Лингвистическая игра (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Лингвистическая игра-викторина

«От игры к знаниям»


Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, отлично знаете, как велик и разнообразен русский язык. И сегодняшняя викторина поможет расширить и закрепить ваши знания в области русского языка. Нашу игру мы начнем с разминки. Ответьте, пожалуйста, на несколько замысловатых вопросов.

«Разминка»

  1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка.)

  2. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Надо написать слово «сено».)

  3. В каком слове сто отрицаний «нет»? (Слово «стонет».)

  4. В каком слове сорок гласных? (В слове «сорока».)

  5. Какие два местоимения портят дорогу? (Я-мы.)

  6. Чья речь состоит только из двух союзов? (Речь осла: «Иа».)

«Какого рода род?»

Учитель: Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его ни употребляли. Исключения бывают очень редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал - залой, санаторий - санаторией и т.д. Итак, ваше задание: определить род существительных.

Слова

Маэстро (м.р.), бюро (ср.р.), тюль (м.р.), пони (м.р.), какао (ср.р.), фамилия (ж.р.), кенгуру (ср.р.), шампунь (м.р.), такси (ср.р.), колибри (ж.р.), кольраби (ж.р.), кофе (м.р.), жюри (ср.р.), домино (ср.р.), домище (м.р.),какаду (м.р.), рояль (м.р.).

Учитель: Подберите пары по образцу «он - козел, она - коза».

Он - бобер, она… - тоже бобер;

Он - осел, она - ослица;

Он - оса, она - оса;

Он - стрекоза, она - стрекоза;

Он - лев, она - львица;

Он - медведь, она - медведица;

Он - повар, она - повариха;

Он - портной, она - портниха;

Он - храбрец, она - …

«В гостях у прилагательных»


Учитель: В названии многих литературных произведений встречаются имена прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова или «Дикие лебеди» Х.К.Андерсена. Задание: вспомните произведения, в названии которых есть прилагательные.

«Кто быстрее?»

За определенное время (две-три минуты) командам нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.

Трава... (зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная,…)

Дождь... (звонкий, осенний, мелкий, сильный,…)

Снег… (белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый,…)

Друг… (верный, старый, хороший, настоящий,…)


«Слитно или раздельно?»

Учитель: Я, надеюсь, правила написания частицы НЕ с именами прилагательными вы помните? Тогда мы можем приступить к следующему заданию.

Задание

  • (Не)счастные дни бывают памятны очень долго.

  • (Не)веселый, а грустный взгляд.

  • (Не)большой дождишко - лодырям отдышка.

  • В классе мы писали (не)трудный диктант.

  • Этот стол вовсе (не)деревянный.

  • (Не)ожиданное известие.

  • Далеко (не)удачный ответ.

  • (Не)обрывистый, а пологий берег.

  • (Не)брежный почерк.

  • (Не)мягкий, а твердый.

  • (Не)строгий человек.

  • (Не)чаянная встреча.

«Что бы это значило?»

Учитель: А сейчас вы должны дать расшифровку слов, которые я назову. Посмотрим, какая команда сможет расшифровать все слова наиболее полно.

Задание

  • Трудоемкий. (Требующий большой затраты труда.)

  • Компетентный. (Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.)


  • Демократический. (Свойственный широким слоям населения, не принадлежащим к привилегированным классам.)

  • Триумфальный. (Торжественный, победоносный.)

  • Адекватный. (Соответствующий, совподающий.)

«Добавь суффикс»

Учитель: Образуйте от имен существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ин-, -енн-, -онн-.

Задание

  • Причина. (Причинный.)

  • Размен. (Разменный.)

  • Соболь. (Соболиный.)

  • Бетон. (Бетонный.)

  • Нефть. (Нефтяной.)

  • Лекция. (Лекционный.)

  • Журавль. (Журавлиный.)

  • Змея. (Змеиный.)

«Ура глаголу!»

