Урок развития речи в 5 классе. Описание природы. Сочинение по картине И. И. Левитана Октябрь

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе «Сочинение-описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» разработала Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка высшей категории МБОУ «Уютненская ОШ-гимназия» Сакского района Республики Крым.

Тема. Сочинение-описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Цель: совершенствовать умение учащихся коллективно и с помощью учителя подобрать материал для сочинения-описания картины, составить простой план сочинения картины, устно и письменно создать собственный текст.

Оборудование: репродукция картины; аудиозапись музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года».

Основное содержание работы.


  1. Объявление темы урока и целеполагание (учащиеся сами ставят цель урока).

  2. Работа по теме.

  1. Слово учителя.

Природа - удивительная мастерица, волшебница, труженица. Своими яркими красками разрисует себя в пору осеннего гулянья после жаркого лета, набросит на себя серебристую ризу в зимнюю пору, а весной облачится в изумрудную зелень молодой листвы, не забыв надеть на себя бело-розовую фату ароматного цветения.

Каждому из нас она предложит себя для творческого наслаждения, поведёт в самые сокровищные уголки и откроет великую силу магического воздействия на наши души, чтобы оставить о себе неизгладимые впечатления.

В русской живописи есть десятки, сотни пейзажей, которые всегда волнуют зрителя своей искренностью и простотой.

- Обратите внимание, ребята, на репродукцию картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Что на ней изображено?

Ответ уч-ся: (Зима).

- Как художнику удаётся передать красоту русской зимы?

Ответ уч-ся: (Использование красок различных цветов и оттенков).

- Какой цвет преобладает более и почему?

Ответ уч-ся: (Лазурь).

  1. Работа с дополнительным материалом (материал на партах).

- Прочитайте воспоминания художника И.Э.Грабаря, а затем рассмотрите его картину «Февральская лазурь».

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…

Я стоял около дивного экземпляра берёзы. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.

(По Л.Зельмановой).

Заглянем в словарь. (Карточки под названием «Словарь» на парте).

Лазурь - светло-синий цвет, синева (в народной поэзии - лазоревый).

- Так почему художник назвал картину «Февральская лазурь»?

(Ответы учащихся).

- Как бы вы назвали картину?

(Ответы учащихся).

- Каково ваше общее впечатление от картины? Почему?

(Ответы учащихся).

- Что изображено на переднем плане?

Ответ уч-ся: (Берёза).

- Какой нарисовал И.Грабарь берёзу?

- Каковы деревья на заднем плане?

- Как художник нарисовал небо, снег около деревьев?

- Каково общее настроение картины?

(Ответы учащихся).

  1. Прослушивание увертюры П.И.Чайковского «Времена года. Февраль».

- Как удалось великому композитору передать красоту природы в феврале?

(Ответы учащихся).

- Удалось ли П.И.Чайковскому передать звуками то, что увидел художник И.Грабарь?

(Ответы учащихся).

  1. Лексическая работа.

- Подберите синонимы к словам художник, картина, восхищаться.

(Автор, живописец, пейзажист; полотно, произведение искусства; удивляться, поражаться).

- Назовите и запишите названия цветов и оттенков, использованных автором для написания картины.

Лазурный - светло-синий, голубой, сапфировый;

сиреневый - нежно-лиловый;

жемчужный - белый;

чёрно-коричневый;

коралловый - ярко-красный.

- Запишите словосочетания, которые можно использовать при написании сочинения, добавьте к ним 2-3 составленных самостоятельно.

(Чудесный зимний пейзаж; белоствольная красавица; запечатлел на картине; праздник неба; низкий горизонт; фантастическая красота родной природы; причудливые переплетения; гимн красоте простого пейзажа; ослепительное солнце; чувствуется приближение весны; появляется ощущение счастья; создаётся радостное настроение).

- Подберите эпитеты к словам берёза, небо, снег.

Берёза - высокая, раскидистая, белоствольная;

небо - высокое, лазоревое, необыкновенное;

снег - голубой, плотный, улежавшийся.

  1. Составление плана сочинения и устного высказывания.

План.

  1. Автор картины И.Э.Грабарь.

  2. Время года, изображённое на картине.

  3. Берёза - главная героиня картины.

  4. Деревья на заднем плане, небо, снег.

  5. Общее настроение картины.

  1. Домашнее задание. Написать сочинение, используя материал урока.

Примерное сочинение.

Природа - удивительная фантазёрка и мастерица. В любое время года она может быть одновременно и художницей, и красавицей, и модницей. И.Э.Грабарю, известному художнику-живописцу, удалось запечатлеть один из таких моментов в жизни природы.

На картине «Февральская лазурь» изображён солнечный зимний день в феврале. Вся природа как будто отмечала праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на бирюзовом снегу.

В какой-то миг мне показалось, что берёзы демонстрировали всю свою зимнюю красоту. Верхушки их заискрились на солнце коралловыми бусинками. На фоне тёмно-синего неба в сочетании с бирюзой эти бусинки напомнили мне золотой осенний наряд берёзы. С высоты словно доносились лирические перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба.

Вдали чёрной полосой выделялся густой лес, а светло-голубой снег плотным покрывалом устилал землю, напоминая о том, что не прошла пора зимних бурь.

Картина природы выглядит на полотне радостной, светлой, и весёлое настроение передаётся мне. Появляется желание побродить по лесу и раствориться в необыкновенной тишине. А на устах уже звучит гимн красоте простого русского пейзажа, заметить который не всегда удаётся в мирской суете.



© 2010-2022