Конспект урока по литературе по рассказу Астафьева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе выполнила Садретдинова Оксана Николаевна,учитель русского языка и литературы БОУ СМР «Кадниковская СОШ» Сокольского района Вологодской области..

Тема: Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Цель: проанализировать проблематику рассказа и выявить замысел автора.

Задачи: формировать умения анализировать текст рассказа;

развивать коммуникативные навыки, творческие способности;

помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев рассказа; подвести к более глубокому пониманию таких понятий, как доброта, честность, совесть.

Тип урока: изучение нового материала с использованием презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, записи в тетради, предметы деревенского быта, карточки с заданием, магнитная доска с цветком.

Ход урока.

1.Орг.момент. Ребята, здравствуйте. Я шла на урок к вам с чувством волнения и радости, оттого что на уроке у нас произведение о детях. Как известно, дети- цветы жизни. Вот и символом нашего занятия будет этот цветок с подвижными листьями, которые будут открываться в течение урока. Итак, мы продолжаем работу по произведению В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». На прошлом уроке вы рассмотрели жизненный уклад семьи дяди Левонтия и Катерины Петровны, бабушки рассказчика. Обратили внимание на характерные черты членов этих семей, отношение к ним автора. Услышали звучание живого народного слова и узнали, почему пряник конем был для героя особенно желанным подарком. Сегодняшнее занятие мы назовем «Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Понять, какие жизненные уроки несет рассказ, как взрослеет герой.)

-Ребята, откроем тетради и запишем тему урока. Во многих рассказах автора звучит тема взросления, писатель показывает, как незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. Эпиграфом урока послужат слова песни из к/ф «Пацаны». Позже мы обратимся к нему. Итак, проживем с героем еще раз один значимый день. Вспомните, каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(отправляется с левонтьевскими ребятами за земляникой, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

-Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают это увидеть? Подберите к некоторым синонимы. Обоснуйте значимость авторских слов.Прочитайте эпизод на раздаточном материале. Эпизод похода за ягодами.

«Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, а у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там еще ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал."

- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?

(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы, эгоистичны.)

-Теперь обратимся к эпизоду сбора ягод. Как противопоставлены в нем главный герой и соседские дети? Какие глаголы снова употребляет автор, рассказывая о поведении детей? Обратите внимание на то, что автор говорит о посуде, с которой ребята пришли в лес. Работать я предлагаю по группам. 1 группа отвечает на вопросы и характеризуют поведение рассказчика. 2 группа- о соседских ребятишках. Ребята работают в группах.

-Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная вашими одноклассниками. Диалог Саньки и героя.

Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я решил уйти с увала, потому как не набрал полную посудину.

Санька: Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Витя: Зато мне бабушка пряник конем купит!

Санька: Может кобылой? Скажи уж лучше- боишься ее, и еще жадный!

Витя: Я?!

Санька: ТЫ!

Витя: Жадный?

Санька: Жадный!

Витя: А хочешь, все ягоды съем?

Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.

Санька: Слабо!

Витя: Мне слабо? Мне слабо?

Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.

Витя: Вот! Ешьте вместе со мной!

Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько ягодок. Жалко ягод. Грустно, Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь.

-Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

(Санька провоцирует героя, называет его «жадным». Витя еще слаб характером, он струсил и пошел на поводу у Саньки.)

-Наверняка, и вы, ребята, были в похожей ситуации, когда трудно бывает сказать «нет». Почему так происходит? (Боимся конфликта, неуверены.)

-Итак, мы смогли подойти к первому уроку в рассказе: «Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации». Учащиеся одновременно открывают первый лепесток цветка.

-Вернемся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке?

(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)

-Как вы расцениваете эти поступки?

(Развлечения их были жестокими.)

-Какой второй урок мы для себя откроем?

(«Не будь жестоким.»)

-Далее по тексту проследим, как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал? Покажем, как все это происходило глазами разных людей. Первая группа готовит пересказ от лица самого рассказчика, а вторая- от лица Саньки. Здесь учащиеся работают самостоятельно в группах.

-Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик?

(Его мучит совесть. За ночь он долго все обдумывает, решается рассказать.)

-Далее направляемся с героем на рыбалку на следующий день. Перечитаем его по ролям от слов «Оттуда, из-за моста, ..» до слов «Я свалился с яра.» Проследим, как к обману относится Санька и герой? Найти слова в тексте.

(Саньке все нипочем, он и дальше учит героя обманывать, а герой здесь уверенно отвечает отказом.)

-Дальше проследим по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки.

«Но я не хотел домой», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко».

-Обратите внимание, как растянута развязка. Почему автор так затягивает финал истории?

(Автор обращает внимание на то, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)

-Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Писатель говорит о том. Что обман делает человека несчастным. Напрашивается 3 урок Астафьева: «Будь честным».

-Какова роль дедушки во всей этой истории?

(Он пожалел внука, поддержал в трудной ситуации.)

-Урок 4-«помогай другим в трудных жизненных ситуациях».

-Почему бабушка купила «пряник конем» обманувшему ее внуку.

(Она верила в него и жалела сироту.)

-Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой».

(Автор благодарен бабушке за ее доброту, за ее веру в него, за то, что помогла осознать свою вину.)

-Какой главный жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

(Бабушка добрая, любит его. Понимание и любовь важнее всего на свете.)

-Итак, 5 урок в тетради: «Будь добрым, умей прощать».

-Обратимся к названию рассказа. Почему такое название у произведения?

(В рассказе добро побеждает зло, конь с розовой гривой символизирует светлые стороны человека.)

-Напомню вам, что пряник для героя был и лакомством, и игрушкой. А что еще может он символизировать? Что такое символ? (Слайд)

(Символ сельской жизни, мечты, радости, становления мальчика как настоящей личности.)

-Как же эпиграф соответствует нашей теме, нашим итогам?

(Взрослеть непросто)

-Какие выводы возникли у вас после нашей беседы? Прошу кратко их изложить в воображаемой телеграмме, эсэмэс. Адресовать телеграмму можно мне, другу.

-Домашнее задание: написать сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.



© 2010-2022