Конспект урока по литературе на тему «М. Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури…»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект Анохиной Анастасии Владимировны

Тема «М.Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури…»

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус», раскрыть замысел автора с помощью обращения к искусству живописи, сделать сравнительные анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Челнок» и «Желанье»;

Развивающие: развивать навыки аналитического чтения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать учение анализировать;

Воспитывающие: воспитывать желание самостоятельно обращаться к поэзии М. Ю. Лермонтова, воспитывать любовь к искусству, воспитывать эстетический вкус.

Литература: В.Г. Маранцман Литература. 5 класс. Методические рекомендации; Б. Эйхенбаум Литературная позиция Лермонтова; П.А. Висковатый Жизнь и творчество Лермонтова.

Оборудование: тексты стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус», «Желанье» и «Челнок»; романс Варламова «Парус»; слайд-шоу с репродукциями картин И.К. Айвазовского «Кораблекрушение 1854», «Кораблекрушение», «Море», «Кораблекрушение у Афонской горы», «Парусник», «Буря на Северном море» и др.

План урока

1)Организационный момент (2 минуты);

2)Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы (3 минуты);

3)Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус» (10 минут);

4)Сравнительный анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Желанье» и «Челнок» (18 минут);

5)Творческая работа. Мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?» (7 минут);

6)Итог урока (3 минуты);

7)Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

1)Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов «Парус». А он, мятежный, просит бури…». Сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомимся с его стихотворениями «Парус», «Желанье» и «Челнок», сделаем сравнительный анализ этих стихотворений.

2)Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы

Звучит романс Варламова «Парус».

Эпиграф к уроку звучит так:

В «Парусе» заложен большой и многообразный смысл, и каждая новая поросль молодежи берет в нем то, что ей наиболее созвучно.

(Сергей Наровчатов)

Сегодня мы поразмышляем на эту тему, в конце урока каждый из нас попытается ответить на вопрос: «Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?».

3)Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус».

Слово учителя

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения. Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение.

Ребята, посмотрим, каким же бывает море и как его различные состояния изобразил художник И.К. Айвазовский. Это поможет нам представить многоликость морской стихии, с одной стороны, и с другой - стремление мятежного Паруса, добровольно меняющего покой на бурю, сулящую ему гибель.

Какое состояние моря передано на картинах художника? ( Буря, тревога, смятение, страх, одиночество, шторм).

Чтобы узнать, каким видит море Лермонтов, мы прочитаем стихотворение «Парус».

Чтение стихотворения.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Стихотворение вызвало чувство восхищения Парусом).

Каким предстает перед нами Парус? (Парус сильный, мятежный, ищет новых впечатлений, одинокий).

Парус одинок. О ком еще мы можем так сказать? ( Так можно сказать не только о Парусе, но и о человеке, о человеческой жизни. Возможно, это стихотворение о самом авторе).

Обратимся и к известной акварели Лермонтова «Парус», написанной в 1829 - 1831 гг., до создания стихотворения, это свидетельствует о том, что образ Паруса давно волновал поэта.

Каким мы видим море в изображении Лермонтова? (Оно далеко не безмятежно, зловещие тучи на небе предвещают скорую бурю и возможную гибель Паруса).

4)Сравнительный анализ стихотворения «Парус» со стихотворениями «Желанье» и «Челнок»

Прочитаем стихотворение «Желанье» и «Челнок» и сравним, как изображено море в этих стихотворениях, а как в «Парусе».

Чтение стихотворения «Желанье»

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.

Дайте мне челнок досчатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.
Я тогда пущуся в море
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.

Дайте мне дворец высокой
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая

В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал...

Чтение стихотворения «Челнок»

По произволу дивной власти

Я выкинут из царства страсти,

Как после бури на песок

Волной расшибенный челнок;

Пускай прилив его ласкает, -

В обман не вдастся инвалид;

Свое бессилие он знает

И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле

Себя иль ноши дорогой;

Он не годится - и на воле!

Погиб - и дан ему покой!

