УРОК «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА КРЫМОВА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 6 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК «ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ

СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ НИКОЛАЯ ПЕТРОВИЧА КРЫМОВА «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 6 КЛАСС

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно - творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись.


Ход урока.


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей.

Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.


Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине Николая Петровича Крымова. Только отгадав мою загадку, вы поймете, какую картину мы возьмем для рассмотрения, и какое время года изображено на картине художника.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

(Зима)

Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О зиме)

Но не просто о зиме, а о картине Николая Петровича Крымова «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР».

Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы будем работать с картиной «Зимний вечер» Н. П. Крымова, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.

Посмотрите на картину, ее написал художник Крымов

2. Рассказ о художнике.

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у своего отца. А затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у известных художников: Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных картин была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что в русскую пейзажную живопись вошел городской житель, способный увидеть настоящую красоту природы среди городских домов и разноцветных крыш, почувствовать тайную жизнь среди городской суеты и шума.

На Картине «Зимний вечер» Николай Петрович Крымов запечатлел небольшую деревушку зимой, передал её покой и умиротворение. Картина «Зимний вечер» - самая известная работа Николая Крымова.

Вопрос:

• Какие интересные моменты жизни художника вы запомнили больше всего?

3. Словарная работа.

Николай Петрович Крымов - один из лучших русских пейзажистов XX столетия. Кто такой пейзажист?

В словаре дается такое объяснение.

Пейзажист - художник, описывающий природу (Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный).

А как называется тогда жанр живописи, над которым работал Н.П. Крымов? (Пейзаж - живописный жанр, изображающий природу)

Задание: Выпишем эти слова и их лексические значения в тетрадки и запомним.

А какие жанры вам еще известны и художники, которые работали над ними (натюрморт: Кончаловский «Сирень в корзине»).

4. Беседа по картине «Зимний вечер».

Рассматривание картины происходит под музыку из мультфильма «Падал прошлогодний снег».

Теперь посмотрим на картину Крымова «Зимний вечер». Какие чувства вызвала у вас картина? (Чувство спокойствия, умиротворения и тепла).

Что изображено на картине? (На этой картине художник запечатлел небольшую деревушку зимой, замёрзшую речку, лес, небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах, купол колокольни, местные жители).

Каким автор изобразил снег на картине? Какое сочетание красок использует автор? (Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов).

Что мы видим на переднем плане? Опишите. (На переднем плане пейзажа художник запечатлел замёрзшую речку).

Как вы считаете, а что это за точки на переднем плане? (В них мы можем угадать деревенскую детвору).

А что мы видим на среднем плане? (На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей).

Что художник изобразил на заднем плане? (На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес).

Какого цвета на картине деревья и дома? (Они выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет).

Как вы считаете, что является главным в этой картине? Почему? (Небо).

Небо на картине одного цвета? (Нет, оно светлое, зеленовато-желтое).

Какие словосочетания вы можете составить со словом небо? (Небо низкое, чистое.).

А что мы видим слева, немного в отдалении от жилых построек? (Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни).

Как вы думаете, что означает церковь, какие чувства она вызывает, символом чего является купол церкви? (Это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью).

Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

5. Составление плана сочинения.

Учитель: такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой. А сейчас мы вместе с вами попробуем составить план сочинения.

План… А для чего он нужен?

А кто-нибудь знает из каких частей состоит сочинение - описание?

Напоминаю, что сочинение - описание состоит из 3 частей

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

О чем можно рассказать во вступлении? Как начать?

Учитель: помните, вступление должно быть небольшим, но эмоциональным. Прочитав начало, читатель должен заинтересоваться дальнейшим прочтением всей работы.

Главное место отводится основной части. В ней четко, ясно, логично, последовательно раскрывается тема сочинения.

Как закончить работу?

Примерный план:

I. Н.П. Крымов - художник-пейзажист.

II. Зима в изображении художника:

А) передний план: снег; замёрзшая речка.

Б) особенности заднего плана: небо; зимняя деревушка; лес.

В) центр картины: тонкая тропинка, протоптанная в сугробах, вереница людей.

III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

6. Обогащение словарного запаса.

На переднем плане картины мы видим…;

Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался);

На фоне…(выделяются, показаны).

Учитель: Эти выражения вы можете использовать при построении предложений в своем сочинении.

Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства?

Учитель: при написании сочинения нужно обратить внимание и на синонимы, чтобы избежать лексических повторов в сочинении.

Как можно называть Н. П. Крымова в сочинении? Как можно заменить слово «нарисовал»?

Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь своими памятками.

7. ИТОГ УРОКА.

Ребята, какую же интересную и полезную работу мы с вами провели?

8. РЕФЛЕКСИЯ.

У вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.

Если вы уверены, что готовы к написанию сочинения, то поднимите вверх красную карточку.

Если вы не совсем уверены в своих силах, то зеленую.

Молодцы, я вижу, все готовы написать сочинение дома.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Написать сочинение по плану, дополняя его своей информацией.

Написать сочинение по плану, используя собранную информацию.

А закончить наш урок мне хотелось бы словами А.А. Пластова: «Я люблю нашу жизнь... Даже обыкновенные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».

Я желаю вам успехов в работе, умейте видеть и замечать!

Литература:

Николай Петрович Крымов [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - режим доступа: krimov.ru, свободный. - Загл. с экрана.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. План-конспект урока русского языка по теме: Сочинение по картине Н. Грабаря «Февральская лазурь».







Самоанализ урока


ФИО учителя Олесик Анастасия Владимировна

МАОУ СОШ №22 г. Тамбова

Предмет русский язык, 5 класс

Тема урока «Подготовка к написанию сочинения - описания по картине Николая Петровича Крымова «зимний вечер».

1. Мотивационно-ориентированный аспект

На уроке были созданы благоприятные условия для проведения урока. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Учащиеся были положительно эмоционально настроены для работы.

2. Структурно-содержательный аспект

Считаю, что тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока, цель и задачи формулировались совместно с учащимися, являлись для них личностно значимыми.

Обучающая задача урока осуществлялась в умении составлять план текста описания. Развивающая - через беседу с учащимися, монологическую речь учеников при воспроизведении материала. Воспитательная - через работу с произведением живописи.

Свою деятельность старалась направить не только на формирование ЗУНов, но и на развитие учащихся, формирование учебных компетенций: языковой, коммуникативной.

Теоретическое изложение учебного материала было доступно учащимся, выстроено научно, логично, последовательно.

Использовались такая форма общения, как диалог и монолог. Познавательная деятельность носила характер творческий.

Были соблюдены все структурные элементы урока. Подведён итог урока и проведена рефлексия собственной деятельности учащихся.

3. Оценочно-результативный аспект

На уроке не только оценивала предметные знания учащихся, но и их деятельность в процессе урока (применение логических приёмов мышления, самостоятельность и оригинальность выполнения творческих заданий), а также учащиеся провели рефлексию и самооценку своей деятельности. Считаю, что урок прошёл эффективно как для меня, так и для детей.

4. Считаю, что тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока, цель и задачи формулировались совместно с учащимися

5. Домашнее задание

Домашнее задание:

В.1. Написать сочинение по плану, используя собранную информацию.

В. Написать сочинение по плану, используя собранную информацию.

Характер д/з дифференцированный. Учащимся было предложено два вида заданий, предоставлено право выбора. Д/з нацелено на проверку умений строить собственное высказывание-описание.

6


© 2010-2022