Использование ИКТ и ЭОР на современном уроке

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся . Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". В деятельно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на городском семинаре молодых специалистов по теме

«Использование ИКТ на современном уроке»

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся . Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;

  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;

  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;

  • образовательные ресурсы сети Интернет;

  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

Классификация ЭОР:

  1. Первый уровень - текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

  2. Второй уровень - текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).

  3. Третий уровень - ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

  4. Четвёртый уровень - мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.

  5. Пятый уровень - ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;

  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;

  • развитию учебной мотивации;

  • активизации познавательной деятельности учащихся;

  • развитию способности к самостоятельной работе;

  • развитию навыков работы в коллективе;

  • развитию коммуникативных навыков;

  • корректировке самооценки учащихся;

  • укреплению веры ученика в свои силы;

  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);

  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;

  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;

  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений - исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) - виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:

  • фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;

  • индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.

Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.

  1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) - оптимальный вариант.

  2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) - допустимый вариант.

  3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) - допустимый вариант для слабого класса.

  4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) - оптимально при большой наполняемости класса.

Сменная работа является одной из самых эффективных(можно давать разные по сложности задания каждой группе) и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Свой урок я уже не могу представить без использования ИКТ. Представляю вам свою подборку ЭОР, которые помогают мне в работе. Условно её можно разделить на 3 группы:



  1. Нормативная база



  • standart.edu.ru - Нормативная база, повышение квалификации

  • rost.ru/projects - Национальный портал «Образование»

  • old.mosreg.ru - Московская область

  • edu.ru/db/portal/sites/school-page.htm - Федеральный портал Российское образование

  • school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал

  • fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений



  1. Всё для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

catalog.iot.ru/ - Образовательные ресурсы сети Интернет

ndce.edu.ru/ - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов

school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

media.edu.yar.ru/media/ - ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для школьников и педагогов

ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании

rulex.ru/ - Русский Биографический Словарь

cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml - Народы и религии мира

virlib.eunnet.net/ - Виртуальная библиотека EUNnet

megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

edu-all.ru/ - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании

alleng.ru/ - Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам

viki.rdf.ru/ - Презентации по всем образовательным областям

3. Методические разработки

  • uchportal.ru/ - Коллекция авторских методических разработок для проведения уроков, педагогические статьи

  • proshkolu.ru/ - . Методическая копилка по предметам

  • infourok.ru/ - Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы.

  • zavuch.ru/ - Методическая копилка

  • it-n.ru/ - Интернет-сообщество педагогов. Мастер-классы для учителей.

  • kopilkaurokov.ru/ - Копилка методического и дидактического материала

  • festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  • window.edu.ru/ - Презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование по школьным предметам

  • uroki.net/ - Громадное количество материалов, разработок уроков, конспектов, планов, классных часов, сценариев

  • openclass.ru/ - Методический учительский портал, обмен педагогическим опытом

  • metodsovet.ru/ - Копилка методического и дидактического материала, помощь в разработке внеклассных мероприятий и уроков.


© 2010-2022