Урок по литературе по Чехову

Урок по литературе в 5 классе по произведениям Чехова. По программе литературы в 5 классе мы изучаем небольшие произведения Чехова. Конспект урока как раз по небольшим произведеням Чехова. Изучая небольшой рассказ Чехова "Хирургия".Цель урока: показать Чехова как человека, Чехова как мастера юмористическогь рассказа.учить выявлять, какими средствами автор сделал свой рассказ смешным, проявлять свое восприятие рассказа через эмоциональное, выразительное чтение, инсценирование.- научить отличать ю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наримановского района «СОШ №4»














Урок литературы в 5 классе по теме

«Антон Павлович Чехов. «Хирургия»

как юмористический рассказ»












Выполнил: учитель русского

языка и литературы

Муравьева Л.Ю.




Тема урока:
Антон Павлович Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Цель урока: помочь учащимся открыть для себя Чехова - человека, Чехова - мастера юмористического рассказа.


Задачи:

- научить отличать юмористическое произведение,
- учить видеть и понимать в рассказе подтекст, позицию автора,

учить выявлять, какими средствами автор сделал свой рассказ смешным, проявлять свое восприятие рассказа через эмоциональное, выразительное чтение, инсценирование.

Развиваюшая цель: способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся, формировать аналитические умения, интерес к чтению.

Воспитательная цель: формировать любовь к русскому писателю, литературе, нравственные качества личности, стремление к самосовершенствованию.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, интерактивное, информационно-коммуникационное, элементы проблемного обучения, развивающего, с использованием наглядного, занимательного материала.

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: компьютерная презентация, «Осенняя песня» П.И. Чайковского, выставка книг А.П. Чехова, тексты рассказа, мизансцена.

Приемы работы: слово учителя, викторина, беседа, сообщения учащихся, анализ текста через деловую игру «Литературоведы», проблемные, творческие задания, чтение по ролям.







Ход урока.


I. Сообщение темы, цели урока (слайд 1). ( Совместная постановка целей урока, определение видов работы (учащиеся обсуждают с помощью учителя, учитель корректирует ответы)

(Слайд 2) Цель урока:
- открыть для себя Чехова - человека, Чехова - мастера юмористического рассказа,
- научиться отличать юмористическое произведение,
- увидеть в рассказе то, чего не заметили при первом домашнем чтении,
- выявить, какими средствами автор сделал свой рассказ смешным

- В течение урока мы с вами проведем небольшую викторину, будем исследовать текст рассказа в качестве литературоведов.

II. Слово о Чехове (Слово учителя, викторина, беседа, сообщения учащихся)

(Звучит «Осенняя песня П.И. Чайковского. Постепенно по ходу беседы становится тише).

(Слайд 3) Наш герой родился в середине 19 века.

- Назовите даты жизни и смерти писателя.

(Слайд 4) Да, 17 (29) января) 1860 года родился А.П. Чехов, человек необыкновенного душевного изящества, вежливый, доброжелательный, умеющий расположить к себе, обаятельный, веселый, проживший короткую, но чрезвычайно интересную и содержательную жизнь.

- (Слайд 5) В каком старинном русском провинциальном городе он родился?

(А.П. Чехов родился в старинном провинциальном городе Таганроге).

- (Слайд 6) На экране вы видите домик, где родился великий писатель.

Его родители были из семей крепостных крестьян, выкупившихся и начавших свое дело: Павел Егорович и Александра Яковлевна (слайды 7,8).

- Где часто приходилось работать сыновьям Павла Егоровича «для хозяйского глаза»?

( В бакалейной лавке) (слайд 9).

Расскажите об укладе семьи Чеховых.

(Сообщение 1-го ученика, выступающего в роли литературоведа. (Слайды 10, 11):

Павел Егорович воспитывал детей по-старинному: с наказаниями, поркой. Беспрекословное послушание, считал он, идет им только на пользу. Отец хотел, чтобы дети хорошо учились и занимались пением и музыкой. Душой семейства была мать, .Евгения Яковлевна, наделенная огромным запасом человечности и доброты. Павел Егорович был человеком одаренным: играл на скрипке, рисовал. Артистический его склад передался детям. Они любили рисовать, разыгрывать домашние сценки, пародировать друг друга, давать смешные прозвища. В семье любили шутить, веселиться. Например, докладывая двоюродному брату Мише, почему он не может приехать повидаться, Антон острит: «Министр финансов объяснит тебе причину». В семье все учились. Антон во время учебы в гимназии увлекся театром и литературой.