Учитель: Глагол - одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В словаре В.И.Даля читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». В современном русском языке с помощью только глагола можно сделать все. Можно передавать разные виды информации. А можно писать шуточные рассказы. Вот, например, рассказ на тему « Один день»: «Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю… Будит, сердится: «Опаздываешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь…» А теперь вы попробуйте составить рассказ, используя только глаголы. Рассказ может называться…

  • «О том, как я нашел клад»;

  • «О том, как я летал на воздушном шаре»;

  • «О том, как я выращивал ананас»;

  • «О том, как я охотился на льва».

«Синоним к глаголу»

Учитель: Более ста лет назад И.С.Тургенев высказал глубокую мысль о том, что «богат и могуч» русский язык. Если задуматься, а чем же богат


русский язык, то можно обнаружить целый перечень достоинств. Например, в нашем языке очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так. Вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «сверлить взглядом» и т.д. Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголу…

  • Есть (то есть кушать);

  • Упасть;

  • Говорить;

  • Отдохнуть;

  • Идти.

«Веселые фразеологизмы»

«Четвертый лишний»

В каждом из столбцов найти четвертый лишний фразеологизм и объяснить, почему он лишний.

  1. хоть пруд пруди 3. во все лопатки

кот наплакал сломя голову

тьма-тьмущая черепашьим шагом

яблоку негде упасть в мгновенье ока

  1. слово в слово 4. попасть впросак

тютелька в тютельку попасть на седьмое небо

вилами на воде написано попасть в переделку

комар носа не подточит попасть в переплет

«Закончи фразеологизм»

Дрожит…(как осиновый лист)

Катается…(как сыр в масле)

Выводить…(на чистую воду)

Держать…(в ежовых рукавицах)

Поразить…(как гром среди ясного неба)

Вариться…(в собственном соку)

Сидеть…(сложа руки)

Вставлять…(палки в колеса)

Обвести…(вокруг пальца)


«Да здравствуют шарады!»


Учитель: Знаете ли вы, что такое шарада? Шарада - это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Шарады нам нужны не только для развлечения, но и для учебы… Вам предстоит разгадать предложенные шарады.

Шарады

  • Предлог с частицей - по бокам,

А в середине - палка,

Идет к пушистым волосам,

А потеряешь - жалко.

(Заколка.)

  • Из писка птиц мой первый слог

возьмете,

Второй - с бараньей головы…

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

(Пирог.)

  • Предлоги эти - просто чудо!

Один - туда, другой - оттуда,

А целое - у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек.

(Кот.)

  • Раз - союз и два - союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок.

Если этот порошок

Молоком разбавим,

Удовольствие большое

Всем друзьям доставим.

( Какао.)




«Радионяня»

Учитель: нужно исправить в тексте грамматические ошибки.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.

Учитель: Спасибо вам, ребята, за участие в викторине. Любите русский язык, изучайте его. Очень важно быть грамотным человеком, уметь пользоваться своим родным языком. Читайте больше и познавайте все прелести, тайны и загадки нашего русского языка.



Оценочный лист

Название команды

Название конкурса

Сумма баллов

Место

Разминка

Какого

рода род?

Кто быстрее?

Слитно или раздельно?

Что бы это значило?

Добавь суффикс

Ура глаголу!

Синоним к глаголу

Веселые фразеологизмы

Закончи фразеологизмы

Да здравствуют шарады!

Радионяня









































Маэстро, бюро, тюль, пони, какао, фамилия, кенгуру, шампунь, такси, колибри, кольраби, кофе, жюри, домино, домище, какаду, рояль


Маэстро, бюро, тюль, пони, какао, фамилия, кенгуру, шампунь, такси, колибри, кольраби, кофе, жюри, домино, домище, какаду, рояль


Маэстро, бюро, тюль, пони, какао, фамилия, кенгуру, шампунь, такси, колибри, кольраби, кофе, жюри, домино, домище, какаду, рояль


Маэстро, бюро, тюль, пони, какао, фамилия, кенгуру, шампунь, такси, колибри, кольраби, кофе, жюри, домино, домище, какаду, рояль


  • (Не)счастные дни бывают памятны очень долго.

  • (Не)веселый, а грустный взгляд.

  • (Не)большой дождишко - лодырям отдышка.

  • В классе мы писали (не)трудный диктант.

  • Этот стол вовсе (не)деревянный.

  • (Не)ожиданное известие.

  • Далеко (не)удачный ответ.

  • (Не)обрывистый, а пологий берег.

  • (Не)брежный почерк.

  • (Не)мягкий, а твердый.

  • (Не)строгий человек.

  • (Не)чаянная встреча.




  • Не)счастные дни бывают памятны очень долго.

  • (Не)веселый, а грустный взгляд.

  • (Не)большой дождишко - лодырям отдышка.

  • В классе мы писали (не)трудный диктант.

  • Этот стол вовсе (не)деревянный.

  • (Не)ожиданное известие.

  • Далеко (не)удачный ответ.

  • (Не)обрывистый, а пологий берег.

  • (Не)брежный почерк.

  • (Не)мягкий, а твердый.

  • (Не)строгий человек.

  • (Не)чаянная встреча.


  • Не)счастные дни бывают памятны очень долго.

  • (Не)веселый, а грустный взгляд.

  • (Не)большой дождишко - лодырям отдышка.

  • В классе мы писали (не)трудный диктант.

  • Этот стол вовсе (не)деревянный.

  • (Не)ожиданное известие.

  • Далеко (не)удачный ответ.

  • (Не)обрывистый, а пологий берег.

  • (Не)брежный почерк.

  • (Не)мягкий, а твердый.

  • (Не)строгий человек.

  • (Не)чаянная встреча.


  • Не)счастные дни бывают памятны очень долго.

  • (Не)веселый, а грустный взгляд.

  • (Не)большой дождишко - лодырям отдышка.

  • В классе мы писали (не)трудный диктант.

  • Этот стол вовсе (не)деревянный.

  • (Не)ожиданное известие.

  • Далеко (не)удачный ответ.

  • (Не)обрывистый, а пологий берег.

  • (Не)брежный почерк.

  • (Не)мягкий, а твердый.

  • (Не)строгий человек.

  • (Не)чаянная встреча.


Причина - …

Размен - …

Соболь - …

Бетон - …

Нефть - …

Лекция - …

Журавль - …

Змея - …

Причина - …

Размен - …

Соболь - …

Бетон - …

Нефть - …

Лекция - …

Журавль - …

Змея - …

Причина - …

Размен - …

Соболь - …

Бетон - …

Нефть - …

Лекция - …

Журавль - …

Змея - …

Причина - …

Размен - …

Соболь - …

Бетон - …

Нефть - …

Лекция - …

Журавль - …

Змея - …




  1. хоть пруд пруди 3. во все лопатки

кот наплакал сломя голову

тьма-тьмущая черепашьим шагом

яблоку негде упасть в мгновенье ока

  1. слово в слово 4. попасть впросак

тютелька в тютельку попасть на седьмое небо

вилами на воде написано попасть в переделку

комар носа не подточит попасть в переплет

Дрожит…

Катается…

Выводить…

Держать…

Поразить…

Вариться…

Сидеть…

Вставлять…

Обвести…

Дрожит…

Катается…

Выводить…

Держать…

Поразить…

Вариться…

Сидеть…

Вставлять…

Обвести…

Дрожит…

Катается…

Выводить…

Держать…

Поразить…

Вариться…

Сидеть…

Вставлять…

Обвести…


Дрожит…

Катается…

Выводить…

Держать…

Поразить…

Вариться…

Сидеть…

Вставлять…

Обвести…


  • Предлог с частицей - по бокам,

А в середине - палка,

Идет к пушистым волосам,

А потеряешь - жалко.


  • Раз - союз и два - союз.

Заключили мы союз.

К нам пришел еще предлог,

Получился порошок.

Если этот порошок

Молоком разбавим,

Удовольствие большое

Всем друзьям доставим.


  • Из писка птиц мой первый слог

возьмете,

Второй - с бараньей головы…

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.


  • Предлоги эти - просто чудо!

Один - туда, другой - оттуда,

А целое - у наших ног,

Пушистый, ласковый зверек.


Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.




Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.





Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.




Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян,

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино,

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать;

Будут польта выдавать.




© 2010-2022