Какое впечатление произвели на вас эти стихотворения? (Возникла жалость и какая-то непонятная грусть).

Восхищение или сожаление вызывают у вас Парус и Челнок?( Парус вызывает восхищение, а Челнок сожаление).

Какими вы их себе представляете? (Парус вызывает восхищение, потому что его образ навевает спокойствие, настраивает на мечтательный лад. Он свободен и плывет по бескрайним морским просторам в поисках нового и неизведанного. Челнок вызывает чувство сожаления и грусти, потому что он выброшен на берег весь разбитый и изуродованный. Конец его печальный, неутешительный, скорее всего - безнадежный).

Почему поэт называет Парус «мятежным», а Челнок «инвалидом»? (В образе Паруса предстает сам Лермонтов. Он называет Парус «мятежным». Да и он сам таков: тревожный, неспокойный, бурный. Он человек, рожденный для бури, тоскует без нее и ищет в ней смысл жизни, а ровная и спокойная жизнь не для него. Поэт называет Челнок «инвалидом» от отчаяния и бессилия. Челнок вызывает у поэта чувство грусти, печали и безнадежности. Став инвалидом, он лишился способности к полноценной жизни).

Почему Челнок «притворяется, что спит»? (Челнок «притворяется, что спит», потому что у него не осталось другого выхода. Лишенный возможности действовать, лишенный всякой надежды, зная свое бессилие и беспомощность, он вынужден притворяться, обретая тем самым покой и тишину, т.е. смерть).

Почему Парус «просит бури»? (И Парус и поэт оба одиноки, поэтому автор близко к сердцу принимает судьбу Паруса. У него, казалось бы, есть все, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат его, ведь это его стихия).

Есть ли различия в смысле слова «покой» в данных стихотворениях? (В слово «покой» в стихотворениях вложен разный смысл. Парусу вообще не нужен покой. Он не нашел его в безмятежном море, но вряд ли найдет и в буре. Его мятежная натура рвется к действию. А Челнок, потеряв веру в себя, способность к жизни, обретает «покой», т.е. погибает).

Какой смысл несут в себе образы-символы Паруса и Челнока? ( Парус и Челнок - это образы-символы, в которых заключен определенный смысл. Парус - это борец, который не боится испытаний и трудностей. Он противник пассивности и бездействия. Человек, став «инвалидом», как Челнок, лишен возможности действовать, теряет способность к жизни).

В чем вам видится связь этих стихотворений и отличие? (Связь этих стихотворений в том, что и Челнок, и Парус одиноки. Отличие заключается в том, что Челнок принимает свое поражение, он разбит, сломлен. Печален и безнадежен его конец. А Парус, наоборот, борец. Его мятежный дух «просит бури, как будто в бурях есть покой». Уверенность в себе придает ему силы сражаться, что является смыслом его жизни).

Как соотносятся Челнок и Парус с автором и лирическим героем? (Лирический герой в стихотворении «Челнок» вызывает чувство грусти, печали, сожаления. Он сам себя сравнивает с разбитым Челноком. А в стихотворении «Парус» отражается душа самого поэта).

5)Творческая работа. Мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?»

Итак, ребята, мы познакомились со стихотворением «Парус» М.Ю. Лермонтова, поразмышляли на тему одиночества паруса, его силы, стремления, борьбы, сходства Паруса с самим автором. Предлагаю вам написать мини-сочинение на тему « Что мне созвучно со стихотворением «Парус»?». Размышление должно состоять из 5-10 предложений, отвечать на поставленный вопрос.

6)Итог урока

Сегодня мы по-новому взглянули на творчество М.Ю. Лермонтова, познакомились с его тремя прекрасными стихотворениями: «Парус», «Желанье», «Челнок», проследили судьбу лирических героев, рассмотрели сходства и различия этих стихотворений, многие узнали об удивительных картинах художника И.К. Айвазовского, научились делать сопоставительный анализ стихотворений.

Объявление оценок за работу на уроке.

7)Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Парус».


© 2010-2022