Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Полноценное обучение будет тогда, когда ученик имеет хорошее физическое и психическое здоровье. Исследования показывают, что здоровье ребенка в школе находится под угрозой ухудшения. Поэтому для предотвращения негативных последствий необходимо работу в школе построить в системе комплексного обеспечения их деятельности со стороны родителей, врачей, учителей.

Для решения этой проблемы я выбираю свои подходы и направления. Формирование здорового образа жизни начинаю с пятого класса и использую здоровьесберегающие технологии.. Я считаю, что большое значение имеет организация урока. Нужно строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта прошу детей не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Для каждого ребёнка стараюсь выбрать объём учебной нагрузки и рационально распределяю его во времени . На своих уроках использую разноуровневые задания, которые снижают нагрузку учащихся и способствуют сохранению здоровья детей. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий.. Поэтому в работе стараюсь сохранять демократический стиль общения, уделять внимание каждому ребёнку, тактично исправлять ошибки, допущенные учащимися. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронновизуальный, самостоятельную работу и другие.

Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).

Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм. При изучении наклонений глаголов вместе с детьми составляем режим дня школьника с последующим его обсуждением. При знакомство с числительными использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Поэтому применяю следующие формы организации деятельности учащихся на уроке:

- работа в группах (как статическая, так и подвижная);

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием мяча.

В игровой форме провожу словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье. Провожу нестандартные уроки: урок-игра, урок - соревнование, уроки - конкурсы, уроки-экскурсии и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поэтому активно использую компьютерные технологии. Применяю разнообразные формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Разумное, дозированное использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - снижает утомляемость учащихся.

За годы работы в школе пришла к выводу, что дети не умеют рационально распределять время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам (Получив задание за несколько дней, ребята всё равно выполняют его накануне). Поэтому, в первой четверти мы проводим урок по теме «Учись учиться», на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий.

Часто при выставлении оценок дети испытывают психологический стресс. Для снятия эмоционального напряжения мы используем три вида оценивания:

  1. Ученик оценивает сам свою работу.

  2. Взаимопроверка (работа в парах).

  3. Обоснованная оценка учителя.

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. С этой целью провожу внеклассные мероприятия, такие как: «Вред и польза компьютера» , «Береги здоровье смолоду».Совместно с педагогами по параллели организуем туристические походы, устраиваем спортивные семейные праздники , конкурсы рисунков «Мы против наркотиков», «Здоровый образ жизни»,«Мы за спорт».Традиционными стали мероприятия «Мама, папа, я - спортивная семья», неделя спорта, конкурс «Лучший спортивный класс». Провожу классные часы через беседы «Как вырасти здоровым», «Нужно ли быть здоровым», на которых рассматриваются темы здоровьесбережения, эстетического и нравственного воспитания, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Регулярно проводятся родительские собрания на темы «Режим школьника», «Спорт и здоровье», « Стрессовые ситуации в жизни ребенка», «Психологическая помощь ребёнку в обучении»» и т.д. Цель таких встреч - повышение уровня родительской компетентности.

Здоровый образ жизни занимает первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, быть личным примером ,демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Директор МБОУ СОШ № 14 С.А.Барсукова





© 2010-2022