.
49
В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола.
1
Портрет Горького, текст «Песни…», иллюстрации, стих-ие Ю.Николаева о Семёне Гудзенко
Определить смысл противопоставления Сокола и Ужа. Уметь выявлять авторскую позицию и способы её выражения.
50
М.Горький. Сказка «Заветы отца».
1
Эпиграф, текст сказка
Знать содержание сказки. Уметь анализировать; выявлять авторскую позицию и способы её выражения.
51
Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
1
Портрет Заболоцкого, выставка книг, иллюстрации, учебник
Знать биографические сведения о поэте. Уметь работать с учебником, анализировать
52
«Одинокий дуб», «Птичий двор!», «Не позволяй душе лениться…»
1
Сборник стихов
Уметь анализировать лирические произведения, выразительно читать стихотворения.
53
К.Г.Паустовский. «Телеграмма». История создания и композиция рассказа.
1
Эпиграф, выставка книг, портрет писателя, текст рассказа, учебник, метод. лит-ра
Иметь представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе. Знать историю создания рассказа. Уметь определять авторскую позицию, раскрывать своеобразие писательской манеры Паустовского.
54
Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа
1
Текст рассказа, учебник, метод. лит-ра, эпиграф
Уметь выявлять способы авторской характеристики, определять, что писатель ценит в людях.
55
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». История создания и композиция поэмы.
1
Эпиграф, выставка книг, портреты поэта, текст поэмы, учебник, метод. лит-ра
Знать биографические сведения о поэте, основные вехи его творчества, творческий замысел, историю создания поэмы «Василий Тёркин»
56
«Тёркин - кто же он такой?» Трагические, героические и комические сцены в поэме.
1
Текст поэмы, учебник, метод. лит-ра, иллюстрации
Знать роль автора в лироэпическом произведении, обобщающий смысл главного героя
57
Автор и герой в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
1
Эпиграф, текст поэмы, учебник, метод. лит-ра, иллюстрации
Знать о роли автора в поэме, сходство и различие между автором и его героем
58
Развитие речи. Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
1
Текст поэмы.
Работать над сочинением по конкретной теме, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения
59
Внеклассное чтение.
А. Т. Твардовский. Стихотворения о Великой Отечественной войне.
1
Сборник стихов
Выразительно читать произведения, анализировать поэтические тексты.
60
В. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».
1
Портреты и фотографии писателя, тексты рассказов.
Знать биографические сведения о писателе, основные вехи его творчества. Уметь анализировать лирические произведения.
61
«Микроскоп»
Текст рассказа
Знать содержание и нравственную проблематику рассказа
62
Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Лирика Н.Рубцова.
1
Портреты и фотографии поэта, сборники стихов
Знать основные биографические сведения о поэте, основные вехи его творчества. Уметь анализировать лирические произведения.
63
Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Н.Рубцова
1
Сборники стихов
Уметь давать собственную оценку прочитанным стихотворениям.
64
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова.
1
Сборники стихов
Выразительно читать наизусть стихотворения. Соблюдать нормы литературного произношения
65
В.Шекспир. Писатель и его время. Сонеты Шекспира.
1
Портреты писателя, выставка книг, иллюстрации, сонеты
Иметь представление об эпохе Возрождения, о Шекспире как о человеке и писателе.
66
«Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией. Конфликт живого чувства и вражды.
1
Текст трагедии, иллюстрации к ней, эпиграф
Знать содержание трагедии, понятияконфликт, трагедия и трагический герой; раскрыть пафос пьесы
67
М.Де. Сервантес. «Дон Кихот».
Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.
1
Портреты писателя, выставка книг, иллюстрации, эпиграф
Иметь представление о писателе и его творчестве. Извлекать необходимую информацию из источников
68.
П. Мариме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».
Итоги года
1
Приводить сравнительный анализ легенды «черногорцы» с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы»