- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование ИКТ и ЭОР на современном уроке
Использование ИКТ и ЭОР на современном уроке
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Морщакина М.В. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на городском семинаре молодых специалистов по теме
«Использование ИКТ на современном уроке»
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся . Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
-
содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
-
деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
-
процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
-
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
-
образовательные ресурсы сети Интернет;
-
электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
-
Первый уровень - текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
-
Второй уровень - текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
-
Третий уровень - ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
-
Четвёртый уровень - мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
-
Пятый уровень - ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
-
развитию информационной компетентности учащихся;
-
реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
-
развитию учебной мотивации;
-
активизации познавательной деятельности учащихся;
-
развитию способности к самостоятельной работе;
-
развитию навыков работы в коллективе;
-
развитию коммуникативных навыков;
-
корректировке самооценки учащихся;
-
укреплению веры ученика в свои силы;
-
развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
-
представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
-
изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
-
организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
-
использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
-
решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
-
формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
-
осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel
Урок усвоения навыков и умений - исследовательская работа
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) - виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
Урок контроля и коррекции
Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
-
фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
-
индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
-
Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) - оптимальный вариант.
-
Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) - допустимый вариант.
-
Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) - допустимый вариант для слабого класса.
-
Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) - оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных(можно давать разные по сложности задания каждой группе) и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Свой урок я уже не могу представить без использования ИКТ. Представляю вам свою подборку ЭОР, которые помогают мне в работе. Условно её можно разделить на 3 группы:
-
Нормативная база
-
standart.edu.ru - Нормативная база, повышение квалификации
-
rost.ru/projects - Национальный портал «Образование»
-
old.mosreg.ru - Московская область
-
edu.ru/db/portal/sites/school-page.htm - Федеральный портал Российское образование
-
school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал
-
fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений
-
Всё для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
catalog.iot.ru/ - Образовательные ресурсы сети Интернет
ndce.edu.ru/ - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов
school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
media.edu.yar.ru/media/ - ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для школьников и педагогов
ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
rulex.ru/ - Русский Биографический Словарь
cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml - Народы и религии мира
virlib.eunnet.net/ - Виртуальная библиотека EUNnet
megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
edu-all.ru/ - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании
alleng.ru/ - Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам
viki.rdf.ru/ - Презентации по всем образовательным областям
3. Методические разработки
-
uchportal.ru/ - Коллекция авторских методических разработок для проведения уроков, педагогические статьи
-
proshkolu.ru/ - . Методическая копилка по предметам
-
infourok.ru/ - Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы.
-
zavuch.ru/ - Методическая копилка
-
it-n.ru/ - Интернет-сообщество педагогов. Мастер-классы для учителей.
-
kopilkaurokov.ru/ - Копилка методического и дидактического материала
-
festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
-
window.edu.ru/ - Презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование по школьным предметам
-
uroki.net/ - Громадное количество материалов, разработок уроков, конспектов, планов, классных часов, сценариев
-
openclass.ru/ - Методический учительский портал, обмен педагогическим опытом
-
metodsovet.ru/ - Копилка методического и дидактического материала, помощь в разработке внеклассных мероприятий и уроков.