- Духовный авторитет Антона в семье вырос, когда он в Таганроге начал в 16 лет самостоятельную жизнь.

Сообщение 2-го «литературоведа» о самостоятельной жизни Антона в Таганроге.

Дело в том, что отец Антона решил построить дом, взял кредит, но расплатиться с кредиторами оказался не в состоянии. Поэтому он вслед за старшими сыновьями переезжает в Москву, спасаясь от долговой тюрьмы. Вскоре в Москву перебирается и вся семья, и только Антон остается в Таганроге, чтобы окончить гимназию и получить аттестат. Он живет в бывшем родном доме квартирантом, зарабатывая себе на жизнь репетиторством (уроками), много читает. И даже посылает кое-какие рубли в Москву, т.к. отец долго не мог найти работу.

Будущий писатель выдерживает первое испытание характера.

- Да, вот в это-то время вполне проявились главные черты характера Антона Павловича: его мудрая сдержанность, умение вести дела с достоинством, вызывать к себе уважение. За эти качества в людях он будет бороться всю жизнь и как писатель.

Позже он учил брата сознавать свое достоинство. Прочитайте строки из письма Антона Павловича к брату Николаю.

(Слайды 12-19) Ученики по очереди читают строки из письма к брату.

Из письма брату Николаю:

Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

Они платят долги.

Они не лгут даже в пустяках.

Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома.

Они не болтливы.

Они воспитывают в себе эстетику: не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу .

- На какой факультет поступил будущий писатель, если его преподавателями были

К А.Тимирязев, Н.В. Склифасовский, именем которого назван в Москве НИИ скорой помощи?

.(В 1879 году А.П. Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета)

- Да. Диплом об окончании медицинского факультета Антон Павлович получил в 1884 году и стал практикующим врачом.

Уже в годы учебы в университете становится довольно известным писателем, имя которого часто скрывается под псевдонимами

- Что такое псевдоним?

(Вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты)

- (Слайд 20) Какими псевдонимами подписывался Чехов?

(«Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата».)

- С самой ранней юности лет10 -12 подряд Антон Павлович работал, как фабрика, не зная простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористического рассказа Чехова. (Слайд 21) В журналах требовали, чтобы он писал часто, . коротко и смешно. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. «Краткость - сестра таланта», - это Чехов повторял не раз.

III. Аналитическая работа с текстом. (Проблемные задания, деловая игра, слушание актерского чтения с определенной целью наблюдения, выразительное чтение по ролям, записи в тетрадях)

- Вы самостоятельно прочитали рассказ «Хирургия» (Профессия врача не могла не сказаться на творчестве). Поработаем в качестве литературоведов, выявим особенности юмористического рассказа А.П. Чехова на примере «Хирургии», понаблюдаем, как писатель создает юмористическую ситуацию.

- Что для такой работы нам необходимо?

(Хорошо знать текст, наблюдать над текстом, вчитываться в текст)

И еще вспомним литературоведческое понятие

- Что такое юмор? (Слайд 22).

(Юмор - изображение героев в смешном виде, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества.

Юмор - смех веселый, доброжелательный.)

- Начнем исследование. В тетрадях запишите заголовок:

(Слайд 23) Особенности юмористического рассказа А.П. Чехова:

(Отвечая на вопросы учителя, ученики делают наблюдение над текстом, приходят к выводам, запись которых появляется на экране, учащиеся фиксируют в тетрадях.)

- Мы уже прочитали рассказы И.С. Тургенева «Муму», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Чем отличается рассказ «Хирургия»? Почему чеховский рассказ гораздо короче?

( У Тургенева много описаний природы, портретов, авторских характеристик.)

- А у Чехова?

(Никаких предварительных подробностей, описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию, Оно начинается сразу. Отсутствует развернутое авторское рассуждение)

- Прочитайте первую фразу рассказа.

(Земская больница)

Мы не знаем еще кто, но нам уже сообщено где и что. В двух словах сказано многое.

Значит можем отметить особенность чеховского рассказа

1. Лаконизм и простота. (Слайд 23) (Эти особенности присущи почти всем произведениям писателя)

- Что служит источником юмористической ситуации в рассказе «Хирургия»? (больной зуб), т.е. бытовая ситуация, которая обозначается в первой же фразе. Значит, следующая особенность:

2. Бытовая ситуация. (Слайд 23) (Ученики записывают)

- (Слад 24) Как фамилия дьяка, который вырывает зуб?

(Вонмигласов) (Слайд 24)

- Говорит ли о чем-нибудь фамилия Вонмигласов?.

(Вон глаз, вон глас, голос.)

- (Слайд 25) Вонмем - это возглас, призыв во время службы, означающий на церковно-славянском языке: «Внимайте». Вслушайтесь: вонмем, внимание, внимайте. Верно, слова одного корня. Так о чем же говорит нам фамилия Вонмигласов?

(Фамилия эта говорит о том, что владелец ее имеет отношение к церкви).

- (Слайд 26) А фамилия Курятин? Каковы ассоциации?

(Слайд 26) (Куриная слепота. Мокрая курица - вот ассоциации, которые она вызывает.)

- (Слайд 26) О каком человеке говорят «мокрая курица»?

(Слайд 26) (О жалком).

- (Слайд 26) Чехов очень тяжело переживал невежество своих коллег.

- (Слайд 27) Фамилии героев «Хирургии» вовсе не случайные. Они «говорящие», то есть что-либо сообщают нам о носителях этой фамилии. Это форма юмористической оценки.

Это следующая особенность юмористического рассказа А.П. Чехова.

3. «Говорящие» фамилии. (Слайд 28) (Ученики записывают в тетрадях.)

Обратимся к началу рассказа. Обратите внимание на внешность героев, манеру говорить, двигаться, выражать свои чувства.

(Слайд 29-30).

- Как выглядит Вонмигласов? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка? Говорит нам о чем- либо эта деталь? (Эти детали указывают на несоответствие внешнего вида сану дьячка.)

- (Слайд 31) Что вынимает дьячок из красного платочка и с поклоном кладет перед фельдшером?

(Просфору)

- Что это такое?

(Слайд 32) (Приношение, белый круглый хлебец, употребляемый для причастия.)

- (Слайд 33) Как же помогает понять настроение героя, его психологическое состояние эта деталь? Эта деталь используется не только для описания быта, но раскрывает переживание героя, его состояние. Понаблюдайте - Почему дьячок ведет себя заискивающе перед фельдшером? Какое психологическое состояние он испытывает?

- (Слайд 33) Значит, автор использует яркую, выразительную деталь для раскрытия переживаний героев, их состояния, характеристики.

Ученики записывают:

. 4. (Слайд 34) Двойная роль детали.

- Что собой представляет рассказ «Хирургия»? Описание, повествование, разговор?

(Почти весь рассказ состоит из разговора двух действующих лиц - персонажей.)

- Как называется такой разговор?

(Диалог).

- Рассказ очень похож на маленькую забавную пьесу, сценку, рассказ-сценка.

- Записываем следующую особенность рассказа

5. Сценичность диалога. (Рассказ-сценка) (Слайд 35)

- Продолжим разговор о дьячке Вонмигласове.

- Как Вонмигласов говорит, какие слова в его речи преобладают в первой реплике.

(Говорит церковно-славянским языком, косноязычно, невнятно, льстивым, заискивающим тоном, уничижающе по отношению к себе, преобладают слова церковные, в конце - просторечные)

- Отличается его речь от речи фельдшера Курятина?

Значит, речь у каждого героя неповторимая и характеризует героя.

Записываем:

6. Индивидуализация речи. (Слайд 35)

Прочитаем в лицах фрагмент. « Фельдшер берет козью ножку….» до «- Тянул!..»

Проследим за характером фельдшера Курятина, манерой говорить, двигаться, выражать свои чувства.

Дейстующие лица:

1. От автора ( чтение реплик)

2. Фельдшер Курятин.

3. Дьяк Вонмигласов

- Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение?

- Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку. Минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? О чем эти действия рассказывают читателю?

(Он не знает, как правильно вырывать зуб)

- В рассказе фельдшер Курятин дважды дает определение одному понятию, и всякий раз по-разному? О каком понятии и определениях идет речь?.

- Молодцы!. Итак, в одном случае - «Хирургия - пустяки», в другом - «Хирургия - дело непростое», «Хирургия - не шутка».

Как вы объясняете его поведение?

( Курятин играет роль образованного врача, имеющего профессиональные знания и умения, почтительного, культурного человека. На самом деле фельдшер необразованный, хвастливый, самоуверенный, несдержанный, грубый.)

- Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? .

(Невежество, глупость, отсутствие культуры, элементарных профессиональных знаний и умений.)

- Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе?

Пытается употреблять в своей речи профессиональные слова (медика), («…тракцию сделать по вертикальной оси…»), но косноязычен («…не тово… как его?»), не умеет выразить правильно и четко свои мысли, не заканчивает предложения, лексикон беден.

- О чем говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

(На протяжении всей процедуры с зубом говорит о помещике Египетском, хвастается своим знакомством с образованным человеком, богатым, знатным)

- Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «образованность… один костюм сто рублей стоит»?

(Для Курятина образованность связана с дорогим костюмом. Людей оценивает не по уму и делам, а по богатству, званию, чину)

- Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?

(Оба невежественные, глупые, несдержанные, грубые, угодничают. Не получили хорошего образования)

- Только ли смешон этот рассказ?

Записываем последнее положение:

7. Грустный взгляд сквозь веселый смех. («Они смешные, но невеселые») (Слайд 35)

IV. Выводы по аналитической работе над текстом.

- (Слайд 34) Итак, какие особенности юмористических рассказов А.П. Чехова мы выявили?

1. Лаконизм и простота изложения.

2. Бытовая ситуация.

3. «Говорящие» фамилии.

  1. Сценичность диалога.

  2. Двойная роль детали.

  3. Индивидуализация речи.

7. Грустный взгляд сквозь веселый смех.

- Посмотрим и послушаем инсценировку .

V. (Слайд 36)

- А.П. Чехов был хорошим доктором и ставил точный диагноз. Попробуем и мы с вами поставить диагноз героям «Хирургии»

(Диагноз - болезнь безнравственности, потеря человеческого в человеке).

- Над чем смеется в этом рассказе Чехов?

(Слайд 37) Назовите отрицательные качества героев.

(Невежество, глупость, самоуверенность, хвастовство, грубость, несдержанность, угодничество.)

- Каковы причины «заболевания» героев рассказа? (Слайд 38)

(Низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины.)

- Подумаем о лекарстве против болезни, об ее профилактике. (Слайд 39)

(Учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков)

VI. Итог урока (Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского. На фоне тихой мелодии слово учителя и показ слайдов)

- На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу Чехову» (Слайд 40)

- Доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором.. Ведь все вы знаете, что смех не только продлевает нам жизнь, он лечит многие пороки. Его смех остается бессмертным, молодым.

(Слайд 41)

И еще он оставил нам заветы:

- Прочитайте. (Слайды 42 - 44)

1. Краткость - сестра таланта.

2. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

3. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

- Почему грустная мелодия («Осенняя песня» П.И. Чайковского) сопровождает сегодня наш рассказ о Чехове-человеке, Чехове- мастере?

(Жаль, что А. П. Чехов прожил короткую жизнь. В рассказах Чехова есть грусть о сложностях в жизни, о недостатках в людях, когда они не замечают этого)

- (Слайд 45, иллюстрация картины И.И. Левитана «Золотая осень».)

А.П. Чехов был близок по духу художнику . И.И. Левитану, его пейзажам, композитору П.И. Чайковскому. Очень их любил.

- Каким человеком предстает перед нами А.П. Чехов?

(Человеком умным, честным, образованным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, веселым, остроумным. )

- В Чехове были свобода и легкость, которые воплотились в его рассказах.

VII. Рефлексия

Какой жизненный урок вы получили сегодня? Помог ли вам смех Чехова?

(Смех Чехова помогает обратить внимание на собственные недостатки и постараться их исправить, а также поднять настроение, в результате чего любую работу можно сделать лучше).

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

VIII. Оценки. ( Комментирование работы учащихся на уроке и выставление отметок.)

IX. Домашнее задание. (Слайд 46).

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитав рассказы:

  1. Толстый и тонкий

  2. Каштанка

  3. Детвора

  4. Ванька

  5. Спать хочется

Задания .

А) нарисовать иллюстрацию к любому прочитанному рассказу

Всем спасибо! (Слайд 47).

Все уходят с урока, музыка продолжает звучать, на экране портрет А.П. Чехова.


© 2010-2022